Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:54, доклад
Основными цветами в фольклоре являются красный, зеленый, синий, белый и черный, их символика в различных жанрах фольклора разнообразна и значима. Цвет в фольклорном тексте чаще всего является условным и выступает обычно в качестве одного из устойчивых маркеров места того или иного объекта в фольклорной картине мира
Символика цвета в свадебных песнях Прикамья.
Выполнила студентка 222 группы Тупицына Наталья.
Цвет как носитель разнообразных форм информации, самостоятельное символическое средство общения активно применяется в свадебном обряде.
Основными цветами в фольклоре являются красный, зеленый, синий, белый и черный, их символика в различных жанрах фольклора разнообразна и значима. Цвет в фольклорном тексте чаще всего является условным и выступает обычно в качестве одного из устойчивых маркеров места того или иного объекта в фольклорной картине мира.[2]
В
свадебной символике активно
задействована архаическая
В
языке фольклора выработан
По данным моего исследования получается, что чаще всего в текстах свадебных песен Прикамья упоминаются такие цвета, как: красный (или алый), белый, зеленый, черный, синий, золотой.
Начнем с белого цвета. Как пишет в своей статье Кошарная С. А.: "...белый - это цвет савана и цвет подвенечного платья невесты, "умирающей" в день свадьбы в одном качестве, чтобы возродиться в другом(отсюда традиционные свадебные плачи и параллелизм похоронного и свадебного обрядов, давно подмеченный фольклористами)"[1]. Кроме того, она пишет, что издревле белый цвет ассоциировался с чем-то светлым, чистым, хорошим, все светлое (белое) ассоциируется с богом. Е. Н. Свалова в своей статье пишет, что белый цвет - это "ассоциация с чистотой, свежестью". И. А. Подюков считает, что "Белое - известный символ жизни и смерти одновременно, представляет в свадебной традиции чистоту, святость, самостоятельно (в контрасте с черным) выступает как цвет брака (жених шел венчаться "для удачи" в белых домотканных штанах). Идеализирующий смысл цвета очевиден в использовании постоянного эпитета в описаниях невесты (жениха) - бело личико, белы руки, белы ноженьки, бела грудь, тело белое, в описании свадебного интерьера (бела горница, бела лавочка), свадебных чинов (свашенька беляна, белая подруженька). В применении цвета на свдьбе ощущается архаическое значение белого как цвета потустороннего мира, маркера мира божественного, откуда берет начало и представление смерти в облике женщины в белом, белый цвет в похоронной и траурной одежде, белые цветы на могиле. Очевидна и актуализация в обряде защитительных свойств белого"[4]. Более того, обычно в причитаниях белый цвет, светлый - это что-то родное, "свой" мир, домашний.
Что касается зеленого цвета, то в своей статье "Цветовые доминанты в жанрах малого фольклора" Е. Н. Свалова пишет, "зеленое символизирует изобилие, достаток а соответственно и покой в доме". В свадебной традиции зеленый цвет имеет общекультурную символику цвета природы, первозданности, цвета жизни, молодости. Отсюда частые в песенной поэзии зелены луга, зелена трава, зелена калина, зелен виноград [4].
Красный цвет чаще всего ассоциируется с красотой или с кровью. Кроме того, красный цвет обычно используется традиционных формулах (красна девица, красно солнышко и т.п.). А.В. Черных в своей статье "Цвет и время в традиционной культуре русских Пермского края" пишет: "Красный, например, выступает символом жизни и плодородия, здоровья, обладает защитными свойствами". Также И. А. Подюков в своей книге "Этнолингвистический словарь свадебной терминологии Северного Прикамья" пишет про красный цвет: "Ярко-красный цвет широко применяется в свадебных бантах и лентах как цвет плодородия. Алая лента - повсеместный символ девичества. В песне "от жениха" говорится о развязывании алых лент как способе подчинения невесты: "Алы ленточки развяжу, русу косоньку росплету, её надвое розделю, вкруг головушки обовью, молодушечкой назову" (Караг.). Прилагательное алый - постоянный идеализирующий эпитет (обычно в песенных описаниях невесты ало личико, алы щечки, алы губки)".[4]
Синий цвет также обычно употребляется в традиционных формулах, например, сине море (синее море), голубы цветички, цветы лазоревы. Голубой и синий цвета обычно символизируют недостижимую любовь.
Черный цвет , по мнению Кошарной С.А., "мрачный, печальный, пугающий, страшный и т.д.". В христианской церкви черный цветсимволизирует горе и оплакивание, а также скорбь. Если исходить из того, что белый ассоциируется с Богом, то, по аналогии, черный ассоциируется с сатаной. Черного цвета одежды имеют характеристику защиты, покровительства. Оборонительность черного (и своеобразная энергетичность, обеспечивающая апотропеические возможности) цвета видна в обычае привязывать на оглоблю свадебной повозки черную ленту. Черного цвета платок надевался на голову невесты после расплетения девичьей косы [4].
Золотой цвет, часто использующийся в свадебных песнях Прикамья, также имеет свою символику. По мнению составителей "Этнолингвистического словаря свадебной терминологии Северного Прикамья", золото - чаще вербальный, используемый прежде всего в песнях-величаниях символ известен не только как знак богатства и благодати (золоты кареты, золотые чаши, и т.д.). Вероятно введение темы золота в свадебные песни и для представления таких понятий, как рождение детей.
Теперь перейдем непосредственно к текстам, и рассмотрим на примерах, какую же символику имеют цвета.
Для начала я бы хотела показать примеры традиционных цветовых формул:
1) Традиционная формула
а) с белым цветом:
Да и Марья-то наша милее да, милее да,
Свет, да милее!
И лицом-то она всех белее, всех белее,
Свет, всех белее! (из записей Макаровой К. Т., с. Юрла)
***
Я возьму свою дивью красоту
На ручки да на белые
Да персты да на злаченые.
***
Прищипало лицо белое
По слезам да по горячим.
Прищипало ручки белые
Ко перстням да ко злаченым.
***
Ты взойди, взойди, мамонька,
Во мою белу горницу, во мою белу горницу.
б) с красным цветом:
Ино да нет ли ведь это на небе восходимо красно солнышко.
***
Как у душечки, красной девицы
Не было, не было да невразумья.
***
Но тут остановилася
С
красной девицей простилася.(
в) с зеленым и синим цветом:
Она кинулась, бросилась во луга во зеленые, во цветы во лазоревые
***
Наглядись, моя дивья красота
На батюшку, свет месяца
На чистые звездочки
На луга зеленые
На поля широкие
***
Кто у меня будет соловьем во саду,
Кто у меня будетмолодым во зеленом?
***
Как бы с по морю кораблик плывет, по синю морю легонький...
***
Ой, розан, мой розан, да виноград зеленый...
2) Символика
белого цвета: чаще всего
Стой-ко,белая береза,
Ой, стой да стой не шатайся.
***
Да отставала лебедь белая от стада да лебединого.
Приставала лебедь белая ко стаду да гусиному.
***
Заюшка беленький
Горностаюшка серенький
На гору уйти не можется
Под гору спать не ложится...(в этой песне беленький заюшка олицетворяет собой тысяцкого)
3) символика красного и алого цвета: чаще всего он связан с красотой, плодородием.
Выросла травонька шелковая,
Выросла травонька шелковая,
Расцвели цветички аленькие,
Расцвели цветички аленькие.( аленькие цветы здесь символизируют детей, их ожидание)
4) Черный цвет чаще используется также в традиционных формулах: кони вороные, грязь черная, черные кудри, черны брови.
5) символичность
золотого цвета: этот цвет
Повала чаронька золотая
Повала чаронька золотая
Кто за эту чароньку примется
Кто за эту чароньку примется
Примется, принимается
Примется, принимается...
***
Под окошком-то бежит речка
Бежит речка медовая,
По ней струйка золотая.
Сегодня я попыталась рассказать вам о символике цветов в свадебных песнях Прикамья. Подводя итог всему выше сказанному, хочу отметить, что в обрядах цвет всегда имел важное значение, которое подчас бывало непонятно и самим исполнителям. Скорее всего, они интуитивно чвствовали, но не замечали этого. Итак, чаще всего цвета в свадебных песнях используются для обозначения традиционных формул, для идеализации молодоженов и присутствующих на свадьбе гостей, для обозначения каких-либо абстрактных понятий (жизнь, смерть).
Список литературы:
1) Кошарная С. А. Оппозиция "белый - черный" в русском языке и культуре (из сборника "Умозрение в красках. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 5-7 ноября 2010 г.").
2) Свалова Е. Н. Цветовые доминанты в малых жанрах Прикамского фольклора (из сборника "Умозрение в красках. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 5-7 ноября 2010 г.").
3) А.В. Черных. Цвет и время в традиционной культуре русских Пермского края (из сборника "Умозрение в красках. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 5-7 ноября 2010 г.").
4) И. А. Подюков, С. В. Хоробрых, Д. А. Антипов. Этнолингвистический словарь свадебной терминологии Северного Прикамья. Пермь, 2004.
5) Архив центра этнолингвистики (тексты).
Информация о работе Символика цвета в свадебных песнях Прикамья