Социодинамика культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:49, контрольная работа

Описание

Что же такое социодинамика культуры ? Речь идет о движении , изменении , развитие культуры в зависимости от изменения , развития общества , в связи с ним (societas -лат.: общество; dynamikos - греч.: движение). То есть предметом изучения становится не столько культура сама по себе , сколько движущие ее общественные факторы , или социальные механизмы культуры . В отличие от традиционной истории культуры социодинамика культуры не ограничивается изучением эволюции тех или иных явлений культуры , сменяемости определенных культурных фактов , а также описанием известных культурных процессов - она пытается понять закономерности происходящих процессов и тенденций , теоретически их объяснить и осмыслить .

Содержание

Введение
Понятия «социум» и «культура», их взаимосвязь.
Типы культурных процессов. Традиции и иновации.
Модернизация и глобализация в современной культуре. Феномен контркультуры.
Заключение
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ.docx

— 27.47 Кб (Скачать документ)

СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ.

Содержание.

  1. Введение
  2. Понятия «социум» и «культура», их взаимосвязь.
  3. Типы культурных процессов. Традиции и иновации.
  4. Модернизация и глобализация в современной культуре. Феномен контркультуры.
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы.

 

Введение.

  Что же такое социодинамика культуры ? Речь идет о движении , изменении , развитие культуры  в зависимости от изменения , развития общества , в связи с ним (societas -лат.: общество; dynamikos - греч.: движение). То есть предметом изучения  становится не столько культура сама по себе , сколько движущие ее общественные факторы , или социальные механизмы культуры . В отличие от традиционной  истории культуры  социодинамика культуры не ограничивается изучением эволюции тех или иных явлений культуры , сменяемости определенных культурных фактов , а также описанием известных культурных процессов - она пытается понять закономерности  происходящих процессов и тенденций , теоретически их объяснить и осмыслить . Таким образом , социодинамика культуры - это теоретическая дисциплина , предметом которой является культурно-историческое развитие , то есть теория истории культуры.

 

Понятия «социум» и «культура», их взаимосвязь.

Культура – это вся ценностно-смысловая сфера общества. Культуре условно противостоит социум как область социально-практических отношений и действий. Они направлены на достижения материально-ощутимых результатов, на проведение социальных реформ. Различия  между культурой и социумом весьма условны и подвижны. Поэтому культура и социум – это два взаимосвязанных между собой аспекта любых социокультурных явлений. В одном и том же явлении возможна перестановка акцентов с одного на другой.

Между социальными институтами  и культурными ценностями имеет  место взаимоопосредование и взаимовлияние. Культурные ценности приобретают социальное значение. Такой процесс называется социализацией. Деятельность же социальных институтов приобретает культурное значение. Этот процесс называется аккультурацией.

Развитие в 40-е годы XIX в. разночинской культуры привело к резкой социализации литературы, искусства, философии. Их ценность измерялась практической полезностью  для общества, народа, социальных «низов». Граница между культурой и  социумом, искусством и действительностью  демонстративно размывалась в пользу социума. Подлинно культурным признавалось лишь социально – полезное.

В условиях же тоталитарного политического  режима наука и искусство советского общества были до такой степени насильственно  социализированы и идеологизированы, что во многом утрачивали свое культурное (ценностно-смысловое) содержание, выпадали из культуры и становились атрибутами социума. В то же время в тоталитарной культуре особенно заметен большой отрыв духовной культуры от реальности: сущее подменяется должным, социальная действительность подменяется политическим и социальным мифом (например, «развитой социализм», «социализм с человеческим лицом»). В результате сам социум тоталитарного общества во множестве случаев выступает как аккультурированная, идеализированная реальность.

С точки зрения взаимосвязи культуры и социума в самой культуре различаются три подсистемы. Первая – мировоззренческо-познавательная – религия, философия, наука (в разные периоды). Вторая – художественно-эстетическая – искусство, эстетический идеал. Третья – соционормативная культура, которая включает в себя непосредственно социализированные сферы культуры: политическую, правовую, хозяйственно-экономическую, обыденную мораль. Эта подсистема регулирует поведение людей как социальных существ. Главными регуляторами выступают нормы морали и права.

Все процессы в культуре должны рассматриваться  в единстве этих подсистем. Каждой подсистеме соответствует кодовый эквивалент: первой – понятие, второй – образ, третьей – действие. Любое культурно- историческое явление включает в себя эти эквиваленты. В развитии культуры происходит постоянное перекодирование социокультурного содержания из одной подсистемы в другую с помощью этих эквивалентов.

Так, мифологические и религиозные  представления переводятся на язык образов; а образы – на язык науки  и философии – понятия; философские  и научные понятия – на язык образов, а также на язык социологии, т.е. в план действий, практических интересов  и социальных целей, в сферу политики, повседневности. Осуществляется и обратный перевод исторических событий, политических решений, социальных действий в план культурного выражения: в картину  мира, в художественные образы, в  философские и социально-политические учения, в исторические прогнозы.

В этом отношении говорят о культурном смысле таких важных социально-политических явлений и событий, как удельная междоусобица, ордынское иго, самодержавие, Петровские реформы, Отечественная  война 1812 года, отмена крепостного права, русская революция, гражданская  война, военный коммунизм, НЭП, коллективизация.

Соответственно явления отечественной  культуры приобретают социальный смысл: Крещение Руси, развитие права, русский  религиозный Раскол, возникновение  западничества и славянофильства  как реакции на экспансию западно-европейской культуры, роль литературы и литературной критики, формирование русской интеллигенции, рождение русского марксизма и его превращение из науки в социальную утопию, хрущевская оттепель, горбачевская гласность.

Таким образом, развитие культуры осуществляется путем взаимодействия и взаимопроникновения  социума в культуру и культуры в социум. Такой процесс называется социодинамикой культуры.

 

Типы  культурных процессов. Традиции и иновации.

      Временные изменения культурных систем, моделей взаимодействия между людьми и их социальными группами называются социокультурными процессами. В них проявляется динамика культуры. Она может быть разделена на социальную микродинамику (в пределах жизни одного-двух поколений) и историческую макродинамику (культурно-исторические этапы); на динамику внутренних процессов (взаимодействие между элементами и субъектами данной культуры) и динамику взаимодействий с ее социальным окружением. В конечном счете, все культурные процессы связаны с обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, их социальной интегрированности на основе новой системы ценностей и норм.

      Можно выделить две группы причин культурных изменений. Первая состоит в необходимости адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, социальных структур, норм, механизмов социализации и коммуникации и т.д.). Второй причиной являются специфические особенности бытия человека как субъекта культуры: противоречивость, принципиальная незавершенность, творческий поиск.

К основным типам культурных процессов относятся  следующие:

  • возникновение новых культурных образцов – знаний, норм, идей, идеалов, символов, форм реализации совместных действий, способов обмена информацией;
  • распространение культурных явлений, их внедрение в общественную жизнь, заимствование их другими культурами;
  • усвоение культурного опыта и интерпретация культурных явлений субъектами культуры;  
  • социальное и историческое воспроизводство культурных систем и форм путем межпоколенной трансляции социокультурного опыта, культурных образцов;
  • воспроизводство форм социальной организации  и регуляции в виде социальных институтов и общепринятых норм коллективной жизнедеятельности и взаимодействия;
  • изменчивость культурных явлений: постепенная трансформация их в процессе функционирования и распространения; повышение или понижение их утилитарной и социальной эффективности;
  • эволюция культурных систем по пути усложнения их структуры, повышения устойчивости и универсальности, социально-интегративных возможностей, а также, наоборот, деградация культурных явлений, снижение их социально-адаптивных и интегративных функций; 
  • социодинамика культуры – это единство эволюционных, постепенных и революционных, взрывных процессов. Так, процесс возникновения великих научных идей и открытий подобен взрыву, а их техническая реализация  характеризуется эволюционностью.

     Понятие традиции и инновации могут быть соотнесены с разными пластами человеческой культуры, человеческой истории. Традиция возникла и развивалась в первобытной культуре, где определенный набор символов и знаний передавался из поколения в поколение и осваивался всеми членами первобытного коллектива. В то время как для рождения цивилизаций как центров посреди первобытной периферии потребовалось нечто большее, а именно появление культурных инноваций. Цивилизация формируется на базе неолитической деревни, чей коллектив был сплочен традицией. Коллективная сплоченность носила характер консервации, удерживания на одном месте. Несмотря на это, неолитическая община обладала богатым культурным потенциалом, рост потребностей членов общины постепенно увеличивался, что приводило к возрастанию культурной вариативности, индивидуальности. Творческие силы начинают концентрироваться и локализоваться посреди первобытной периферии, что порождает процесс формирования цивилизаций как крупных культурных новообразований.

Для роста  цивилизации было необходимо наличие  постоянного инновационного процесса. Но для того, чтобы наладить постоянный процесс роста, требовалось наличие  базы ядра, на которое мог бы опираться  инновационный процесс. Именно традиция стала культурным ядром, на котором  зиждется цивилизация. Потому что первые цивилизации возникают как результат  творчества, выходящего за рамки традиций. Но сам процесс роста цивилизаций  все же не мог происходить сам  по себе. Несмотря на то, что цивилизация  возникает стихийно и спонтанно, цивилизационные процессы есть результат  человеческого мышления и человеческой деятельности. Цивилизацию можно  определить как культурное единство, способ выживания представителей разных культур на одном ландшафте. Для  дальнейшего культурного процесса, постоянного инновационного роста  был необходим механизм, который  преодолевал бы консервацию традиции, но при этом не разрушал бы сами основы традиционных представлений.

 

 

Модернизация  и глобализация в современной  культуре. Феномен контркультуры.

Модернизация  культуры является частью процесса модернизации общества. Под модернизацией понимается процесс превращения традиционного  общества и его культуры в индустриальное, современное общество. Модернизация в культурной сфере предполагает секуляризацию образования, наличие  идейного и религиозного плюрализма и распространение массовой грамотности. Составной частью социокультурной  модернизации является также развитие средств массовой коммуникации и  появление массовой культуры, а также  приобщение все возрастающей части  населения к культурному наследию прошлого.

Процесс модернизации происходит на фоне формирования общепланитарной цивилизации, становления общечеловеческой культуры на основе представления о целостности мира. Этот процесс предполагает принятие представителями разных национальных культур системы общечеловеческих ценностей. В этом состоит сущность процесса глобализации в современной культуре. Однако культурная глобализация (универсализация) не означает унификации, т.е. сведения всего многообразия культур к какому-либо единому образцу. Речь идет о взаимодействии национальных культур, что возможно лишь при условии принятия общих культурных предпосылок.

Формированию  общечеловеческой культуры способствует увеличение числа и интенсивности  различных международных связей – политических, экономических, коммуникационных, собственно культурных. Явления, возникающие  в одном регионе или сфере  жизни, быстро распространяются по всему  миру и отражаются на развитии различных  областей общественной жизни разных стран. Тенденция культурной глобализации реализуется тогда, когда нация  или социальная группа готова принять  соответствующие ее уровню развития и возможностям элементы общечеловеческой культуры.

Однако процесс  этот достаточно сложен и противоречив. Политические, экономические, социальные и культурные процессы, происходящие в современном мире, имеют сходный  характер. Это способствует интеграции мировой культуры, создает условия  для понимания различными национальными  культурами специфики друг друга, облегчает  процессы культурной адаптации. Вместе с тем возникает угроза потери национального своеобразия и уникальности. Поэтому социально-культурная политика должна быть направлена на сохранение особенностей национальных культур в процессе универсализации, глобализации.

Динамика  культуры в традиционных и либеральных  обществах имеет разные формы. В  первых акцент делается на воспроизводство  существующих ценностей и образцов, традиций. Во вторых доминирует стремление к новациям, развитие частной инициативы, свобода, творчество.

Если новые  ценности и нормы противоречат базовым  ценностям господствующей культуры, то они составляют содержание контркультуры. Контркультура – это попытка  создания культуры, противостоящей духовной атмосфере современного индустриального  общества. Контркультура получила распространение  среди части молодежи стран Запада в 60-70-е годы ХХ века. Для нее характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры; культ бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза души. Идеология контркультуры  – это смесь различных положений  экзистенциализма, фрейдизма, руссоизма, анархизма, восточных философий  и религий. Теоретики контркультуры  ставили своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью, душителем творческих порывов. Этот протест принимает различные  формы: от пассивных до экстремистских; «непотребительский» образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией, религиозным поиском. В 70-х годах контркультурное движение распалось на множество разнохарактерных групп. 

Информация о работе Социодинамика культуры