Социально – экономические предпосылки и идеологические истоки Реформации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 16:56, реферат

Описание

Целью работы является рассмотрение того, как именно проходила Реформация в Германии и Швейцарии, а также её влияние на становление мировой цивилизации и культуры.

Данная цель будет достигнута путём рассмотрения таких задач как:

Рассмотрение культурно – исторического значения Реформации.
Общая характеристика Реформации и Крестьянской войны в Германии.
Общая характеристика Реформации в Швейцарии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 РЕФОРМАЦИЯ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

2 РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ 6

3 РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ. КАЛЬВИНИЗМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

кУЛЬТУРОЛОГИЯ.docx

— 41.44 Кб (Скачать документ)

     Лютер требовал следовать духу Евангелия, утверждая это тем, что человек  оправдывается только верой, а не соблюдением внешних обрядов. Он заявил, что церковные таинства и ритуалы не имеют того значения, которое им приписывает церковь. Из семи католических таинств он предлагал оставить только два – крещение и причащение, так как их описание содержалось в Библии, все же остальные объявил позднейшими изобретениями церкви.

     Именно  Библию Мартин Лютер считал единственным источником христианской веры. Он даже провозгласил перевод Библии с латинского языка, на немецкий, первоочередной задачей  и сам занялся этим. Почитание  икон, изображение святых, мощей  и т.д., Лютер объявил «идолопоклонством», отвлекающим людей от размышлений  о существе веры.

     Итак, пересмотр догматов веры и предложенное Лютером переустройство церкви легли  в основу программы европейской  Реформации.

     Вся Германия жадно внимала словам Лютера. Также, его поддержали саксонский курфюрст Фридрих и группа северогерманских князей. Всеобщий протест против папы приобрёл политический характер. Это ошеломляло, возбуждало восторг; казалось, свежая струя воздуха проникла в невыносимо душную атмосферу, в которой задыхалось тогдашнее общество. Император Карл V вмешался и вызвал Лютера на рейхстаг. Туда же прибыли посланцы папы, потребовавшие отречения Лютера от его «еретических» взглядов. В ответ он заявил: «На этом я стою и не могу иначе!» Многие князья помогли Лютеру скрыться от грозившего ему ареста в одном из замков Фридриха Саксонского, где он продолжал писать антипапские памфлеты и послания.

     Именно  в тот момент, когда Мартин Лютер  был вынужден уйти со сцены, его последователи  развернули бурную деятельность. В  Саксонии и других германских землях начали «очищать» церкви от «папистского хлама» - икон, скульптуры, лампад, витражей. Католическую мессу запретили, заменив проповедью.

     Одним из представителей радикальной реформации, развивавших идеи Лютера в этом направлении, стал священник Томас Мюнцер, призывавший  не только к очищению церкви, но и  к установлению «царства Божьего  на земле», когда повсюду в Германии восторжествовали бы любовь к ближнему и справедливость. Дворяне перестали бы обирать крестьян, ростовщики – выманивать деньги у бедных, государство – требовать непомерных налогов. Любые проявления зла, насилия, эгоизма он называл «безбожием» и обвинял в нём всех, кто творит несправедливость и живёт за счёт труда других, прежде всего дворянство.

     Впоследствии, в Германии распространилось множество  религиозных народных сект, проповедовавших  сходные идеи. Всеобщее воодушевление  и общественный подъём убедили их в том, что наступление «царства Божьего» нужно активно приближать самим, как учил Мюнцер.

     Пути  Лютера с деятелями радикальной  Реформации разошлись, и это подтвердили  события начавшейся в Германии Крестьянской войны. Пламенем Крестьянской войны  были охвачены многие германские, а  также соседние австрийские, чешские  земли. Долгое время оплотом крестьян оставалась Тюрингия, где повстанцы  передали власть Мюнцеру. Но вскоре, армия  князей разгромила крестьян, а Мюнцер был схвачен и казнён.

     К концу 1525 г. восстание было окончательно подавлено. Несмотря на то, что общественное движение в Германии, пробуждённое Реформацией, захлебнулось, лютеровская реформа церкви продолжалась. В результате, вопреки прежним убеждениям виттенбергского теолога, священники и их иерархия не были упразднены. Но отныне князья – светские правители – возглавили церковь в своих землях, заняв место римского папы. Они немедленно начали секуляризацию церковной собственности.

     Основные  положения лютеранства были обобщены в документе, который назвали «Аугсбургским вероисповедованием». Лютеранская церковь признавала только два таинства – крещения и причащения. Служба значительно упростилась, и главное место в ней занимало слова священника – проповедь, а не обряды. Лютеранская церковь отказалась от внешнего убранства, пышных облачений священников, икон, дорогой утвари. Тексты Священного Писания были переведены на немецкий язык, использовавшийся и в богослужении.

     В первой половине XVI века идеи Лютера широко распространились в Европе. Лютеранство стало официальной религией в Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии, прибалтийских землях. 
 
 
 
 

 

     3 РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ.  КАЛЬВИНИЗМ 

     Если  Лютеру не удалось преобразовать  иерархическую систему германской церкви, то это смогли сделать реформаторы  в Швейцарии. Экономическое и  политическое положение Швейцарии  во многом напоминало состояние Германии накануне Реформации. Она также состояла из нескольких независимых и слабо  связанных между собой земель – кантонов. Лесные кантоны были преимущественно сельскохозяйственными  и отсталыми. В городских же успешно развивалось ремесло, торговля, банковское дело. Везде кантонами управляла олигархическая верхушка из дворян и городского патрициата. Она наживалась на поставке швейцарских солдат – наёмников иностранным государствам. Сильные позиции в Швейцарии имела католическая церковь.

     Произвол  местной олигархии вызывал недовольство швейцарского бюргерства. Оно мечтало  об объединении страны под сильной  центральной властью, о запрете  наёмничества, обуздании аппетитов  церкви и секуляризации её земель.

     Сильно  повлияли на швейцарские кантоны  события в Германии. В Берне, Базеле, Санкт – Галлене и других землях и городах началась Реформация. Страна раскололась на католиков и протестантов.

     Самый большой и процветающий город  Женева стал одним из центров не только швейцарской, но и европейской  Реформации. Среди лютеранских проповедников  и эмигрантов из католических кантонов, которых местное бюргерство принимало  у себя, оказался француз Жан Кальвин (1509 – 1564) – один из виднейших теоретиков Реформации.

     Кальвин, получивший прекрасное гуманистическое  образование, был талантливым юристом  и одарённым литератором, разделявшим  идеи Лютера. Обосновавшись в Швейцарии, он опубликовал там теологический трактат «Наставление в христианской вере», который положил начало самостоятельному направлению в протестантизме.

     Поскольку во Франции сторонники реформы подвергались гонениям, он перебрался в Женеву, где  вскоре подчинил своему влиянию городской  магистрат и стал вводить там  новый порядок. Кальвин был аскетом  – противником удовольствий, праздников, веселья. Он хотел, чтобы люди больше времени проводили, размышляя над Св. Писанием, обсуждая его в кругу семьи или соседей, пребывали в постоянном страхе перед грехом и в раскаянии. Скромные тёмные одежды, пение псалмов вместо шумных карнавалов, процессий, театральных зрелищ и упорная работа – вот что предписывал горожанам магистрат по указанию Кальвина. Обычно, яркая и весёлая Женева оделась в чёрно – коричневые цвета и погрузилась в уныние. Не все это одобрили. Во время очередных выборов Жана Кальвина выдворили из города, обвинив в насаждении чрезмерно строгих порядков и в том, что он не терпел возражений и был слишком властен, как настоящий «протестантский папа». Но вскоре его сторонники одержали верх, и Кальвин с триумфом вернулся в Женеву.

     Кальвин разработал учение об абсолютном предопределении, по которому все люди согласно непознаваемой  Божественной воле делятся на избранных и осуждённых. Не своей верой, ни предписываемыми церковью «добрыми делами» человек ничего не может изменить в своей посмертной судьбе. Кальвин учил, что в своей земной жизни человек способен узнать, избран он или обречён. Показателем был успех в его мирском занятии. Кем бы он ни был – скромным слугой, подмастерьем, ремесленником или богатым купцом, он должен стремиться к наивысшему успеху в своём звании или профессии.

     Кальвинизм  провозгласил новую этику, сочетавшую набожность, самоограничение и бережливость с активным предпринимательством и  оправданием богатства. Она хорошо отвечала склонностям бюргерства и  предпринимателей эпохи раннего  капитализма.

     Организация кальвинистской церкви сильно отличалась как от католической, так и от лютеранской. Её основу составляла община верующих, которые сами избирали своих старшин – пресвитеров. Они руководили жизнью общины, строго следили за соблюдением моральных заповедей и нравственностью её членов.

     Особых  священников, возведённых в сан, в кальвинистской церкви не было. Проповедников  – пасторов избирали из наиболее образованных и подготовленных вести службу. Независимость  общин, от какой – либо верховной власти, принцип выборности делали кальвинистскую церковь более демократичной, чем католическая или лютеранская. Однако о духовной свободе жизни общин можно и не говорить, т.к. происходило постоянное вмешательство в частную жизнь верующих. Кроме того, при жизни самого Кальвина он пользовался непререкаемым авторитетом среди своих последователей; малейшие отступления от официальной точки зрения, высказанной им, карались с такой же непримиримостью, с какой католическая церковь боролась с еретиками.

     Идеи  Кальвина имели большой успех  в основном среди городского населения  Европы: они получили распространение  в Нидерландах, на юге Франции, в  Англии, Шотландии, в ряде германских княжеств. Позднее эмигранты, спасавшиеся  от преследования властей и католической церкви, перенесли их и в Америку.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В данном реферате была рассмотрена тема: «Социально – экономические предпосылки и идеологические истоки Реформации». Ясно то, что Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию.

     Итак, родиной Реформации стала Германия. Начало Реформации связывают с выступлением Мартина Лютера 31 октября 1517 года против торговли папскими индульгенциями. Именно с этого момента и начался его длительный поединок с католической церковью. В Реформации лежат истоки протестантизма. Один из исходных пунктов лютеровского учения - тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Лютер дал понять всем что, каждый верующий оправдывается своей верой лично перед Богом, становясь при этом священником самому себе, и вследствие этого не нуждается больше в услугах католической церкви. В сравнении с Богом абсолютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы.

     Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истинно христианский образ  жизни обеспечивается, согласно Лютеру, мирским порядком. Суть в том, что действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право.

     Реформация  выражала не только духовные интересы — она была выгодна и князьям, освобождавшимся от властной и обременительной  опеки церкви. Поэтому у Лютера были сильные союзники.

     В итоге, священник в протестантизме был лишён права исповедовать и отпускать грехи. Лютер, освободил церковь от власти папы, а Библию, он перевёл на немецкий язык и провозгласил её изучение и толкование первейшей обязанностью каждого верующего.

     В Швейцарии же, а точнее в Женеве на Реформацию повлиял Жан Кальвин. Воззрения этого реформатора  были ещё более радикальными, чем  лютеранство. Кальвин свергнул институт духовенства и утверждал полную независимость религиозной общины. Предписываемые нравственно-религиозные принципы, отличаясь суровостью, простотой и аскетизмом, стимулировали развитие капиталистических отношений. Однако о духовной свободе жизни общин можно и не говорить, т.к. происходило постоянное вмешательство в частную жизнь верующих.

     Итак, Реформация, в общем, представляется реакцией на народные движения за перемены. Неудовлетворённость среди городского населения начала XVI века была не обязательно религиозной по природе; на волнения того времени, несомненно, оказывали влияние социальные, экономические и политические факторы. Поэтому большое значение имеет то, что Реформатская Церковь добилась большого влияния в городах южной Германии и Швейцарии, более развитым социально, культурно и экономически. По мнению видного современного социолога М. Вебера, именно протестантство стало основой капиталистического развития Европы. 

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Культурология под ред. Радугина А. А, переиздание М. – Вече, 2007 – стр. 125 – 148
  2. Всеобщая история / С. В. Новиков, А. С. Маныкин, О. В. Дмитриева. – М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010. – стр. 232 – 244
  3. История философии: Учебное пособие для вузов / Мапельман В. М., Пенькова Е. М., изд. М.: Приор, 2005. – стр. 209 – 222
  4. Кравченко А. И. Культурологи: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. М.: Академический Проект, 2006. – стр. 305 – 320
  5. История раннего нового времени. Эпоха Реформации / А. А. Евдокимова, изд.: Феникс, 2007. – стр. 123 - 147
  6. Жоль К.К. Зарождение идей философии права в древнем мире: учебное пособие для  вузов. Изд.: Юнити - Дана, 2005 г. – стр. 89 – 102
  7. Эпоха Реформации: учебное пособие для вузов / Евдокимова А.А.; УМО по спец. педагогического образования. Изд.: Ростов – н / Д.: Феникс, 2008. - стр.  76 – 91
  8. Кондрашов В. А. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений (гриф МО РФ), 16 изд., Ростов-на-Дону, 2009. – стр. 305 – 317
  9. Воробьев К. А. Политология: Учебное пособие для вузов. М., 2008. – стр. 294 – 309

Информация о работе Социально – экономические предпосылки и идеологические истоки Реформации