Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:34, реферат
Цель данной работы заключается в рассмотрении семиотики как науки о знаках и их функционирование как единой системы, а также определение, какие задачи ставит перед собой эта наука на современном этапе своего развития.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие исследовательские задачи:
- определить семиотику, как науку,
- рассмотреть историю развития семиотики на разных исторических этапах,
- проанализировать типологию знаков,
Введение
Глава I Семиотика как наука
1.1. Понятие семиотики
1.2. Развитие представлений о знаках и языках
1.3. Основные понятия семиотики
1.4. Типология значений знака в семиотике
Глава II Знак в различных разделах семиотики
2.1. Законы семиотики
2.1.1.Объективные законы (синтактика)
2.1.2. Прагматические законы
2.1.3. Законы смысла (семантика)
2.2. Разделы семиотики
2.2.1. Синтактика
2.2.2.Семантика
2.2.3.Прагматика
Заключение
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А. М. Горького.
ФАКУЛЬТЕТ
ИСКУСТВОВЕДЕНИЯ И
Кафедра
культурологии
СЕМИОТИКА
КАК НАУКА О ЯЗЫКЕ И
ЗНАКАХ
Выполнила
студентка 6 курса МК
Долматова
Ю.А.
Научный руководитель:
Капкан
Екатеринбург
2011
Оглавление
Введение
Глава I Семиотика как наука
1.1. Понятие семиотики
1.2. Развитие представлений о знаках и языках
1.3. Основные понятия семиотики
1.4. Типология значений знака в семиотике
Глава II Знак в различных разделах семиотики
2.1. Законы семиотики
2.1.1.Объективные законы (синтактика)
2.1.2. Прагматические законы
2.1.3. Законы смысла (семантика)
2.2. Разделы семиотики
2.2.1. Синтактика
2.2.2.Семантика
2.2.3.Прагматика
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Все, что нас окружает – это своеобразные знаки: явления природы, компьютерные программы, живопись, музыка и, конечно же, языки, как искусственные, так и естественные. Человек живет в мире знаков, пользуется знаками и в определенных ситуациях сам как бы является знаком. Походка человека, особенности фигуры, тембр голоса, прическа – вот неполный набор знаков, по которым мы сразу определяем знакомого.
Наука, занимающаяся изучением знаков, знаковых систем и языков, созданных на их основе, называется семиотикой.
Знаковая система – это система, передающая информацию, отличную от энергии. Она существует объективно, независимо от наблюдателя.
Одной из важнейших знаковых систем, созданных человеком, являются естественные, или разговорные, языки. Однако семиотика, как общая наука о знаках, занимается изучением не только естественных языков. В ее орбиту попали такие явления культуры, как кино, театр, живопись и архитектура.
Поскольку знак есть носитель информации, семиотика имеет большое прикладное значение при исследовании и проектировании знаковых систем, используемых в процессах передачи и обработки информации. Прикладные разработки идут по двум основным направлениям. Первое – это создание искусственных языков, позволяющих удобно алгоритмизировать процессы обработки информации (например, языков программирования, языков для индексирования документов и т.п.). Второе направление – это создание алгоритмов, обеспечивающих обработку текстов на естественном языке (машинный перевод, автоматическое индексирование, реферирование, перевод с естественного языка на формальный и т.п.). Из этого можно сделать вывод, что данная тема очень актуальна.
Данная работа посвящена изучению семиотики в целом как науки о языке и знаках на примере разнообразных знаковых систем, проводится их сопоставительный анализ, а так же изучение особенностей знаков и их функционирование в жизни людей. Следовательно, в качестве объекта данной работы выступают непосредственно знаки.
Предметом работы являются те знаковые системы и их функционирование в жизни людей и языке, которые существуют, подчиняясь определенным законам.
Проблемным вопросом темы является разграничение значений знака (денотативного и сигнификативного).
Цель данной работы заключается в рассмотрении семиотики как науки о знаках и их функционирование как единой системы, а также определение, какие задачи ставит перед собой эта наука на современном этапе своего развития.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие исследовательские задачи:
- определить семиотику, как науку,
- рассмотреть историю развития семиотики на разных исторических этапах,
- проанализировать типологию знаков,
- определить основания для создания семиотических законов,
- рассмотреть семиотические законы (прагматика, семантика, синтактика).
В соответствии с задачами структура работы включает две главы. В первой главе будут рассматриваться разные точки зрения на семиотику как науку, изучающую знаки, происхождение и развитие этой науки. Вторая глава посвящена разделам семиотики (семантика, синтактика, прагматика) и ее законам.
В работе были использованы главным образом труды В. Агеева, А. Г. Волкова, Ю.С. Степанова.
Глава
I. Семиотика как наука
1.1
Понятие семиотики
Семиотика (греч. semeiotikón, от seméion — знак, признак) – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков). Семиотика изучает характерные особенности отношения «знак — означаемое», распространённого достаточно широко и несводимого к причинно-следственным отношениям. Термин «знак» понимается в широком смысле как некоторый объект, которому при определённых условиях (образующих в совокупности знаковую ситуацию) сопоставлено некоторое значение, могущее быть конкретным физическим предметом (явлением, процессом, ситуацией) или абстрактным понятием.
Существует несколько определений семиотики. Распространенным, классическим определением является следующее: "Семиотика – это наука о знаках и/или знаковых системах". В основе положен объект семиотики – знаки и системы знаков. Однако, если взглянуть на это определение более пристально, возникает вопрос: кто устанавливает различие между знаками и не-знаками (условимся считать заранее, что 1) знаки есть и 2) мы знаем, что такое знаки). Уже Блаженный Августин осознавал трудность разграничения вещей и знаков. С одной стороны, мы можем познавать вещи и говорить о вещах только с помощью знаков, заменяя вещи их обозначениями. С другой стороны, то, что обычно используется как знак, в некоторых ситуациях может восприниматься (и использоваться) как простая вещь. Иногда люди наделяют особыми значениями вещи, для других совершенно не значимые. Приверженцы экзотических религий могут служить здесь примером.
Поскольку семиотика не имеет дела с незнаковой реальностью, она не способна рассматривать вопросы о существовании или несуществовании чего-либо помимо знаков. Или, говоря семиотически, не-знак мыслится тоже как знак, хотя и с чисто отрицательным содержанием.
Таким образом, семиотика – это средство рассмотрения чего угодно в качестве знаков и знаковых систем. Ее объектом является все, что означает.
Определение второго типа – определение по методу: "Семиотика – это приложение лингвистических методов к объектам иным, чем естественный язык. Это значит, что семиотика – это некоторый способ рассмотрения чего угодно как сконструированного и функционирующего подобно языку. В этом заключается суть метода. Все может быть описано как язык (или как имеющее свой язык): система родства, карточные игры, жесты и мимика, кулинария, религиозные ритуалы и поведение насекомых. Семиотика, следовательно, – это перенос метафоры языка на любые неязыковые феномены. Одним из принципов, на которых основывается семиотика, является расширение значения лингвистических терминов. Таким образом, метод семиотики – это рассмотрение чего угодно как метафоры языка или, говоря иначе, метафорическое описание чего угодно в качестве языка.
Также существует еще одно определение: семиотика – это научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию, будь то системы, действующие в человеческом обществе (главным образом язык, а также некоторые явления культуры, обычаи и обряды), в природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие предметов, логическое рассуждение).1
Вопросы, связанные с природой знаковых систем и с возникновением языков общения, с древнейших времен интересовали лингвистов и философов. Еще в 4 в. до н.э. древнегреческий философ Платон, говоря о происхождении слов (имен, названий), сравнивал язык с инструментом:
«… имя есть некое орудие обучения и распределения сущностей, как, скажем, челнок – орудие распределения нити»2. При этом он полагал, что слова отражают природу обозначаемых ими предметов и что имена, названия вещей органически связаны с обозначаемыми этими именами вещами.
Противоположного
взгляда придерживался
В конце 17 – начале 18 в. возникло новое направление, которое получило название рационализма. Родоначальником был Рене Декарт. Он отвергал божественную идею происхождения языка. Предпосылкой для развития языка как орудия мышления Декарт считал врожденные, имеющиеся у человека от рождения, представления или идеи.
Также следует отметить вклад Джона Локка в развитие науки о знаковых системах. Именно Локк ввел термин «знак» для обозначения слова как базисной единицы языка. Это направление оказало решающее воздействие на все последующее развитие лингвистики. Оно окончательно отвергло идею божественного происхождения языка.
Философия
языка как самостоятельная
Основоположником структурной лингвистики принято считать швейцарского языковеда Фердинанда де Соссюра, который высказал ряд принципиальных положений, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие науки о знаках. В частности, он выделил три основных аспекта изучения знака и знаковой системы: синтактику, структурные свойства знаковых систем, правильность построения знаков, семантику – отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков) и прагматику – полезность, ценность знака с точки зрения пользователя – интерпретатора знака. Соссюр пришел к заключению, что лингвистика может рассматриваться как составная часть науки, названной им семиологией (современное название - семиотика), целью которой является изучение природы знаков и законов, ими управляющих. Он предложил четко различать два подхода к изучению языка: синхронный (изучение среза языка, взятого в какой-то определенный исторический момент) и диахронный (изучение изменений в языке в процессе его развития).5
Соссюром, а также российскими учеными И.А. Бодуэном де Куртенэ и Н.В. Крушевским были исследованы законы развития языка и обоснованы его системный и знаковый характер.
Окончательно
наука, изучающая любые системы
знаков, применяемых в человеческих
обществах, сформировалась благодаря
работам американского