Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 16:56, реферат
Целью работы является рассмотрение того, как именно проходила Реформация в Германии и Швейцарии, а также её влияние на становление мировой цивилизации и культуры.
Данная цель будет достигнута путём рассмотрения таких задач как:
Рассмотрение культурно – исторического значения Реформации.
Общая характеристика Реформации и Крестьянской войны в Германии.
Общая характеристика Реформации в Швейцарии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РЕФОРМАЦИЯ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
2 РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ 6
3 РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ. КАЛЬВИНИЗМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Лютер требовал следовать духу Евангелия, утверждая это тем, что человек оправдывается только верой, а не соблюдением внешних обрядов. Он заявил, что церковные таинства и ритуалы не имеют того значения, которое им приписывает церковь. Из семи католических таинств он предлагал оставить только два – крещение и причащение, так как их описание содержалось в Библии, все же остальные объявил позднейшими изобретениями церкви.
Именно
Библию Мартин Лютер считал единственным
источником христианской веры. Он даже
провозгласил перевод Библии с латинского
языка, на немецкий, первоочередной задачей
и сам занялся этим. Почитание
икон, изображение святых, мощей
и т.д., Лютер объявил «
Итак, пересмотр догматов веры и предложенное Лютером переустройство церкви легли в основу программы европейской Реформации.
Вся Германия жадно внимала словам Лютера. Также, его поддержали саксонский курфюрст Фридрих и группа северогерманских князей. Всеобщий протест против папы приобрёл политический характер. Это ошеломляло, возбуждало восторг; казалось, свежая струя воздуха проникла в невыносимо душную атмосферу, в которой задыхалось тогдашнее общество. Император Карл V вмешался и вызвал Лютера на рейхстаг. Туда же прибыли посланцы папы, потребовавшие отречения Лютера от его «еретических» взглядов. В ответ он заявил: «На этом я стою и не могу иначе!» Многие князья помогли Лютеру скрыться от грозившего ему ареста в одном из замков Фридриха Саксонского, где он продолжал писать антипапские памфлеты и послания.
Именно в тот момент, когда Мартин Лютер был вынужден уйти со сцены, его последователи развернули бурную деятельность. В Саксонии и других германских землях начали «очищать» церкви от «папистского хлама» - икон, скульптуры, лампад, витражей. Католическую мессу запретили, заменив проповедью.
Одним из представителей радикальной реформации, развивавших идеи Лютера в этом направлении, стал священник Томас Мюнцер, призывавший не только к очищению церкви, но и к установлению «царства Божьего на земле», когда повсюду в Германии восторжествовали бы любовь к ближнему и справедливость. Дворяне перестали бы обирать крестьян, ростовщики – выманивать деньги у бедных, государство – требовать непомерных налогов. Любые проявления зла, насилия, эгоизма он называл «безбожием» и обвинял в нём всех, кто творит несправедливость и живёт за счёт труда других, прежде всего дворянство.
Впоследствии, в Германии распространилось множество религиозных народных сект, проповедовавших сходные идеи. Всеобщее воодушевление и общественный подъём убедили их в том, что наступление «царства Божьего» нужно активно приближать самим, как учил Мюнцер.
Пути Лютера с деятелями радикальной Реформации разошлись, и это подтвердили события начавшейся в Германии Крестьянской войны. Пламенем Крестьянской войны были охвачены многие германские, а также соседние австрийские, чешские земли. Долгое время оплотом крестьян оставалась Тюрингия, где повстанцы передали власть Мюнцеру. Но вскоре, армия князей разгромила крестьян, а Мюнцер был схвачен и казнён.
К концу 1525 г. восстание было окончательно подавлено. Несмотря на то, что общественное движение в Германии, пробуждённое Реформацией, захлебнулось, лютеровская реформа церкви продолжалась. В результате, вопреки прежним убеждениям виттенбергского теолога, священники и их иерархия не были упразднены. Но отныне князья – светские правители – возглавили церковь в своих землях, заняв место римского папы. Они немедленно начали секуляризацию церковной собственности.
Основные положения лютеранства были обобщены в документе, который назвали «Аугсбургским вероисповедованием». Лютеранская церковь признавала только два таинства – крещения и причащения. Служба значительно упростилась, и главное место в ней занимало слова священника – проповедь, а не обряды. Лютеранская церковь отказалась от внешнего убранства, пышных облачений священников, икон, дорогой утвари. Тексты Священного Писания были переведены на немецкий язык, использовавшийся и в богослужении.
В
первой половине XVI века идеи Лютера широко
распространились в Европе. Лютеранство
стало официальной религией в Дании, Швеции,
Финляндии, Норвегии, прибалтийских землях.
3
РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ.
КАЛЬВИНИЗМ
Если
Лютеру не удалось преобразовать
иерархическую систему
Произвол
местной олигархии вызывал
Сильно повлияли на швейцарские кантоны события в Германии. В Берне, Базеле, Санкт – Галлене и других землях и городах началась Реформация. Страна раскололась на католиков и протестантов.
Самый
большой и процветающий город
Женева стал одним из центров не
только швейцарской, но и европейской
Реформации. Среди лютеранских
Кальвин, получивший прекрасное гуманистическое образование, был талантливым юристом и одарённым литератором, разделявшим идеи Лютера. Обосновавшись в Швейцарии, он опубликовал там теологический трактат «Наставление в христианской вере», который положил начало самостоятельному направлению в протестантизме.
Поскольку во Франции сторонники реформы подвергались гонениям, он перебрался в Женеву, где вскоре подчинил своему влиянию городской магистрат и стал вводить там новый порядок. Кальвин был аскетом – противником удовольствий, праздников, веселья. Он хотел, чтобы люди больше времени проводили, размышляя над Св. Писанием, обсуждая его в кругу семьи или соседей, пребывали в постоянном страхе перед грехом и в раскаянии. Скромные тёмные одежды, пение псалмов вместо шумных карнавалов, процессий, театральных зрелищ и упорная работа – вот что предписывал горожанам магистрат по указанию Кальвина. Обычно, яркая и весёлая Женева оделась в чёрно – коричневые цвета и погрузилась в уныние. Не все это одобрили. Во время очередных выборов Жана Кальвина выдворили из города, обвинив в насаждении чрезмерно строгих порядков и в том, что он не терпел возражений и был слишком властен, как настоящий «протестантский папа». Но вскоре его сторонники одержали верх, и Кальвин с триумфом вернулся в Женеву.
Кальвин разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди согласно непознаваемой Божественной воле делятся на избранных и осуждённых. Не своей верой, ни предписываемыми церковью «добрыми делами» человек ничего не может изменить в своей посмертной судьбе. Кальвин учил, что в своей земной жизни человек способен узнать, избран он или обречён. Показателем был успех в его мирском занятии. Кем бы он ни был – скромным слугой, подмастерьем, ремесленником или богатым купцом, он должен стремиться к наивысшему успеху в своём звании или профессии.
Кальвинизм провозгласил новую этику, сочетавшую набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и оправданием богатства. Она хорошо отвечала склонностям бюргерства и предпринимателей эпохи раннего капитализма.
Организация кальвинистской церкви сильно отличалась как от католической, так и от лютеранской. Её основу составляла община верующих, которые сами избирали своих старшин – пресвитеров. Они руководили жизнью общины, строго следили за соблюдением моральных заповедей и нравственностью её членов.
Особых священников, возведённых в сан, в кальвинистской церкви не было. Проповедников – пасторов избирали из наиболее образованных и подготовленных вести службу. Независимость общин, от какой – либо верховной власти, принцип выборности делали кальвинистскую церковь более демократичной, чем католическая или лютеранская. Однако о духовной свободе жизни общин можно и не говорить, т.к. происходило постоянное вмешательство в частную жизнь верующих. Кроме того, при жизни самого Кальвина он пользовался непререкаемым авторитетом среди своих последователей; малейшие отступления от официальной точки зрения, высказанной им, карались с такой же непримиримостью, с какой католическая церковь боролась с еретиками.
Идеи
Кальвина имели большой успех
в основном среди городского населения
Европы: они получили распространение
в Нидерландах, на юге Франции, в
Англии, Шотландии, в ряде германских
княжеств. Позднее эмигранты, спасавшиеся
от преследования властей и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном реферате была рассмотрена тема: «Социально – экономические предпосылки и идеологические истоки Реформации». Ясно то, что Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию.
Итак, родиной Реформации стала Германия. Начало Реформации связывают с выступлением Мартина Лютера 31 октября 1517 года против торговли папскими индульгенциями. Именно с этого момента и начался его длительный поединок с католической церковью. В Реформации лежат истоки протестантизма. Один из исходных пунктов лютеровского учения - тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Лютер дал понять всем что, каждый верующий оправдывается своей верой лично перед Богом, становясь при этом священником самому себе, и вследствие этого не нуждается больше в услугах католической церкви. В сравнении с Богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы.
Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ жизни обеспечивается, согласно Лютеру, мирским порядком. Суть в том, что действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право.
Реформация выражала не только духовные интересы — она была выгодна и князьям, освобождавшимся от властной и обременительной опеки церкви. Поэтому у Лютера были сильные союзники.
В итоге, священник в протестантизме был лишён права исповедовать и отпускать грехи. Лютер, освободил церковь от власти папы, а Библию, он перевёл на немецкий язык и провозгласил её изучение и толкование первейшей обязанностью каждого верующего.
В
Швейцарии же, а точнее в Женеве
на Реформацию повлиял Жан Кальвин.
Воззрения этого реформатора
были ещё более радикальными, чем
лютеранство. Кальвин свергнул институт
духовенства и утверждал полную
независимость религиозной
Итак,
Реформация, в общем, представляется
реакцией на народные движения за перемены.
Неудовлетворённость среди городского
населения начала XVI века была не обязательно
религиозной по природе; на волнения того
времени, несомненно, оказывали влияние
социальные, экономические и политические
факторы. Поэтому большое значение имеет
то, что Реформатская Церковь добилась
большого влияния в городах южной Германии
и Швейцарии, более развитым социально,
культурно и экономически. По мнению видного
современного социолога М. Вебера, именно
протестантство стало основой капиталистического
развития Европы.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Социально – экономические предпосылки и идеологические истоки Реформации