Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 01:57, реферат
Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии и культурологии. В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода.
Введение………………………………………………………………………..3
Биография……………………………………………………………………...5
Основные положение социологических концепций П. Сорокина………...7
Заключение……………………………………………………………………14
Список использованной литературы……………………………………….15
Чувственные же этические нормы (высшая цель — наслаждение, делай всё, что пожелаешь, человек человеку волк) приближены к земным удовольствиям, так как ориентированы на получение наслаждения от жизни. Само понятие счастья здесь другое. Если в идеациональных культурах счастье — в приближении и слиянии с Абсолютом, то чувственная этика подразумевает комфорт и максимальное удобство.
Идеалистические этические нормы есть синтез идеациональных и чувственных. Они включают в себя и признание Абсолюта как высшей ценности, и положительную оценку чувственных ценностей.
В средние века в европейской культуре чувственная этика практически отсутствует, но с XV века она постепенно вытесняет идеациональную, достигая своего пика в эпоху Ренессанса и Реформации.
Подобную картину можно увидеть и в динамике правовой культуры. Свод законов в идеациональной системе дается Абсолютом (Яхве, Буддой, Аллахом), их мудрость не оспорима. “Система судебных показаний основана на признании вмешательства Абсолюта в юридические дела. Почти каждое юридическое действие будь то обмен или покупка собственности, заключение контракта или выплата долга, расписываются до мельчайших деталей через декларирование определенных священных формул, священных действий, не оставляющих какой-либо возможности изменить что-либо, пусть даже одну единственную букву или деталь в этой сакральной процедуре. Точно также, как не допускается никакое изменение в каком-либо важном религиозном ритуале, никакое изменение не допускается и в юридической процедуре в интересах вовлеченных в нее сторон или кого-либо еще.”4
В чувственной культуре правовая система создаётся человеком и направлена большей частью на подчинение одной группы людей другой. В законы постоянно могут вносится некоторые изменения, если это в интересах правящей верхушки. Целью правовой санкции становится перевоспитание преступника, безопасность общества или возмездие. Все отношения в чувственной культуре складываются либо на основе договора, соглашения сторон, либо являются общеобязательными, так как навязываются властными структурами. Правительство, которое проводит подобный кодекс, — “не теократическое, а светское, основанное либо на военной или физической силе, на богатстве или способностях, либо на доверии избирателей. Так как для легальности авторитета права не требуется никакой божественной или сверхчувственной санкции, то нет и возможности для возвышения влиятельной теократической власти.”5
Таким образом, социодинамическая модель Питирима Сорокина представляет собой последовательную смену определенных типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания. Этот процесс выражается в трех фазах единого цикла, через которые проходят все основные сферы социокультурной системы (архитектура, скульптура, живопись; музыка, литература, театр, искусствоведение; религия, философия, наука; естественно-научные и технико-технологические изобретения; мораль и право; политика; экономика; политические конфликты; религиозная деятельность; семейно-брачные отношения; исторический тип личности; мировоззрение; формы свободы; государственное управление). Причём, в динамике каждой из этих сфер прослеживаются три стадии, после завершения которых цикл возобновляется. Сорокин называет: идеациональную стадию, в которой преобладают процессы познания; идеалистическую стадию, где ведущей становится идеология; чувственную стадию с доминированием сенсорного переживания.
На первой стадии
происходит освоение мира, создаются
разнообразные (предметные, лингвистические,
познавательные, технологические, нормативные)
формы, позволяющие создавать
Характерно, что
каждой из вышеохарактеризованных стадий
соответствует свой тип личности. Особо
следует отметить, что концепция П.Сорокина
является попыткой сконструировать свободную
от линейности, эволюционизма и теории
прогресса модель течения макропроцессов
культуры. Эта модель, несмотря на огромный
эмпирический материал, приведенный для
ее подтверждения, тем не менее выступает
некоей идеализацией, идеальной моделью,
на что вполне однозначно обращал внимание
и сам П.Сорокин.
Заключение.
В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.
Особенно
ценной для существующей сейчас ситуации
в России является положение Сорокина
о том, что только глобальная ценностная
переориентация внутри самого общества
может стать гарантом его стабилизации,
дальнейшего развития и процветания, что
никакие отдельные меры в области экономики
и политики не смогут помочь в устранении
кризиса.
Список использованной литературы.
1. Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // СОЦИСС 2000. -№ 4.
2. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Исследование изменений в больших системах искусства, этики и права и соц. Отношений.
3. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса // СОЦИСС. 1998.- №12.
4. Сорокин П.А. "Кризис нашего времени" //Американская социологическая мысль. -- М. -- 1996 г., С. 356 -- 371.
5. http://www.peoples.ru/science/
6. http://www.megabook.ru/