Серебреный век русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:00, контрольная работа

Описание

Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Это название также принадлежит Н.А. Бердяеву, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих "золотых" эпох[2].
Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в. На данном этапе истории духовное развитие в России происходило на основе взаимоотношения индивидуального и коллективного начал. Первоначально преобладающим было индивидуальное начало, рядом с ним существовало, отодвинутое на второй план, начало коллективное. После октябрьской революции положение изменилось. Основным стало коллективное начало, а индивидуальное начало стало существовать с ним параллельно[1].

Содержание

Введение………………………………………………………..…………...3
Серебряный век: декадентство или ренессанс?..........................................5
Заключение………………………………………………………………..18
Литература ……….………

Работа состоит из  1 файл

контрольная.docx

— 45.73 Кб (Скачать документ)

    Русская литература начала XX в., не создав большого романа, породила замечательную поэзию, наиболее значительным направлением в которой был символизм. Огромное влияние на символистов оказал В.С. Соловьев, сообщивший им свою веру в Софию и так сформулировавший сущность символизма:                                Все, видимое нами,

                                        Только отблеск, только тени

                                                 От незримого очами.

    София, понимавшаяся Соловьевым как синтез Мудрости, Добра и Красоты, как  посредник между человеком и  Богом, как “Мировая душа”, воплотилась  в циклах стихов о Прекрасной Даме А.А. Блока (1880—1921), творчестве Андрея Белого (литературный псевдоним Б.Н. Бугаева, 1880—1934) и др. Для символистов, веривших в существование иного мира, символ был его знаком и представлял связь между двумя мирами. Один из идеологов символизма Д.С. Мережковский, считавший преобладание реализма главной причиной упадка литературы, основами нового искусства провозглашал “символы”, “мистическое содержание” (“О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы”, 1893). Собственные его романы пронизаны религиозно-мистическими идеями (трилогия “Христос и Антихрист”, 1895—1905). Наряду с требованиями “чистого” искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема “стихийного гения”, близкого по духу к ницшеанскому “сверхчеловеку”.

    К 1910 г. “символизм закончил свой круг развития” (Н. Гумилев), его сменил акмеизм. Участники группы акмеистов (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Кузьмин) декларировали освобождение поэзии от символистских призывов к “идеальному”, возвращение ей ясности, вещности и “радостное любование бытием” (Н. Гумилев). Акмеизму присущи отказ от нравственных и духовных исканий, склонность к эстетизму. А. Блок с присущим ему обостренным чувством гражданственности отметил главный недостаток акмеизма: “...они не имеют и не желают иметь тени представления о русской жизни и жизни мира вообще”. Впрочем не все свои постулаты акмеисты воплощали на практике, об этом свидетельствует психологизм первых сборников А. А. Ахматовой (1889-1966), лиризм раннего 0.3. Мандельштама (1981— 1938). По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба.

    Одновременно  возникло другое модернистское течение  — футуризм, распадавшийся на несколько группировок: “Ассоциация эгофутуристов” (И. Северянин и др.); “Мезонин поэзии” (В. Лавренев, Р. Ивлев и др.), “Центрифуга” (Н. Асеев, Б. Пастернак и др.), “Гилея”, участники которой Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников и др. именовали себя кубофутуристами, будетлянами, т.е. людьми из будущего. “Мы — новый род люд-лучей. Пришли озарить вселенную” (В. Хлебников).

    Были  в поэзии этого времени яркие  индивидуальности, которые невозможно отнести к определенному течению  — М. Волошин (1877—1932), М. Цветаева (1892—1941). Ни одна другая эпоха не дала такого обилия деклараций собственной исключительности.

    Особое  место в литературе рубежа веков  заняли крестьянские поэты (Н. Клюев, П. Орешин). Не выдвигая четкой эстетической программы, свои идеи (соединение религиозно-мистических мотивов с проблемой защиты традиций крестьянской культуры) они воплощали в творчестве. С крестьянскими поэтами, особенно с Клюевым, был близок в начале пути С. Есенин (1895—1925), соединивший в своем творчестве традиции фольклора и классического искусства (сборник “Радуница”, 1916 и др.).

    Театр и музыка

    Важнейшим событием общественно-культурной жизни  России в конце XIX в. было открытие в Москве художественного театра (1898), основанного К. С. Станиславским (1863—1938) и В.И. Немировичем-Данченко (1858—1943). В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей.

    В 1904 г. в Петербурге возник театр  В.Ф. Комиссаржевской (1864—1910), репертуар которого (пьесы Горького, Чехова и др.) отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество ученика Станиславского Е.Б. Вахтангова (1883— 1922) отмечено поисками новых форм, его постановки 1911—12 гг. носят радостный, зрелищный характер (“Чудо святого Антония” М. Метерлинка, “Принцесса Турандот”   К. Гоцци и др.).

    Развитие  лучших традиций музыкального театра связано в петербургским Мариинским и московским Большим театрами, а также с частной оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин (1873—1938), Л.В. Собинов (1872-1934), Н.В. Нежданова (1873-1950). Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин (1880—1942) и балерина А.П. Павлова (1881—1931). Русское искусство получило мировое признание (“Русские сезоны” С.П. Дягилева в Париже, 1909—12).

    Выдающийся  композитор Н.А. Римский-Корсаков продолжал работать в излюбленном им жанре оперы-сказки (“Садко”, 1896; “Сказка о царе Салтане”, 1900; “Сказание о невидимом граде Китеже”, 1904; “Золотой петушок”, 1907). Высочайшим образцом реалистической драмы явилась его опера “Царская невеста” (1898). Профессор петербургской консерватории по классу композиции, Римский-Корсаков воспитал целую плеяду талантливых учеников (А.К. Глазунов, А.К. Лядов, Н.Я. Мясковский и др.).

    В творчестве композиторов молодого поколения  на рубеже XX в. наблюдался отход от социальной проблематики, усиление интереса к философско-этическим проблемам. Наиболее полное выражение это нашло в творчестве гениального пианиста и дирижера, выдающегося композитора С. В. Рахманинова (1873—1943), бывшего во многом прямым наследником Чайковского (оперы “Алеко”, 1892; “Франческа да Римини”, 1904 и др.); в эмоционально напряженной, с резкими чертами модернизма музыке А.Н. Скрябина (1871/72—1915; “Божественная поэма”, “Поэма экстаза”, “Прометей” (“Поэма огня”, 1910) и др.; в произведениях И.Ф. Стравинского, в которых гармонично сочетались интерес к фольклору и самые современные музыкальные формы (1882—1971; балеты “Жар-птица”, 1910; “Петрушка”, 1911; “Весна священная”, 1913 и др.).

    Архитектура

 

    Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX— XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа (банки, магазины, фабрики, вокзалы). Появление новых строительных материалов (железобетон, металлоконструкции) и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн!

    В творчестве Ф.О. Шехтеля (1859-1926) в наибольшей мере воплотились основные тенденции развития и жанры русского модерна. Зодчий работал над проектами практически всех типов сооружений (доходные дома и частные особняки, здания вокзалов и торговых фирм). Становление стиля в творчестве мастера шло по двум направлениям — национально-романтическому, в русле неорусского стиля (Ярославский вокзал в Москве, 1903) и рациональному (типография А. А. Левенсона в Мамонтовском пер., 1900). Наиболее полно черты модерна проявились в архитектуре особняка Рябушинского у Никитских ворот (1900—02), где архитектор, отказавшись от традиционных схем, применил асимметричный принцип планировки.

     В Москве новый стиль выразил себя особенно ярко, в частности в творчестве одного из создателей русского модерна  Л.Н. Кекушева (дом наследниц Хлудовых на Моховой, 4, 1894—96; Никольские торговые ряды на Никольской ул., 5; 1899— 1903 и др.). В неорусском стиле работали А.В. Щусев (1873— 1949) — здание Казанского вокзала в Москве (1913—24), В.М. Васнецов — здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке (1901—06) и др. В Петербурге же модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль — неоклассицизм (особняк А.А. Половцева на Каменном острове, 1911—13, архитектор И. А. Фомин).

     По  целостности подхода и ансамблиевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн — один из наиболее последовательных стилей.

    Скульптура

    Подобно архитектуре скульптура рубежа веков  освобождалась от эклектизма. Обновление художественно-образной системы связано  с влиянием импрессионизма. Первым последовательным представителем этого направления был П.П. Трубецкой (1866—1938). Уже в первых русских работах скульптора (портрет И. И. Левитана и бюст Л.Н. Толстого, оба 1899, бронза) проявились черты нового метода — “взрыхленность”, бугристость фактуры, динамичность форм, пронизанной воздухом и светом.

    Самое замечательное произведение Трубецкого — памятник Александру III в Петербурге (1909, бронза).

    По-своему чужд монументальному пафосу и замечательный  памятник Гоголю в Москве (1909) скульптора Н.А. Андреева (1873— 1932), тонко передающий трагедию великого писателя, “усталость сердца”, столь созвучную эпохе.

    Самобытная  трактовка импрессионизма присуща  творчеству А.С. Голубкиной (1864—1927), переработавшей принцип изображения явлений в движении в идею пробуждения человеческого духа (“Идущий”, 1903; “Сидящий человек”, 1912, ГРМ). Женские образы, созданные скульптором, отмечены чувством сострадания к людям, усталым, но не сломленным жизненными испытаниями (“Изергиль”, 1904; “Старая”, 1911 и др.).

    Импрессионизм мало затронул творчество С. Т. Коненкова (1874—1971), отличавшееся стилистическим и жанровым многообразием (аллегорический “Самсон, разрывающий узы”, 1902; психологический портрет “Рабочий-боевик 1905 г. Иван Чуркин”, 1906, мрамор; галерея обобщенно-символических образов на темы греческой мифологии и русского фольклора — “Нике”, 1906, мрамор; “Стрибог”, 1910; фантастичны и одновременно пугающе реальны фигуры убогих странников — “Нищая братия”, 1917, дерево, ГТГ).

    Живопись

    На  рубеже веков взамен реалистического метода прямого отображения действительности в формах этой действительности происходило утверждение приоритета художественных форм, отражающих реальность лишь косвенно. Поляризация художественных сил в начале XX в., полемика множественных художественных группировок активизировали выставочную и издательскую (в области искусства) деятельность.

    Жанровая  живопись в 90-е годы утратила ведущую  роль. Художники в поиске новых  тем обращались к изменениям в  традиционном укладе жизни. Их в равной мере привлекали тема раскола крестьянской общины (С.А. Коровин, “На миру”, 1893, ГТГ), проза отупляющего труда (А.Е. Архипов, “Прачки”, 1901, ГТГ) и революционные события 1905 г. (С.В. Иванов, “Расстрел”, 1905, Гос. муз. рев., Москва). Размывание границ между жанрами на рубеже веков в исторической теме привело к появлению историко-бытового жанра.

    В исторических полотнах А. В. Васнецова находим развитие пейзажного начала (“Улица в Китай-городе. Начало XVII века”, 1900, ГРМ). Творчество М.В. Нестерова (1862—1942) представляло вариант ретроспективного пейзажа, через который передана высокая духовность героев (“Видение отроку Варфоломею”, 1889-90, ГТГ, “Великий постриг”, 1898, ГРМ).

    Ученик  Саврасова И.И. Левитан (1860—1900), блестяще владевший эффектами пленэрного письма, продолжая лирическое направление в пейзаже, он подошел к импрессионизму (“Березовая роща”, 1885—89) и явился создателем “концепционного пейзажа” или “пейзажа настроения”, которому присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости (“Март”, 1895, ГТГ; “Озеро”, 1900, ГРМ) до философских размышлений о бренности всего земного (“Над вечным покоем”, 1894, ГТГ).

     К.А. Коровин (1861—1939) — самый яркий представитель русского импрессионизма, первый среди русских художников сознательно опиравшийся на французских импрессионистов (“Париж”,1902; “Париж вечером”, 1907; “Париж. Бульвар капуцинок”, 1911, ГТГ). В 1910-е годы под воздействием театральной практики Коровин пришел к яркой, интенсивной манере письма, особенно в любимых художником натюрмортах (“Цветы”, 1911; “Розы и фиалки”, 1912; “Сирень”, 1915 и др). Художник всем своим искусством утверждал самоценность чисто живописных задач, он заставил оценить “прелесть незаконченности”, “этюдность” живописной манеры. Полотна Коровина — это “пиршество для глаз”.

     Идеалом времени становится не просто художник универсального типа, а идеалом искусств- театр, который способен в высшей степени осуществить синтез искусства, который является неотъемлемой чертой культуры « Серебряного века» в целом. Синтез же искусства осуществляется через игру, фантазию, которые напрямую подводят к театральному искусству. 
          Почти все известные русские художники начала века работали в театре: Васнецов, Врубель, Бенуа, Серов, Поленов, Левитан, Коровин, Кузнецов. Почти все мирискусники, исследователи этого периода искусства называли рубеж столетий периодом «Театрократии»[5].

Информация о работе Серебреный век русской культуры