Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 20:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология".
1)Особенности гуманитарной и естественнонаучной культуры.
Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать.
Культура – это всё, что создано человеком как бы в добавление к природному миру.
Каждый предмет культуры можно разложить на 2 составляющие: прир. основу и соц. содержание и оформление. Именно это служит основанием деления культуры на 2 типа – естественнонаучную и гуманитарную.
1-я рассм. природные св-ва объектов, а 2-я рассм. связи и отношения людей внутри общества, описывает соц. законы и духовную сферу чел. отношений.
Наличие
в единой человеческой культуре 2-ух
типов стало предметом
Основная проблема их различия заключается не в том, кто главнее или нужнее. А в том, почему стандарты научности естествознания слабо применимы в гуманитарных областях? И, следовательно, куда направлять усилия: продолжать ли до сих пор не слишком удачные попытки внедрения естественнонаучных образцов и методов в гуманитарную науку или сосредоточиться на выявлении специфики последней и разрабатывать для неё особые требования и стандарты научности?
Вопрос этот ещё не решён, но к настоящему моменту уже сложилась традиция достаточно строгого различения гуманитарного и естественнонаучного знания.
Критерии различия | Естественные науки | Гуманитарные науки |
Объект исследования | Природа | Человек и общество |
Ведущая ф-ция | Объяснение (док-во) | Понимание (истолкование) |
Характер методологии | Обобщающий | Индивидуализирующий |
Влияние ценностей | Малозаметно, неявно | Существенно, открыто |
Антропоцентризм | Отвергается, изгоняется | Неизбежен |
Идеологическая нагрузка | Нейтралитет | Нагруженность |
Субъект и объект | Строго разделены | Частично совпадают |
Колич-но-кач. хар-ристики | Преобл-ние кол-ных оценок | Преобл-ние кач-ных оценок |
Примен. эксперим. методов | Основа методологии | Затруднено |
Хар-р объекта исследования | Материальный, устойчивый | Идеальный, изменчивый |
2)Наука в духовной культуре общества.
Выделяют 4 области познавательной и творческой деятельности человека: искусство, религия, философия и наука.
Искусство в истории человечества появилось первым и до сих пор остаётся главной сферой проявления творческого начала личности. Для искусства хар-но образное интуитивное мышление.
Религия в жизни общества всегда занимала значительное место и составляла компонент общей человеческой культуры. Она опирается на иррациональное мышление и вступает в противоречие с фактами бытия.
Философия занимает наиболее сложную роль в системе общечеловеческой культуры. Ей свойственно интуитивное мышление. Она постулирует фундаментальные принципы бытия. Философия ориентированна на осмысление и изучение жизни.
Наука выделяет объективные законы мира, является для человека основой освоения природы и прогнозирования своего будущего. Для науки хар-но логическое рациональное мышление.
В жизни современного общества главенствует наука. Наше общество можно отнести к техногенному европейскому типу цивилизаций.
Наука – это специализированная система идеальной знаково-смысловой и вещественно-предметной деятельности людей, направленная на достижение максимальной достоверности, истинного знания о действительности.
Наука – это система сознательной деятельности людей, направленная на достижение объективных знаний и систематизации доступной человеку и обществу информации.
Научная деятельность включает в себя следующие элементы:
1) Субъект – это носитель сознательной целенаправленной деятельности (учёные)
2) Объект – это всё состояние бытия (все явления, закономерные и случайные, входящие в микро-, макро-, и мегамиры)
Цели науки: систематизация знаний и реализация полученных результатов в управлении, производстве и других сферах общественной жизни.
Методы познания:
1) Теоретический
2) Практический (эмпирический)
В
результате того, что наука в наше
время вышла на первый план, сама
форма человеческого
Отношения науки и культуры можно назвать взаимодополняющими. Они с разных позиций изучают очень сложный, многообразный, но главное – единый мир, в котором живёт человек.
3) Этика науки.
Наука нуждается в дополнительных этических регуляторах. Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается такая дисциплина, как этика науки.
Этос науки – система ценностей, норм и принципов.
2
круга научно-этических
1) Этика научного сообщества.
Принципы:
а) Самоценность истины
б) Новизна научного знания как цель и решающее условие успеха ученого
в) Полная свобода научного творчества
г) Абсолютное равенство всех исследователей
д) Научные истины – всеобщее достояние
е) Исходный критицизм и др.
2) Этика науки как социального института
Знание сила, а добрая или злая, решает этика науки.
4) Формы и методы научного познания.
Наука – это специализированная система идеальной знаково-смысловой и вещественно-предметной деятельности людей, направленная на достижение максимальной достоверности, истинного знания о действительности.
Наука – это система сознательной деятельности людей, направленная на достижение объективных знаний и систематизации доступной человеку и обществу информации.
Научная деятельность включает в себя следующие элементы:
1) Субъект – это носитель сознательной целенаправленной деятельности (учёные)
2) Объект – это всё состояние бытия (все явления, закономерные и случайные, входящие в микро-, макро-, и мегамиры)
Цели науки: систематизация знаний и реализация полученных результатов в управлении, производстве и других сферах общественной жизни.
Методы научного познания:
1) Теоретические
2) Практические (эмпирические)
Формы научного познания:
1) Факт – надежный аргумент, служащий доказательством или опровержением теоретических утверждений.
2) Проблема – «знание о незнании», осознанный вопрос, для которого недостаточно имеющихся знаний.
3) Гипотеза – предположительное знание, истинность которого не доказана, но:
а) отсутствуют противоречия между основными проверенными фактами
б) новая гипотеза соответствует проверенным теориям
в) гипотеза доступна теоретической проверке
4) Теория – вершина форм научного познания.
Методы научного познания:
- Наблюдение
– это целенаправленное, организованное
восприятие предметов и
- Эксперимент. Он имеет активный характер наблюдения.
- Измерение
(сравнение с эталоном
- Аналогия
(объекты и явления
- Моделирование
- Идеализация
- Интуиция (выделение непосредственного знания, которое возникает как бы извне).
- Анализ
(разложение сложного на
- Синтез
(Объединение частей в единое
целое. Научные выводы
- Абстрагирование (отвлечение от реального множества и выделение существенных свойств объекта).
- Индукция
(логическое суждение от
- Дедукция (движение мысли от общего к частному, от теории к опыту)
- Аксиоматика
- Исторический
научный метод (выявление
5) Этапы научного познания.
1) 2500 лет назад – Донаучный этап.
Древний человек воспринимал мир правым полушарием, жил по интуиции. Наиболее полно умозрительное истолкование природы отражает греческая натурфилософия (Гераклит, Демокрит, Аристотель). Главный метод – эмпирический. Изучение в форме наблюдения.
Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений.
2) XV-XVII вв. н. э. – Аналитический этап.
Дифференциация знаний о природе и выделение специальных наук – физики, химии, медицины, биологии, математики и астрономии.
Аналитический метод заключается в изучении сложного предмета через разложение его на части.
Значительное влияние на науку оказывала религия. В конце XVII в. начинается новое осмысление окружающего мира. Геоцентрическая система, благодаря Кеплеру и Копернику, меняется на гелиоцентрическую.
3) XVII-XIX вв. – Синтетический этап.
Он обусловлен становлением классического естествознания, сформировавшим новую исследовательскую позицию. К концу XIX в. сложилась классическая дисциплинарная наука, основные методы и формы которой актуальны и сегодня:
- Одна из важных форм – эксперимент. Он имеет активный характер наблюдения.
- Измерение
(сравнение с эталоном
- Аналогия
(объекты и явления
- Моделирование
- Идеализация
- Интуиция
(выделение непосредственного
- Анализ
(разложение сложного на
- Синтез
(Объединение частей в единое
целое. Научные выводы
- Абстрагирование
(отвлечение от реального
- Индукция
(логическое суждение от
- Дедукция (движение мысли от общего к частному, от теории к опыту)
<