Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:12, реферат
Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.
Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин "культура" означал противоположность естественному состоянию, то есть природе. В его содержании происходил постепенный переход от "возделывания чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более широком смысле.
Введение
1. Содержание и сущность культуры
2. Социология культуры: история возникновения и предмет
3. Структура и принципы культуры
4. Функции и формы культуры
Заключение
Реферат по культуралогии. Содержание и сущность культуры.
Содержание:
Введение
1. Содержание
и сущность культуры
2. Социология
культуры: история возникновения
и предмет
3. Структура
и принципы культуры
4. Функции и
формы культуры
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Понятие "культура"
имеет достаточно длительную историю.
Оно происходит от латинского слова,
означающего возделывание (земли), облагораживание,
воспитание.
Одним из первых
исследователей, употребивших понятие
"культура" в более широком
смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль
Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура
представляет собой совокупность того,
что создано деятельностью общественного
человека и существует благодаря человеку
и общественной жизни.
Однако, несмотря
на это раннее упоминание, вплоть до XVII
в. термин "культура" означал противоположность
естественному состоянию, то есть природе.
В его содержании происходил постепенный
переход от "возделывания чего-то"
к "возделыванию" вообще, от "воспитания
ума" к "воспитанию" в более широком
смысле.
Значительное
внимание проблеме культуры уделял идеолог
немецкого Просвещения XVIII в. И.Г. Гердер.
Он обращал внимание на "гуманный
дух" культуры. Она, по его мнению,
означает благородство и мудрость,
справедливость и уважение достоинства
каждого народа, сплачивает людей, используя
для этого законы и воспитание, традиции
и символы.
Выдающийся немецкий
философ И. Кант культурой называл
только то, что служит благу человека.
Поэтому все созданное
В настоящее
время существует около 300 вариантов
определения культуры. Такое разнообразие,
безусловно, свидетельствует о том,
что культура в жизни человечества
занимает особое место. Она является
показателем материальной и духовной
зрелости общества. В ней воплощены способности
общества в каждый конкретный исторический
период обеспечивать функционирование
общественной жизни. Эти способности характеризуются
уровнем достигнутых знаний, качеством
и разнообразием созданных орудий труда
и средств жизни, умением практически
их применять и использовать в созидательных
целях, степенью овладения стихийными
силами природы, совершенствования социальной
жизни в интересах общества.
1. СОДЕРЖАНИЕ
И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
Культура, очевидно,
выступает как качественная сторона любой
деятельности, как способ мышления и поведения.
При этом она представляет собой определенные
ценности, как материальные, так и духовные.
В реальной жизни они слиты, но есть и различия.
Материальная культура, как правило, предметна,
осязаема. Духовные ценности могут выступать
не только в предметно-вещественной оболочке,
но и в акте творческой деятельности.
Компоненты материальной
культуры имеют четкое стоимостное
выражение. Этого нельзя сказать
о духовной культуре: многие ее предметы
бесценны, уникальны. Одни исследователи
отождествляют культуру со всей социальной
сферой, другие - с духовной жизнью, третьи
представляют ее как совокупность материальных
и духовных ценностей и т.п.
Однако, представляется,
что содержание указанной категории
не может быть ограничено какой-либо одной
сферой жизни (материальной или духовной),
одной ценностной характеристикой (эстетической,
нравственной или политической), одной
формой деятельности (познавательной,
просветительной, организационной и т.
п.).
Специфика культуры
состоит в том, что она, представляя
собой известные ценности, в то
же время характеризует различные
явления общественной жизни.
Каждый этап
общества отличается определенной культурно-исторической
спецификой. Этих отличий множество: количество
накопленных предметов культуры и способов
их изготовления, усвоение и понимание
опыта предыдущих поколений, связь между
различными видами культурной деятельности,
предметами культуры и культурой человека,
дух культуры, влияющий на систему принципов,
норм и правил социальной жизни.
Современная культура
- это сложная система
Культура есть
социальный феномен, и в этом смысле
она противопоставляется натуре
(природе). Можно сказать, что культура
- это специфическая, генетически не наследуемая
совокупность средств, способов, форм,
образцов и ориентиров взаимодействия
людей со средой существования, которые
они вырабатывают в совместной жизни для
поддержания определенных структур деятельности
и общения.
В культуре фиксируются:
общее отличие
человеческой жизнедеятельности от
биологических форм жизни;
качественное
своеобразие форм жизнедеятельности
в рамках отдельных эпох, стран, классовых,
национальных, демографических общностей
людей;
особенности поведения,
сознания, деятельности людей в конкретных
сферах жизни.
2. СОЦИОЛОГИЯ
КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
И ПРЕДМЕТ
Понимание культуры
как социального феномена дает право
и возможность вычленять в
обширном мире социологической науки
особое направление - социологию культуры.
Социологи культуры как специфическая
отрасль общей социологии возникла как
в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась
на методологические принципы М. Вебера
(идея о социологии как эмпирической науке
о культуре), на учение о динамике культурных
объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К.
Мангейма в области социологии знания
и теории идеологии.
Социология культуры
возникла как реакция на известную
ограниченность позитивистской социологии,
не справляющейся с анализом сложных социальных
процессов, в том числе - процессов в сфере
духовной жизни, науки, искусства, религии,
идеологии. Свою задачу разработчики социологии
культуры видели в том, чтобы соизмерить
и связать смысловые конструкции с определенными
общественными условиями, раскрыть их
собственную динамику. Социология культуры
стремится к социологическому раскрытию
историко-культурного материала, накопленного
родственными культурологическими дисциплинами,
с целью изучения воздействия идей на
социальную структуру общества, на социальные
институты, социальные движения, на скорость
и характер социокультурного развития.
Социология культуры ориентирована не
столько на фиксирование и описание тех
или иных явлений культуры, сколько на
исследование генезиса и исторических
трансформаций различных культурных форм.
Что можно считать
предметом социологии культуры? Вероятно,
саму культуру как сложное динамическое
образование, имеющее социальную природу
и выражающее социальные отношения,
направленные на создание, усвоение, сохранение
и распространение предметов, идей, ценностных
представлений, с помощью которых обеспечивается
взаимопонимание людей в различных социальных
ситуациях.
Культура как
"вторая природа" порождается
материальными потребностями
Социология культуры
активно изучает тенденции
Содержание социологии
культуры составляют:
• существующие
в данном обществе формы и способы
освоения, создания и передачи объектов
культуры;
• устойчивые и
подвижные процессы в культурной
жизни и детерминирующие их социальные
факторы и механизмы;
• конкретный вклад
той или иной социальной общности
в развитие культуры;
• оценки освоения
культуры членами социальных общностей
и групп и их собственного культурного
окружения;
• социокультурные
нормы, регулирующие отношения в
социальных общностях, между социальными
общностями, в обществе в целом;
• технология функционирования
различных элементов социальной
системы и общества в целом;
• специфические
формы культурной жизни различных
социальных общностей, общества в целом
на каждом этапе его развития.
Социология культуры
изучает последнюю как
Представления
формируются на личностном уровне и
сочетают в себе образы, знания, отношения
и оценки. Социокультурные образцы
- результаты деятельности в типичных
жизненных ситуациях. Ценности - то,
чему отдается предпочтение по отношению
к определенным предметам и социокультурным
образцам. Социокультурные нормы - относительно
устойчивые образцы поведения, фиксирующие
в каждой сфере культуры или значимой
ситуации взаимодействия пределы дозволенного.
Указанные типы
культурных образований выполняют
важные функции в социальной жизни,
порождаются ею и служат установлению
взаимопонимания между людьми в
процессе социального взаимодействия.
3. СТРУКТУРА
И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ
В вопросе о
понимании структуры, основных элементах
культуры среди исследователей нет единства.
Так, в американской
социологической школе культуру
структурируют таким образом:
1) Понятия и
ощущения, которые содержатся главным
образом в языке и помогают
людям организовать и упорядочить
свой опыт для ориентировки в окружающем
мире. Язык является основным средством
передачи культуры, обладает высокой приспособляемостью
к потребностям человека.
2) Отношения.
Культура не только отвечает
на вопрос "что есть", т.е.
описывает с помощью понятий то,
из чего состоит мир, но и указывает на
связь друг с другом в пространстве и времени
различных явлений, может ответить на
вопрос "что может быть" в результате
взаимодействия составных частей социального
организма.
3) Ценности - разделяемые
большинством убеждения относительно
целей, к которым следует стремиться. Ценности
могут быть разными в разное историческое
время и при разном социальном устройстве.
Они дают критерии оценки действий, предметов,
идей, мнений и составляют главное в культуре.
4) Нормы - правила,
определяющие, как должен вести
себя человек, чтобы "
Ряд современных
отечественных исследователей видят
в структуре культуры, помимо отмеченных
ранее, и другие элементы. В российской
традиции ставить в центр развития
культуры науку. Еще К. Тимирязев
в своей книге "Наука и демократия"
подчеркивал: "Как ученый, я считаю
главным фактором культуры или попросту
просвещения и воспитания народа науку,
и именно свободную науку". Наука помогает
создавать материальные ценности общества,
служит основой формирования мировоззренческой
позиции человека. Благотворна ее роль
также в создании особого духовного климата
в обществе. Наука - это систематизированное
знание. Но знания особенно ценны тогда,
когда они переплавляются в убеждения
- такое духовное состояние, которое связывает
воедино интеллект, чувства и волю. Такое
знание выступает в качестве ценностной
ориентации, социальной установки, нормы,
принципа поведения, непосредственного
мотива действия.
Активным элементом
культуры признается искусство, которое
является художественным обобщением процессов,
происходящих в обществе; силой, организующей
эмоциональную деятельность человека.
Искусство - это образ мира и человека,
сформировавшийся в сознании художника
и выраженный им в звуках, красках, формах.
Искусство - средство общения между людьми,
источник познания мира, своеобразная
кодированная информация об эпохах и странах,
способ самовыражения и самосознания
человечества через личность художника.
Искусство полифункционально, оно оплодотворяет
любую творческую деятельность, помогает
научному и техническому творчеству. Принцип
взаимодействия и взаимопроникновения
элементов культуры отмечен многими выдающимися
ее представителями. Так, А. Эйнштейн, например,
заметил общее в музыке и науке: "Музыка
и исследовательская работа в области
физики различны по происхождению, но
связаны между собой единством цели - стремлением
выразить неизвестное. Их реакции различны,
но они дополняют друг друга".