Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:11, реферат
Охватившая мир в конце XIX в. естественно-научная революция влияла на российское общество, вторгалась в сферу быта, досуга людей. В облик городов вписались огромные заводы и фабрики, многоэтажные здания, вокзалы. В городской быт вошли трамваи, электричество, телефон. Росла численность населения. Уходила в прошлое деревенская Русь. Доживали свои последние годы «дворянские гнезда». Менялась расстановка общественных сил, обострились социальные противоречия, шел процесс формирования политических партий. Россия переживала период войн и революций, которые принесли немало жертв.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................3
ЛИТЕРАТУРА «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВВ ................................................................4
ЖИВОПИСЬ.......................................................................................10
ТЕАТР.................................................................................................15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................18
Вскоре многие участники объединения отошли от группы; некоторые из них, однако, сохранили в реалистических работах последующих лет черты той манеры, что была ими найдена в годы существования «Голубой розы» (П. Кузнецов, Н. Крымов). После «Голубой розы» прошли родственные ей выставки «Золотое руно» и «Венок».
В 1910—1911 годах состоялась первая выставка общества «Бубновый валет», просуществовавшего до 1917 г. В объединение входили художники П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, И. Машков, В. Рождественский, Р. Фальк. Члены группы отрицали как традиции живописного академизма, так и современное понимание реализма, и находились в резком противостоянии мистико-символическим тенденциям русского искусства 1-го десятилетия XX в. В своих программных заявлениях члены группы провозглашали неприятие академии, передвижников, мирискусников, «голуборозовцев» и др. Они требовали в живописи осязаемости, предметности, призывали к возвращению примитивных форм.
Своей
задачей они ставили
Для художников «Бубнового валета» характерны живописно-пластические поиски в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма, а также обращение к приемам русского лубка и народной игрушки. Ограничив сферу деятельности главным образом жанрами натюрморта, пейзажа и портрета, представители группы утверждали идею «самоценной живописи». В центре эстетических и творческих исканий художников «Бубнового валета» находились формальные проблемы передачи объема на плоскости, построения формы цветом, выявления изначальной материальности, «вещности» натуры. В подчеркнутой деформации и обобщенности объемов, нарочитой грубости и осязаемости фактуры, в броской, жизнерадостной, почти лубочной красочности работ художников «Бубнового валета» проявились и ноты протеста против мещанского вкуса, свойственные всем направлениям русского авангарда, и стремление утвердить в живописи полнокровную красочность бытия.
В 1912 г. группа художников, отколовшаяся от «Бубнового валета» и тяготевшая к кубофутуризму и абстрактному искусству, организовала выставку «Ослиный хвост» (В. и Д. Бурлюки, Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич и др.). В 1916 г. объединение окончательно распалось, и организованная в 1917 г. выставка «Бубнового валета» не содержала работ ушедшей группы художников. После Октябрьской революции многие члены «Бубнового валета» отошли от экспериментаторского искусства.
В 1925 г. по инициативе бывших представителей «Бубнового валета» возникло объединение «Московские живописцы», в дальнейшем преобразованное в Общество московских художников (ОМХ). Ядро объединения составила группа художников, ставших его организаторами и сохранивших верность ему до конца. Это П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк, А. Куприн, В. Рождественский, А. Осьмеркин и др.
Заметным течением, получившим развитие в 20-е годы, стал русский авангард — явление сложное и пестрое. Его отличали от предшественников необычайная динамика, стремительная смена стилей направлений; изобилие групп и художественных объединений; «манифестационный» характер процесса утверждения новых принципов; оттенок анархизма в деятельности самих художников. В русской живописи 1910-х годов можно различить две тенденции: одна тяготела к экспрессионистической концепции творчества, другая шла через кубизм. Ведущими фигурами русского авангарда стали В. Кандинский (1866—1944), К. Малевич (1878-1935), М. Шагал (1887—1985) и др.
В
сложной и быстро меняющейся социально-политической
обстановке на рубеже XIX — XX вв. культурно-исторический
процесс в России как бы распадался на
несколько течений: с одной стороны, он
был отмечен развитием лучших демократических
традиций, а с другой — сомнениями, мятежными
и противоречивыми исканиями, борьбой
в различных сферах культуры. Невероятный
творческий подъем привел к возникновению
мощного, но достаточно изолированного
культурного пласта: в узком смысле —
культуры "серебряного века" с присущими
ему интеллектуализмом и элитарностью,
в свое время далекого не только от народа,
но и от широких кругов интеллигенции,
положившего начало новому направлению
в культуре России.
Театр
Серебряный век — это не только взлет поэзии, это и эпоха художественных открытий в театральном искусстве. В конце XIX в. сценическое искусство переживало кризис, проявившийся в том, что репертуар театров в большинстве своем носил развлекательный характер, он не затрагивал насущных проблем жизни, игра актеров не отличалась богатством приемов. Необходимы были глубокие перемены в театре, и они стали возможны.
С 1909 г. в Париже начались гастроли русского балета — Русские сезоны, организованные С. П. Дягилевым (1872—1929). Этому предшествовала следующая история. В 1897 г. С. П. Дягилев попробовал свои силы, устроив выставку современных русских и западноевропейских художников, а через два года решил преобразовать искусство казенной сцены в качестве чиновника при дирекции императорских театров. Тогда же он стал редактором созданного при его непосредственном участии журнала «Мир искусства», ставшего рупором новейших течений в живописи. Идиллия длилась недолго. Мирискусники слишком рьяно посягали на репертуар и на иерархические порядки академических театров. Начальство придралось к случаю, и Дягилев был уволен без права вернуться на государственную службу. С тех пор он упрямо и дерзновенно соревновался с казенными театрами. Но главной была все же положительная часть дягилевской программы: пропаганда русского искусства за пределами России. Дягилев начал ее в 1906 г. выставкой в «Осеннем Салоне» Парижа. Он представил там историю русского изобразительного искусства от древних икон до работ новейших живописцев и скульпторов. В 1907 г. он познакомил столицу мира с русской музыкой. В исторических концертах исполнялись отрывки из опер, симфонические произведения и романсы Глинки, Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова. Дирижировали Римский-Корсаков, Глазунов, Рахманинов, Артур Никши. Пели Шаляпин, Касторский, Петренко, Збруева. Летом 1905 г. Дягилев показал французам «Бориса Годунова» Мусоргского с Шаляпиным в роли Бориса. Избалованная публика «Гранд-опера» проявила неслыханный энтузиазм. И окрыленный успехом Дягилев отважился на новое смелое предприятие.
В
1909 г. он дал первый сезон
русского балета на сцене
Двадцать лет балетной антрепризы Дягилева много значили для судеб мировой хореографии. Балетный театр Западной Европы влачил жалкое существование уже с конца XIX в. Он возродился в 1920-х годах в той или иной зависимости от антрепризы Дягилева и связанных с ней деятелей русского искусства. Беспокойный искатель больше не увидел родины. Он умер в 1929 г. в Венеции. Сделанное им навсегда осталось в русской и мировой культуре. Недаром в 1964 г. именем Дягилева названа улица в центре Парижа. В хронике русского искусства это имя тоже занимает одно из самых почетных мест.
Конец XIX в. ознаменовался рождением сценического реализма нового типа. Оно было связано прежде всего с возникновением художественно-общедоступного театра. Реалистическая драматургия и, прежде всего произведения Чехова и Горького, создала необходимую основу для этого. Театр К. Станиславского и В. Немировича-Данченко — Московский Художественный театр (МХАТ), основанный ими в 1898 г., — стал одним из центров художественного движения НОВОЙ ЭПОХИ. Уже в ранних работах Станиславского «О цензуре» (1905), «Начало сезона» (1907—1908), «Речь труппе после прочтения «Синей птицы» (1907) намечаются принципы обобщения реалистического искусства.
Драматургия пьес Чехова, Горького, Ибсена, Гамсуна и др., имевших большой успех у зрителей, явилась источником формирования новых принципов актерского искусства и режиссуры, новых приемов оформления спектаклей. Все это оказывало большое влияние на деятельность режиссеров, актеров других театров (В. Ф. Комиссаржевской, Е. Б. Вахтангова, частной русской оперы).
Театр этой эпохи не остался в стороне от влияния символизма. В начале нового столетия формировалась эстетика условного символистского театра. Теоретическим манифестом нового направления в сценическом искусстве явилась статья В. Я. Брюсова «Ненужная правда», направленная против Художественного театра и его стремлений передать на сцене правду жизни. Создание условного театра связано с деятельностью Мейерхольда после ухода его из Художественного театра в 1902 г.
Режиссерское
искусство В. Э. Мейерхольда (в театре
Комиссаржевской, в Александрийском
театре), связанное с поэтикой символизма,
с принципами условного театра, и
А. Я. Таирова (в организованном им в
1914 г. Камерном театре), с его неприятием
натурализации, нередко сближалось с модернистскими
тенденциями. В этот период возникает
ряд экспериментальных студий: Студия
Одной
из примечательных черт
культуры «серебряного
века» стали поиски
нового театра — его формы, средств
выразительности, выхода к «иным реальностям»
XX в. Именно эта социокультурная эпоха
дала миру художников, чье наследие и сегодня
питает искусство театра разных стран
и народов. К. Станиславский, В. Мейерхольд,
Е. Вахтангов стояли у истока этого процесса.
Если с К. Станиславским связаны поиски
углубленного психологического реализма,
переживания сверхзадачи сценического
воплощения, то В. Мейерхольд — родоначальник
условного, метафорического, обобщающего
театра, где национальные традиции (театр
масок, балаган) сочетаются с символами,
с экспрессивными конструкциями. Театр
как выразительное, зрелищное, радостное
творчество характерно и для поисков молодого
Е. Вахтангова в 1911—1912 гг. Понимание потребностей
нового сценического искусства XX в. объединяет
трех великих режиссеров России, давших
миру новый взгляд на театр, актера, зрителя.
Список
используемой литературы