Шпаргалка по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 20:58, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология".

Работа состоит из  1 файл

cse1.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

1)Особенности  гуманитарной и  естественнонаучной  культуры.

   Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать.

   Культура – это всё, что создано человеком как бы в добавление к природному миру.

   Каждый  предмет культуры можно разложить  на 2 составляющие: прир. основу и соц. содержание и оформление. Именно это  служит основанием деления культуры на 2 типа – естественнонаучную и  гуманитарную.

   1-я  рассм. природные св-ва объектов,  а 2-я рассм. связи и отношения людей внутри общества, описывает соц. законы и духовную сферу чел. отношений.

   Наличие в единой человеческой культуре 2-ух типов стало предметом философского анализа ещё в начале XIX века. В XX веке эта проблема перешла уже и в практическую плоскость: возникло четкое ощущение растущего разрыва между ними. Этот разрыв носил негативный хар-р. К взаимопониманию можно прийти, начав хотя бы с анализа причин и условий взаимонепонимания. XX век отмечен грандиозными успехами естествознания, а гуманитарная культура не смогла предъявить что-нибудь равноценное.

   Основная  проблема их различия заключается не в том, кто главнее или нужнее. А в том, почему стандарты научности  естествознания слабо применимы  в гуманитарных областях? И, следовательно, куда направлять усилия: продолжать ли до сих пор не слишком удачные попытки внедрения естественнонаучных образцов  и методов в гуманитарную науку или сосредоточиться на выявлении специфики последней и разрабатывать для неё особые требования и стандарты научности?

   Вопрос  этот ещё не решён, но к настоящему моменту уже сложилась традиция достаточно строгого различения гуманитарного  и естественнонаучного знания.

Критерии  различия   Естественные  науки Гуманитарные  науки
Объект  исследования Природа Человек и общество
Ведущая ф-ция Объяснение (док-во) Понимание (истолкование)
Характер  методологии Обобщающий Индивидуализирующий
Влияние ценностей Малозаметно, неявно Существенно, открыто
Антропоцентризм Отвергается, изгоняется Неизбежен
Идеологическая  нагрузка Нейтралитет Нагруженность
Субъект и объект Строго разделены Частично совпадают
Колич-но-кач. хар-ристики Преобл-ние кол-ных  оценок Преобл-ние кач-ных  оценок
Примен. эксперим. методов Основа методологии Затруднено
Хар-р  объекта исследования Материальный, устойчивый Идеальный, изменчивый

2)Наука  в духовной культуре  общества.

   Выделяют 4 области познавательной и творческой деятельности человека: искусство, религия, философия и наука.

   Искусство в истории человечества появилось первым и до сих пор остаётся главной сферой проявления творческого начала личности. Для искусства хар-но образное интуитивное мышление.

   Религия в жизни общества всегда занимала значительное место и составляла компонент общей человеческой культуры. Она опирается на иррациональное мышление и вступает в противоречие с фактами бытия.

   Философия занимает наиболее сложную роль в системе общечеловеческой культуры. Ей свойственно интуитивное мышление. Она постулирует фундаментальные принципы бытия. Философия ориентированна на осмысление и изучение жизни.

   Наука выделяет объективные законы мира, является для человека основой освоения природы и прогнозирования своего будущего. Для науки хар-но логическое рациональное мышление.

   В жизни современного общества главенствует наука. Наше общество можно отнести к техногенному европейскому типу цивилизаций.

   Наука – это специализированная система идеальной знаково-смысловой и вещественно-предметной деятельности людей, направленная на достижение максимальной достоверности, истинного знания о действительности.

   Наука – это система сознательной деятельности людей, направленная на достижение объективных знаний и систематизации доступной человеку и обществу информации.

   Научная деятельность включает в себя следующие  элементы:

1) Субъект – это носитель сознательной целенаправленной деятельности (учёные)

2) Объект – это всё состояние бытия (все явления, закономерные и случайные, входящие в микро-, макро-, и мегамиры)

   Цели  науки: систематизация знаний и реализация полученных результатов в управлении, производстве и других сферах общественной жизни.

   Методы  познания:

   1) Теоретический

   2) Практический (эмпирический)

   В результате того, что наука в наше время вышла на первый план, сама форма человеческого существования  изменилось от «познания ради жизни» к «жизни ради познания»

   Отношения науки и культуры можно назвать  взаимодополняющими. Они с разных позиций изучают очень сложный, многообразный, но главное – единый мир, в котором живёт человек.

   3) Этика науки.

   Наука нуждается в дополнительных этических регуляторах. Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается такая дисциплина, как этика науки.

   Этос  науки – система ценностей, норм и принципов.

   2 круга научно-этических проблем:

   1) Этика научного сообщества.

   Принципы:

   а) Самоценность истины

   б) Новизна научного знания как цель и решающее условие успеха ученого

   в) Полная свобода научного творчества

   г) Абсолютное равенство всех исследователей

   д) Научные истины – всеобщее достояние

   е) Исходный критицизм и др.

   2) Этика науки как социального института

   Знание  сила, а добрая или злая, решает этика  науки.

   4) Формы и методы  научного познания.

   Наука – это специализированная система идеальной знаково-смысловой и вещественно-предметной деятельности людей, направленная на достижение максимальной достоверности, истинного знания о действительности.

   Наука – это система сознательной деятельности людей, направленная на достижение объективных знаний и систематизации доступной человеку и обществу информации.

   Научная деятельность включает в себя следующие  элементы:

1) Субъект – это носитель сознательной целенаправленной деятельности (учёные)

2) Объект – это всё состояние бытия (все явления, закономерные и случайные, входящие в микро-, макро-, и мегамиры)

   Цели  науки: систематизация знаний и реализация полученных результатов в управлении, производстве и других сферах общественной жизни.

   Методы  научного познания:

   1) Теоретические

   2) Практические (эмпирические)

   Формы научного познания:

1) Факт – надежный аргумент, служащий доказательством или опровержением теоретических утверждений.

2) Проблема – «знание о незнании», осознанный вопрос, для которого недостаточно имеющихся знаний.

3) Гипотеза – предположительное знание, истинность которого не доказана, но:

   а) отсутствуют противоречия между  основными проверенными фактами

   б) новая гипотеза соответствует проверенным  теориям

   в) гипотеза доступна теоретической проверке

4) Теория – вершина форм научного познания.

   Методы  научного познания:

- Наблюдение  – это целенаправленное, организованное  восприятие предметов и явлений.

- Эксперимент. Он имеет активный характер наблюдения.

- Измерение  (сравнение с эталоном величины).

- Аналогия (объекты и явления действительности, схожие в одном признаке могут  быть схожи и в другом признаке, но эти выводы).

- Моделирование

- Идеализация

- Интуиция (выделение непосредственного знания, которое возникает как бы извне).

- Анализ (разложение сложного на элементы)

- Синтез (Объединение частей в единое  целое. Научные выводы делаются  по частным проявлениям и выводятся  свойства целого).

- Абстрагирование (отвлечение от реального множества и выделение существенных свойств объекта).

- Индукция (логическое суждение от частного  к общему, от эмпирического знания  к теоретическому).

- Дедукция (движение мысли от общего к  частному, от теории к опыту)

- Аксиоматика

- Исторический  научный метод (выявление закономерностей,  проявляющихся на длительном  промежутке времени)

5) Этапы научного  познания.

1) 2500 лет  назад – Донаучный этап.

   Древний человек воспринимал мир правым полушарием, жил по интуиции. Наиболее полно умозрительное истолкование природы отражает греческая натурфилософия (Гераклит, Демокрит, Аристотель). Главный метод – эмпирический. Изучение в форме наблюдения.

   Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений.

2) XV-XVII вв. н. э. – Аналитический этап.

   Дифференциация  знаний о природе и выделение  специальных наук – физики, химии, медицины, биологии, математики и астрономии.

   Аналитический метод заключается в изучении сложного предмета через разложение его на части.

   Значительное влияние на науку оказывала религия. В конце XVII в. начинается новое осмысление окружающего мира. Геоцентрическая система, благодаря Кеплеру и Копернику, меняется на гелиоцентрическую.

3) XVII-XIX вв. – Синтетический этап.

   Он  обусловлен становлением классического естествознания, сформировавшим новую исследовательскую позицию. К концу XIX в. сложилась классическая дисциплинарная наука, основные методы и формы которой актуальны и сегодня:

- Одна  из важных форм – эксперимент.  Он имеет активный характер  наблюдения.

- Измерение  (сравнение с эталоном величины).

- Аналогия (объекты и явления действительности, схожие в одном признаке могут  быть схожи и в другом признаке, но эти выводы).

- Моделирование

- Идеализация

- Интуиция (выделение непосредственного знания, которое возникает как бы извне).

- Анализ (разложение сложного на элементы)

- Синтез (Объединение частей в единое  целое. Научные выводы делаются  по частным проявлениям и выводятся  свойства целого).

- Абстрагирование  (отвлечение от реального множества  и выделение существенных свойств объекта).

- Индукция (логическое суждение от частного  к общему, от эмпирического знания  к теоретическому).

- Дедукция (движение мысли от общего к  частному, от теории к опыту)

<

Информация о работе Шпаргалка по "Культорологии"