Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:35, доклад
История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался в нашей стране за последние годы.
Русское искусство XIX века
История русской культуры является неотъемлемой частью прошлого нашей родины. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. В то же время постижение культурного наследия столь же необходимо и в современной жизни. Историко-культурная тематика становится одним из определяющих факторов идеологической сферы, приобретая особое значение в период того мировоззренческого вакуума, который образовался в нашей стране за последние годы.
В художественной жизни страны по-прежнему значительна роль петербургской Академии художеств. Академия участвует как инициатор, исполнитель или куратор почти во всех художественных начинаниях эпохи: от создания архитектурных ансамблей до развития станковой печатной графики. В то же время Академия как официальное учреждение проводила правительственную политику в области искусства[1]:
Очень высокий уровень профессиональной подготовки академистов - выпускник Академии превосходно владел методом работы с натуры и обладал развитым композиционным мышлением.
Творческое становление молодых художников происходило, с одной стороны, на основе глубоких профессиональных знаний и возвышенных представлений о целях искусства, а с другой — в борьбе с той регламентацией в искусстве, которую насаждала чиновная часть Академии, отражавшая взгляды ортодоксальных общественных кругов.
Основные стили - высокий классицизм и романтизм.
Главенствующим стилем для русской архитектуры и скульптуры в этот период является по-прежнему классицизм. В первой трети столетия он вступает в новую фазу, именуемую зрелым, или высоким классицизмом; в научной литературе, особенно в литературе начала XX века, его именуют и русским ампиром.
В основе высокого классицизма - принципы монументальности, простоты и логической ясности художественного образа, которые были присущи и классицизму XVIII столетия, но теперь развитие этих черт достигло кульминации.
Скульпторов и зодчих все более привлекает гражданственная героика античного мира. В архитектуре часты обращения к суровому лаконизму греческого дорического или тосканского ордеров.
Проявление романтизма было наиболее плодотворным в живописи и графике.
В архитектуре и скульптуре первой трети XIX столетия распространение романтических мотивов более ограничено.
В центре внимания романтизма - человеческая личность, значительная в силу своих собственных, а не сословных достоинств, освобожденная от феодальных пут личной зависимости человека от человека.
Расцвет самых различных форм портрета в изобразительном искусстве романтизма.
Внутренний мир героя и образ той идеальной среды, в которой он может найти проявление, романтики противопоставляют неполноценности окружающей социальной действительности[2].
Не находя в настоящем воплощения своих идеалов, романтики искали их в примерах активной современной борьбы за социальную и национальную свободу, в истории человечества, и прежде всего в истории своего народа. Обильную пищу дает романтику и мир фантастики, сфера религиозных и эстетических идеалов, девственная природа и жизнь людей не затронутых цивилизацией.
Наблюдается расцвет исторической картины, интерес к сюжетам, почерпнутым из народного эпоса, к религиозному сюжету, пейзажу, сюжетам, отражающим экзотику современного Востока.
Прослеживается и увлечение искусством прошлого - европейской живописью XVII века, проторенессансной и ренессансной художественной культурой, искусством Древнего Востока.
В русской культуре первой половины XIX века романтизм имеет свою специфику - вера в просветительские идеалы разума, прогресса, элементарных прав личности— все это было еще актуальным в русской общественной жизни первой половины столетия.
Развитие романтических идеалов в русской культуре можно условно разделить на два этапа. Первый из них падает на первую треть века.
Круг романтических идеалов этого времени в значительной степени определен и гуманистическим пафосом эпохи, ознаменованной антинаполеоновскими войнами начала столетия.
Стилевые особенности романтизма как художественного направления здесь значительно менее отчетливы, нежели в искусстве некоторых стран Западной Европы.
Часто романтические черты художественного образа сочетаются с его классицистической основой. Во многих проявлениях русский романтизм этого времени близок сентиментализму.
Элементы романтизма различимы даже, в наиболее традиционном виде русской живописи этого времени - в исторической картине, где они смягчают жесткость изобразительных канонов и обнаженность моральных тезисов классицизма, здесь начинает проявляться свойственное романтическому миропониманию требование исторической верности изображения[3].
Более всего романтизм в это время проявил себя в портрете. С романтическим утверждением неповторимой индивидуальности духовного мира каждого человека связан расцвет камерных форм портрета.
Лирическая поэтика портрета начала столетия — яркое выражение гуманизма пушкинской эпохи. Характерно пристрастие художников этого времени к автопортрету, столь типичное для общеевропейского романтизма.
В романтическом портрете нашли дальнейшее развитие и сентименталистские представления о внесословной ценности человеческой личности.
Особенно существенна была роль романтизма в формировании О. А. Кипренского, А. О. Орловского, менее отчетливо, хотя и вполне ощутимо, воздействие романтизма на творчество А. Г. Венецианова, А. Г. Варнека, В. А. Тропинина.
Романтизм нашел воплощение и в пейзаже. От «героического» пейзажа русского классицизма, насыщенного изображениями исторических и природных достопримечательностей, он открывает путь к поэзии естественного вида местности Примеры можно почерпнуть в творчестве Сильвестра Щедрина. Именно противопоставляя «историческому» пейзажу классицизма романтическую поэзию современного облика «волшебных краев полуденной земли», он пришел к пониманию задач пейзажного жанра как поэтического портрета конкретной местности[4].
В XIX веке наблюдается исключительный размах русского градостроительства. Основное внимание обращается на возведение общественных — гражданских и административных зданий, строящихся с тем расчетом, чтобы формировать центр общественной жизни того или иного района города. Церковные и дворцовые сооружения оказываются подчиненными требованиям единой архитектурной композиции того городского района, в котором они размещены[5].
Исключительно высоко развитая форма синтеза архитектуры и скульптуры; в стилистическом единстве с ними выступают декоративная живопись и прикладное искусство. Крупнейшие архитекторы первой трети века планируют для своих сооружений общий характер скульптурного и живописного декора, убранство интерьера: драпировки, мебель, светильники.
В сооружении подчеркивается объем здания, мощь гладких глухих стен. Отдельные элементы ордера укрупняются: колоннады, оконные проемы и арки порой получают гиперболизированное почти титаническое звучание. Стремясь к большей образной выразительности, архитекторы иногда отступают от ордерных форм.
В архитектуре высокого классицизма существенную роль играет цвет; она, как правило, двухцветна. Белые колоннады, лепнина, рельефы и статуи отчетливо выделяются на интенсивно окрашенном — желтом или сером - фоне оштукатуренных стен.
К концу рассматриваемого периода в архитектуре усиливаются черты величавости, праздничной торжественности.
Возрастает самостоятельность скульптуры в ансамбле.
Сюжетный рельеф, скульптурная группа и статуя более, чем это было в конце XVIII века, обособляются от чисто декоративных мотивов скульптурного убранства; они обретают большую смысловую наполненность, раскрывая те идеи и представления, которые связаны с общественным назначением данной постройки.
Замкнутая в своем силуэте лепнина и заключенный в обрамление рельеф противопоставлены спокойной глади стен; круглая скульптура, часто водруженная на свободно стоящий постамент, тоже в свою очередь, контрастирует с компактностью архитектурного объема. Все это подчеркивает монолитную мощь сооружения в целом. Богатый скульптурный декор строго подчинен единому смысловому и пластическому ритму, благодаря чему здание и его декор сливаются в единый образ.
Героические идеалы эпохи определили содержание скульптуры высокого классицизма. Стремление к возвышенному образному строю сочетается теперь с более обобщенной трактовкой формы.
В скульптуре постепенно слабеют присущие XVIII веку чувственное ощущение поверхности предмета, «живописность» пластического решения.
Особенной выразительности достигает теперь силуэт, замкнутый и четкий, подчеркнуты компактность объемной формы, лаконизм скульптурных масс.
Соотношение художественных тенденции эпохи было чрезвычайно сложным и подчас противоречивым - стремление к простоте и правде, заключающееся в самой эстетической системе классицизма, рождало подлинную человеческую глубину и жизненную убедительность образа. В то же время стремление к непосредственной передаче окружающего мира было активно направлено против того сугубо отвлеченного, схематического, что накапливалось в это время в классицизме как художественном направлении.
В живописи видны следующие тенденции:
поиски героического и возвышенно-обобщенного образа.
стремление сблизить искусство с жизнью, тесно связанное с общей демократизацией культуры этой эпохи.
эти искания шли в тесном взаимодействии с классицизмом и романтизмом.
стремление передать натуру в ее реальном облике часто определяло главное в характере художественного образа.
В живописи классицизм проявил себя более всего в исторической картине, но больших достижений здесь не принес (Егоров, Шебуев, Иванов). В портретном искусстве активное развитие разнообразных форм дружеского, интимного изображения. Человек рисуется здесь в неповторимости своего душевного склада, порою — в повседневном облике, в тех чертах, которые наложила на него определенная жизненная обстановка.(Кипренский, Тропинин, Венецианов и его ученики).
Отчетливы стремления к непосредственному изображению действительности в пейзаже (С. Ф. Щедрина).
Сложение — впервые в русской живописи — пейзажа национального (Венецианов и его ученики).
Становление бытового жанра как самостоятельного вида живописи. Бытовая тема утверждается в это время как изображение народной жизни, утверждается в раскрытии этической и эстетической значительности образа русского простолюдина (Тропинин, Венецианов и его ученики и последователи).
XIX век явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Национальная культура — это культура нации как общности людей, складывающаяся в ходе формирования капиталистического уклада. Этапом ее формирования явились петровские реформы, развитие во второй половине XVIII века гуманистических представлений в литературе, искусстве, общественной мысли, когда проповедь личной, внесословной ценности становится доминантой. Особенности ее становления связаны с патриотическим подъемом, вызванным победой в войне 1812 года, отменой крепостного права. Все эти преобразования изменили социально-духовный облик населения, его быт, условия жизни, повлияли на рост культурных потребностей[6].
Каждая эпоха требует определенного уровня культуры в сфере материального производства, демократизации культуры в целом. Отличительной чертой этой эпохи было широкое распространение просвещения. Необходимо было ликвидировать сословно-крепостническую систему народного образования. К концу века уровень грамотности повысился с 6% до 21%. Сложилось несколько типов школ. Открывались земские, городские школы, в городах существовали классические и реальные гимназии. Появились новые университеты в Томске, Харькове, Казани, Одессе. Открываются специальные высшие учебные заведения — горные, лесные, сельскохозяйственные институты. Под давлением общественности правительство вынуждено открыть высшие учебные заведения для женщин. Развивается книгоиздательское, журнальное, газетное дело. Издательства ориентируются на массового читателя. К началу XX века в России издавалась 1131 газета на 24 языках. Крупные издательства И. Сытина, А. Суворина, «Знание» выпускали книги, доступные по цене для всего населения, сыгравшие огромную роль в просвещении и распространении произведений русских и зарубежных авторов. Открывались научные, общественные библиотеки, шло становление музейного дела. Культурные потребности и интересы различных городских и сельских слоев, конечно, отличались, но происходил процесс их сближения благодаря распространению грамотности, печатного слова[7].
Если в начале XIX века ощущался недостаток отечественных пьес в репертуаре русского театра, то уже скоро появилась блестящая комедия А. Грибоедова «Горе от ума», опера М. Глинки «Жизнь за царя». В 60—90-е годы — оперы на исторические сюжеты М. Мусоргского, А. Бородина. Русская музыка переживала взлет в своем развитии. Появляется плеяда талантливых музыкантов: М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи. Мировое признание получил выдающийся композитор П. Чайковский. К началу века расцвел талант А. Скрябина, С. Рахманинова.
Театральное искусство к концу века достигло высокого уровня развития. Классики русской литературы работали для театра и создали яркие драматические произведения. Ведущим драматическим театром XIX века был Малый театр, который развивал реалистические традиции. В 1898 году открылся Московский Художественный театр. Во главе его стали К. Станиславский и В. Немирович-Данченко. В театре сложился прекрасный ансамбль, утверждались новые принципы режиссуры и актерской игры. XIX-XX век дали блестящую плеяду артистов — М. Щепкина, П. Мочалова, М. Ермолову, Ф. Шаляпина, В. Комиссаржевскую. Ученые России в XIX веке сделали много выдающихся открытий, имевших мировое значение. Д. Менделеев сформулировал один из основных законов природы — периодический закон химических элементов. Мировое признание получили исследования русских математиков — П. Чебышева, А. Ляпунова, С. Ковалевской. Были сделаны значительные географические открытия. М. Лазарев и Ф. Беллинсгаузен открыли Антарктиду. Географические и этнографические открытия П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Пржевальского, Н. Миклухо-Маклая получили мировое признание. В начале XX века первую Нобелевскую премию в России получил физиолог И. Павлов[8].