Символика цвета в свадебных песнях Прикамья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:54, доклад

Описание

Основными цветами в фольклоре являются красный, зеленый, синий, белый и черный, их символика в различных жанрах фольклора разнообразна и значима. Цвет в фольклорном тексте чаще всего является условным и выступает обычно в качестве одного из устойчивых маркеров места того или иного объекта в фольклорной картине мира

Работа состоит из  1 файл

Символика цвета в свадебных песнях Прикамья.docx

— 18.76 Кб (Скачать документ)

Символика цвета  в свадебных песнях Прикамья.

Выполнила студентка 222 группы Тупицына Наталья.

 

Цвет  как носитель разнообразных форм информации, самостоятельное символическое  средство общения активно применяется  в свадебном обряде.

Основными цветами в фольклоре являются красный, зеленый, синий, белый и  черный, их символика в различных  жанрах фольклора разнообразна и  значима. Цвет в фольклорном тексте чаще всего является условным и выступает  обычно в качестве одного из устойчивых маркеров места того или иного  объекта в фольклорной картине  мира.[2]

В свадебной символике активно  задействована архаическая символика  цветовой модели мира (черный цвет как  маркер нижнего мира, наделенный обереговым смыслом, красный цвет как цвет мира небесного, также нередко с защитной семантикой, белый цвет как цвет жизини и смерти одновременно). В свадебном обряде очевидны проявления своеобразного принципа цветового соответствия.

В языке фольклора выработан определённый круг слов, которые сочетаются с  конкретным цветовым обозначением. Цветовые определения не ставят своей целью  воспроизведение конкретной цветовой характеристики, сочетания с постоянными  цветовыми эпитетами используются обычно как средство идеализации  — персонажей, природных объектов, предметов (красно солнышко, красна девица, зелен луг, сине море, платье цветное, конь вороный, зелено вино и т.д.).

По  данным моего исследования получается, что чаще всего в текстах свадебных  песен Прикамья упоминаются такие  цвета, как: красный (или алый), белый, зеленый, черный, синий, золотой.

Начнем  с белого цвета. Как пишет в  своей статье Кошарная С. А.: "...белый - это цвет савана и цвет подвенечного платья невесты, "умирающей" в день свадьбы в одном качестве, чтобы возродиться в другом(отсюда традиционные свадебные плачи и параллелизм похоронного и свадебного обрядов, давно подмеченный фольклористами)"[1]. Кроме того, она пишет, что издревле белый цвет ассоциировался с чем-то светлым, чистым, хорошим, все светлое (белое) ассоциируется с богом. Е. Н. Свалова в своей статье пишет, что белый цвет - это "ассоциация с чистотой, свежестью". И. А. Подюков считает, что "Белое - известный символ жизни и смерти одновременно, представляет в свадебной традиции чистоту, святость, самостоятельно (в контрасте с черным) выступает как цвет брака (жених шел венчаться "для удачи" в белых домотканных штанах). Идеализирующий смысл цвета очевиден в использовании постоянного эпитета в описаниях невесты (жениха) - бело личико, белы руки, белы ноженьки, бела грудь, тело белое, в описании свадебного интерьера (бела горница, бела лавочка), свадебных чинов (свашенька беляна, белая подруженька). В применении цвета на свдьбе ощущается архаическое значение белого как цвета потустороннего мира, маркера мира божественного, откуда берет начало и представление смерти в облике женщины в белом, белый цвет в похоронной и траурной одежде, белые цветы на могиле. Очевидна и актуализация в обряде защитительных свойств белого"[4]. Более того, обычно в причитаниях белый цвет, светлый - это что-то родное, "свой" мир, домашний.

Что касается зеленого цвета, то в своей  статье "Цветовые доминанты в  жанрах малого фольклора" Е. Н. Свалова пишет, "зеленое символизирует изобилие, достаток а соответственно и покой в доме". В свадебной традиции зеленый цвет имеет общекультурную символику цвета природы, первозданности, цвета жизни, молодости. Отсюда частые в песенной поэзии зелены луга, зелена трава, зелена калина, зелен виноград [4].

Красный цвет чаще всего ассоциируется с  красотой или с кровью. Кроме того, красный цвет обычно используется традиционных формулах (красна девица, красно солнышко и т.п.). А.В. Черных в своей статье "Цвет и время в традиционной культуре русских Пермского края" пишет: "Красный, например, выступает символом жизни и плодородия, здоровья, обладает защитными свойствами". Также И. А. Подюков в своей книге "Этнолингвистический словарь свадебной терминологии Северного Прикамья" пишет про красный цвет: "Ярко-красный цвет широко применяется в свадебных бантах и лентах как цвет плодородия. Алая лента - повсеместный символ девичества. В песне "от жениха" говорится о развязывании алых лент как способе подчинения невесты: "Алы ленточки развяжу, русу косоньку росплету, её надвое розделю, вкруг головушки обовью, молодушечкой назову" (Караг.). Прилагательное алый - постоянный идеализирующий эпитет (обычно в песенных описаниях невесты ало личико, алы щечки, алы губки)".[4]

Синий цвет также обычно употребляется  в традиционных формулах, например, сине море (синее море), голубы цветички, цветы лазоревы. Голубой и синий цвета обычно символизируют недостижимую любовь.

Черный  цвет , по мнению Кошарной С.А., "мрачный, печальный, пугающий, страшный и т.д.". В христианской церкви черный цветсимволизирует горе и оплакивание, а также скорбь. Если исходить из того, что белый ассоциируется с Богом, то, по аналогии, черный ассоциируется с сатаной. Черного цвета одежды имеют характеристику защиты, покровительства. Оборонительность черного (и своеобразная энергетичность, обеспечивающая апотропеические возможности) цвета видна в обычае привязывать на оглоблю свадебной повозки черную ленту. Черного цвета платок надевался на голову невесты после расплетения девичьей косы [4].

Золотой цвет, часто использующийся в свадебных  песнях Прикамья, также имеет свою символику. По мнению составителей "Этнолингвистического словаря свадебной терминологии Северного Прикамья", золото - чаще вербальный, используемый прежде всего в песнях-величаниях символ известен не только как знак богатства и благодати (золоты кареты, золотые чаши, и т.д.). Вероятно введение темы золота в свадебные песни и для представления таких понятий, как рождение детей.

Теперь  перейдем непосредственно к текстам, и рассмотрим на примерах, какую же символику имеют цвета.

Для начала я бы хотела показать примеры  традиционных цветовых формул:

1) Традиционная  формула 

а) с белым  цветом:

Да  и Марья-то наша милее да, милее  да,

Свет, да милее!

И лицом-то она всех белее, всех белее,

Свет, всех белее! (из записей Макаровой  К. Т., с. Юрла)

***

Я возьму свою дивью красоту

На  ручки да на белые

Да  персты да на злаченые.

***

Прищипало лицо белое

По  слезам да по горячим.

Прищипало ручки белые

Ко перстням да ко злаченым.

***

Ты  взойди, взойди, мамонька,

Во мою белу горницу, во мою белу горницу.

б) с красным  цветом:

Ино да нет ли ведь это на небе восходимо красно солнышко.

***

Как у душечки, красной девицы

Не  было, не было да невразумья.

***

Но  тут остановилася

С красной девицей простилася.(про дивью красоту)

в) с зеленым  и синим цветом:

Она кинулась, бросилась во луга во зеленые, во цветы во лазоревые

***

Наглядись, моя дивья красота

На  батюшку, свет месяца

На  чистые звездочки

На  луга зеленые

На  поля широкие

***

Кто у меня будет соловьем во саду,

Кто у меня будетмолодым во зеленом?

***

Как бы с по морю кораблик плывет, по синю морю легонький...

***

Ой, розан, мой розан, да виноград зеленый...

2) Символика  белого цвета: чаще всего белый  цвет используется для обозначения  девушки, невесты, ее чистоты,  непорочности, например:

Стой-ко,белая береза,

Ой, стой да стой не шатайся.

***

Да  отставала лебедь белая от стада  да лебединого.

Приставала  лебедь белая ко стаду да гусиному.

***

Заюшка беленький

Горностаюшка серенький

На  гору уйти не можется

Под гору спать не ложится...(в этой песне беленький заюшка олицетворяет собой тысяцкого)

3) символика  красного и алого цвета: чаще  всего он связан с красотой, плодородием.

Выросла травонька шелковая,

Выросла травонька шелковая,

Расцвели  цветички аленькие,

Расцвели  цветички аленькие.( аленькие цветы здесь символизируют детей, их ожидание)

4) Черный  цвет чаще используется также  в традиционных формулах: кони  вороные, грязь черная, черные  кудри, черны брови.

5) символичность  золотого цвета: этот цвет обычно  отображает богатство, самодостаточность,  изобилие, например:

Повала  чаронька золотая

Повала  чаронька золотая

Кто за эту чароньку примется

Кто за эту чароньку примется

Примется, принимается

Примется, принимается...

***

Под окошком-то бежит речка

Бежит речка медовая,

По  ней струйка золотая.

Сегодня я попыталась рассказать вам о  символике цветов в свадебных  песнях Прикамья. Подводя итог всему  выше сказанному, хочу отметить, что  в обрядах цвет всегда имел важное значение, которое подчас бывало непонятно и самим исполнителям. Скорее всего, они интуитивно чвствовали, но не замечали этого. Итак, чаще всего цвета в свадебных песнях используются для обозначения традиционных формул, для идеализации молодоженов и присутствующих на свадьбе гостей, для обозначения каких-либо абстрактных понятий (жизнь, смерть).

 

Список литературы:

1) Кошарная С. А. Оппозиция "белый - черный" в русском языке и культуре (из сборника "Умозрение в красках. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 5-7 ноября 2010 г.").

2) Свалова Е. Н. Цветовые доминанты в малых жанрах Прикамского фольклора (из сборника "Умозрение в красках. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 5-7 ноября 2010 г.").

3) А.В. Черных. Цвет и время в традиционной культуре русских Пермского края (из сборника "Умозрение в красках. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 5-7 ноября 2010 г.").

4) И. А.  Подюков, С. В. Хоробрых, Д. А. Антипов. Этнолингвистический словарь свадебной терминологии Северного Прикамья. Пермь, 2004.

5) Архив центра  этнолингвистики (тексты).


Информация о работе Символика цвета в свадебных песнях Прикамья