Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:54, контрольная работа
Данная работа по русскому языку посвящена выяснению культуры речи в
деятельности человека. Какую роль в деятельности играет речь в жизни людей?
Как правильно разговаривать с человеком? Какие особенности речевого этикета?
Ключевые слова: разговор, речь, культура речи, язык.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................4
1. Язык и культура речи..........................................................6
2. Культура общения с людьми............................................13
3. Особенности речевого этикета по телефону...................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................22
Глоссарий................................................................................23
Список литературы:...............................................................24
В общем, вежливый человек умеет не только говорить, но и слушать. Немаловажное значение в жизни каждого человека имеет величайшее достижений речевой культуры народа - русский литературный язык. Обработанный мастерами, точный и гибкий, он представляет собой высшую форму общенародного языка и служит средством общения в науке, в технике, в искусстве - во всех областях нашей разнообразной жизни. Русский литературный язык служит единым средством общения между людьми. В него входит все богатство речевых и изобразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Многие слова, считавшиеся, например, во времена Пушкина нелитературными, сегодня входит в литературную речь как полноправными хозяева.
Необходимым условием существования литературного языка являются его нормы.
"Нормы литературного языка - это относительно устойчивый способ выражения,
отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества. Такой
способ выражения признается правильным и общеобразовательным".
Лексические нормы литературного языка связаны с правильным употреблением общепринятых слов и устойчивых выражений (фразеологизмов), с использованием их в том значении, которое они имеют в современном русском языке. Соблюдение лексических норм требует от пишущего и говорящего умения свободно распоряжаться своим активным словарным запасом.
Грамматические нормы литературного языка соответствуют строго установленной системе речевого строя, включающего в себя образование грамматических норм и
употребление этих норм в устной и письменной речи. Грамматические нормы в
основном сводятся
к использованию законов
Орфоэпические (фонетические) нормы - это единые правила произношения отдельных звуков и их сочетаний. К нарушениям орфоэпических норм, прежде всего относятся те случаи, когда говорящий под влиянием письменной речи произносит некоторые слова точно так, как они пишутся, например: "сегодня", "синего", "красного", "белого", "старого", "пятого", "доброго", и т.п., вместо общепринятых и общеобязательных форм слов. Говоря о нарушениях орфоэпических норм литературного языка, нельзя не сказать
о часто встречающихся ошибках в постановке грамматического ударения, например, как: алфавит, договор, документ, квартал, красивее, шофер и другие.
Стилистические нормы - особые приемы и средства, помогающие наиболее точному
и образно эмоциональному выражению мыслей. Стилистические ошибки тесно связаны с ошибками лексическими и грамматическими. В устной и письменной речи часто встречаются случаи, когда стилистическая ошибка есть в то же время лексическая (или грамматическая) и наоборот. Однако различия между ними все же существуют. И те и другие сводятся к неуместному употреблению слов. Но само понятие неуместности здесь
не совсем одинаково. Стилистическая словарная ошибка - это неуместное употребление одного слова, вместо другого, близкого к нему по значению. Например, "пожилой дуб", "дряхлая избушка".
Лексическая ошибка – это употребление одного слова вместо какого-нибудь другого, совершенно отличного от него по смыслу: "Онегин был дворовый" (вместо "дворянин").
К нарушению норм литературного языка можно отнести также употребление
большого количества
труднопереводимых иностранных
слов (апперцепция, валоризация и др.) и
аббревиатур, которые способны вызвать.
2. Культура общения с людьми
Современный человек
должен обладать определенной культурой
и правильно вести себя на работе
с окружающими его людьми: с посетителями
(с центами), подчиненными и начальниками.
Для этого он должен правильно разговаривать.
Существуют определенные правила, основные из которых следующие:
· Разговаривать с человеком следует вежливо и ровным голосом;
· У вас должно быть желание разговаривать с человеком;
· Разговор должен быть дружелюбным;
· Вы должны быть только в хорошем настроении;
· При разговоре следует смотреть в глаза своему собеседнику приветливо и внимательно;
· Нельзя смотреть в сторону;
· Нельзя во время разговора гримасничать, кривить рот, морщить лоб и нос - это не только оскорбляет собеседника, но и делает вас смешными;
· Не надо перебивать или прерывать собеседника – создается впечатление, что вы его не уважаете; что бы ни говорил ваш собеседник, вы обязаны дослушать до конца. Прерывать его вы можете лишь по мотивам личного характера или в том случае, когда выслушиваемый вами монолог выходит за рамки приличия;
· Не надо хлопать собеседника по плечу, толкать его, тыкать пальцем в живот или вертеть пуговицы на его пиджаке;
· Не надо жестикулировать руками или пальцами, закатывать глаза и прочее, так как создается впечатление, что вам не хватает словарного запаса и вы малокультурный человек; "искусство говорит - это искусство молчания", поэтому на первых порах слушайте; не засоряйте свою речь словами-паразитами;
· Не следует выражаться слишком замысловато, применяя большое число иностранных слов, подчеркивая свою образованность. Вас многие не поймут, а знающим вы будете смешны; старайтесь говорить четко, не торопясь, не бормочите и не глотайте слова и их окончания; интонация – форма произношения слов и предложений – должна быть не оскорбительной для человека и не обидной для него.
Хороший собеседник - это внимательный слушатель, который, не перебивая,
уважительно слушает
вас и искренне заинтересован
в том, что ему рассказывают.
Чтобы стать хорошим собеседником, необходимо придерживаться некоторых правил:
а). Обращаться к собеседнику только по имени;
б). Нужно уметь правильно разговаривать со своим собеседником;
в). Ваш разговор должен убеждать вашего собеседника в его значимости как
человека;
г). Необходимо быть хорошим собеседником;
д). Тема разговора должна быть интересна и полезна вашему собеседнику;
е). Вы должны улыбаться людям.
Что значит уметь склонить делового партнера к своей точке зрения и
воздействовать на него так, чтобы он выполнил то что нужно в ваших интересах,
соблюдая при этом и свои интересы, то есть - это умение находить общий язык
со своим партнером. В общении между людьми, и, особенно между деловыми, часто бывают такие ситуации, когда их мнения неоднозначны и могут возникнуть основы для
конфликта между ними. В этих ситуациях может победить одна из сторон, может быть найден какой-то компромисс, а может, приемлемое решение не будет найдено. Чтобы избежать этой неприятной ситуации, целесообразно использовать определенные советы, соблюдение которых поможет убедить людей и склонить их к своей точке зрения.
Обратимся
к этим советам:
1. Прежде чем
начинать сложные дела со
2. Единственный способ одержать верх в каком-нибудь споре - это вообще избежать его.
3. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника и никогда не говорите ему, что он не прав.
4. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
5. С самого
начала разговора
6. Постарайтесь заставить своего собеседника сразу в начале разговора несколько раз ответить вам "да".
7. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник, а вы слушайте внимательно, не перебивая.
8. Постарайтесь
убедить вашего собеседника,
9. Искренне старайтесь смотреть на вещи не только со своих интересов, но с точки зрения вашего собеседника (делового партнера).
10. Относитесь
сочувственно к мыслям и
11. Взывайте к более благородным мотивам.
12. Не драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.
13. Не бросайте
вызов, задевая за живое.
1. Если вы хотите сделать замечание человеку, не оскорбив и не обидев его вам лучше начать с похвалы и искреннего признания достоинств вашего собеседника. Психологи установили, что неприятные вещи всегда легче выслушивать, если перед этим нам сказали о наших достоинствах и успехах. В этих случаях суть замечания воспринимается как случайность, легко исправимая, и вы не обижаетесь на того, кто делает замечание. Поэтому, если вы вынуждены сделать замечание кому-нибудь, начните с достоинств и успехов того, кому потом вы выскажите свое замечание. Так вы не отобьете у него желание исправиться и работать лучше.
2. Если вы хотите указать человеку на допущенную им ошибку, не оскорбив и не обидев его, вы должны сказать об этом не прямо, а косвенно. Если не поступить так, то не приведет ни к чему хорошему. Он обидеться, так как это задевает его достоинство, у него испортится настроение и пропадет желание - что либо переделывать. Поэтому, всегда лучше дать хорошую оценку его труда, но затем можно сказать, почему он в данных условиях не удовлетворяет вашим требованиям. Результат будет прекрасным, человек все переделает в лучшем виде и не обидеться на вас, а главное - вы не убьете в нем желание трудиться.
3. Если вы хотите покритиковать человека за совершенную им ошибку, не обидев
и не оскорбив его, то вам необходимо сначала поговорить о собственных ошибках, а затем уже и "добраться" до него. Это нужно делать так, потому что, когда вы начинаете со своих ошибок вы даете понять, что он не одинок и другие тоже могут ошибаться. Что его ошибка почти объективная и ее легко исправить. Это не обижает человека, не вызывает желания немедленно все бросить и, главное, - не снижает его энтузиазма в работе.
4. Если вы хотите заставить человека что-то делать, то вы не должны это делать в приказной форме, например как в армии. Потому что никто не любит, когда ему приказывают. Поэтому нужно предоставить человеку возможность самому выполнять работу, никогда не указывать, что делать, и, позволять ему учиться на собственных ошибка. При соответствующем контроле, но, не принимая за него решений. Такой метод и щадит самолюбие человека и пробуждает в нем ощущение своей значимости. Этот метод порождает в человеке желание сотрудничать, а не стремиться к протесту. Итак, в этих условиях приказания быть не может, но остаются вопросы, которые вы ему можете задавать.
5. Если вы хотите объявить о каком-либо решении человеку, которое касается его лично, то вам следует начать с приведения соответствующей мотивации этого решения. Людям нельзя сразу объявлять о том или ином решении, которое непосредственно касается их лично, например, увольнение с работы, переводе на другую работу и т.п. Перед этим должна быть сообщена им соответствующая мотивация, которая объективно, не затрагивая чувств собственного достоинства, объяснила бы причины такого решения.
6. Если вы хотите заставить человека творчески и продуктивно работать на своем участке, то необходимо проявить к нему внимание и выразить одобрение по поводу малейших успехов. Это вдохновляет людей совершать невероятное используя нереализованные ранее возможности. Вообще, человек в большинстве случаев использует незначительную часть своих физических и умственных ресурсов. Этим вы будете стимулировать достижение успехов в работе.
7. Если вы хотите помочь человеку стать лучше и если он сам хочет этого, то вам необходимо создать ему хорошую репутацию, которой в данный момент, может быть, он и не достоин. Психологи установили, что почти каждый - богач, бедняк, нищий, вор, - прилагает все усилия к тому, чтобы поддержать репутацию честного человека. Например, существует только один возможный путь исправления мошенника: обращаться с ним так, словно он является почтенным и честным человеком. Он будет непременно польщен этим. Если вы отмечаете в человеке что-то хорошее, чего пока за ним не замечалось, он обязательно будет стремиться к этому - в этом убеждены многие психологи мира.