Содержание и сущность культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:12, реферат

Описание

Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни.
Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин "культура" означал противоположность естественному состоянию, то есть природе. В его содержании происходил постепенный переход от "возделывания чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более широком смысле.

Содержание

Введение
1. Содержание и сущность культуры
2. Социология культуры: история возникновения и предмет
3. Структура и принципы культуры
4. Функции и формы культуры
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Реферат по культуралогии Содержание и сущность культуры.doc

— 70.00 Кб (Скачать документ)

Реферат по культуралогии. Содержание и сущность культуры.

Содержание: 

Введение 

1. Содержание  и сущность культуры 

2. Социология  культуры: история возникновения  и предмет 

3. Структура  и принципы культуры 

4. Функции и  формы культуры 

Заключение 

Список литературы 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание. 

Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни. 

Однако, несмотря на это раннее упоминание, вплоть до XVII в. термин "культура" означал противоположность естественному состоянию, то есть природе. В его содержании происходил постепенный переход от "возделывания чего-то" к "возделыванию" вообще, от "воспитания ума" к "воспитанию" в более широком смысле. 

Значительное  внимание проблеме культуры уделял идеолог  немецкого Просвещения XVIII в. И.Г. Гердер. Он обращал внимание на "гуманный дух" культуры. Она, по его мнению, означает благородство и мудрость, справедливость и уважение достоинства каждого народа, сплачивает людей, используя для этого законы и воспитание, традиции и символы. 

Выдающийся немецкий философ И. Кант культурой называл  только то, что служит благу человека. Поэтому все созданное человеком  можно отнести к культуре. Цель культуры, по Канту, состоит в развитии природных задатков и особенностей человека, в передаче от поколения к поколению знаний и опыта, в завоевании свободы от природных сил, в моральном совершенствовании человека, в преодолении в нем "грубости и животности". 

В настоящее  время существует около 300 вариантов  определения культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. СОДЕРЖАНИЕ  И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ 

Культура, очевидно, выступает как качественная сторона любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как материальные, так и духовные. В реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности. 

Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное  выражение. Этого нельзя сказать  о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны. Одни исследователи отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и духовных ценностей и т.п. 

Однако, представляется, что содержание указанной категории не может быть ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или духовной), одной ценностной характеристикой (эстетической, нравственной или политической), одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной и т. п.). 

Специфика культуры состоит в том, что она, представляя  собой известные ценности, в то же время характеризует различные  явления общественной жизни. 

Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной жизни. 

Современная культура - это сложная система материально-производственных, научных, духовных, общественных компонентов. 

Культура есть социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется натуре (природе). Можно сказать, что культура - это специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. 

В культуре фиксируются: 

общее отличие  человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни; 

качественное  своеобразие форм жизнедеятельности  в рамках отдельных эпох, стран, классовых, национальных, демографических общностей людей; 

особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах жизни. 
 

2. СОЦИОЛОГИЯ  КУЛЬТУРЫ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И ПРЕДМЕТ 

Понимание культуры как социального феномена дает право  и возможность вычленять в  обширном мире социологической науки особое направление - социологию культуры. Социологи культуры как специфическая отрасль общей социологии возникла как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические принципы М. Вебера (идея о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля, на взгляды К. Мангейма в области социологии знания и теории идеологии. 

Социология культуры возникла как реакция на известную  ограниченность позитивистской социологии, не справляющейся с анализом сложных социальных процессов, в том числе - процессов в сфере духовной жизни, науки, искусства, религии, идеологии. Свою задачу разработчики социологии культуры видели в том, чтобы соизмерить и связать смысловые конструкции с определенными общественными условиями, раскрыть их собственную динамику. Социология культуры стремится к социологическому раскрытию историко-культурного материала, накопленного родственными культурологическими дисциплинами, с целью изучения воздействия идей на социальную структуру общества, на социальные институты, социальные движения, на скорость и характер социокультурного развития. Социология культуры ориентирована не столько на фиксирование и описание тех или иных явлений культуры, сколько на исследование генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм. 

Что можно считать  предметом социологии культуры? Вероятно, саму культуру как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу  и выражающее социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, с помощью которых обеспечивается взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. 

Культура как "вторая природа" порождается  материальными потребностями людей, их интеллектуальными, нравственными, эстетическими и другими запросами, практическими интересами различных социальных общностей, групп и индивидов. 

Социология культуры активно изучает тенденции культурного  развития общества. Она выявляет воздействие  научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения. Социология культуры фиксирует изменения национальных, духовных, семейных, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д. 

Содержание социологии культуры составляют: 

• существующие в данном обществе формы и способы  освоения, создания и передачи объектов культуры; 

• устойчивые и  подвижные процессы в культурной жизни и детерминирующие их социальные факторы и механизмы; 

• конкретный вклад  той или иной социальной общности в развитие культуры; 

• оценки освоения культуры членами социальных общностей  и групп и их собственного культурного окружения; 

• социокультурные  нормы, регулирующие отношения в  социальных общностях, между социальными  общностями, в обществе в целом; 

• технология функционирования различных элементов социальной системы и общества в целом; 

• специфические  формы культурной жизни различных  социальных общностей, общества в целом  на каждом этапе его развития. 

Социология культуры изучает последнюю как социальную систему. В ней принято в качестве единиц анализа использовать устойчивые культурные образования: представления, социокультурные образцы, ценности и нормы. 

Представления формируются на личностном уровне и  сочетают в себе образы, знания, отношения  и оценки. Социокультурные образцы - результаты деятельности в типичных жизненных ситуациях. Ценности - то, чему отдается предпочтение по отношению к определенным предметам и социокультурным образцам. Социокультурные нормы - относительно устойчивые образцы поведения, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия пределы дозволенного. 

Указанные типы культурных образований выполняют  важные функции в социальной жизни, порождаются ею и служат установлению взаимопонимания между людьми в  процессе социального взаимодействия. 
 

3. СТРУКТУРА  И ПРИНЦИПЫ КУЛЬТУРЫ 

В вопросе о  понимании структуры, основных элементах культуры среди исследователей нет единства. 

Так, в американской социологической школе культуру структурируют таким образом: 

1) Понятия и  ощущения, которые содержатся главным  образом в языке и помогают  людям организовать и упорядочить свой опыт для ориентировки в окружающем мире. Язык является основным средством передачи культуры, обладает высокой приспособляемостью к потребностям человека. 

2) Отношения.  Культура не только отвечает  на вопрос "что есть", т.е.  описывает с помощью понятий то, из чего состоит мир, но и указывает на связь друг с другом в пространстве и времени различных явлений, может ответить на вопрос "что может быть" в результате взаимодействия составных частей социального организма. 

3) Ценности - разделяемые большинством убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Ценности могут быть разными в разное историческое время и при разном социальном устройстве. Они дают критерии оценки действий, предметов, идей, мнений и составляют главное в культуре. 

4) Нормы - правила,  определяющие, как должен вести  себя человек, чтобы "вписаться"  в ценности культуры своего  общества. Нормы, стандарты, правила  поведения обосновываются ценностями. 

Ряд современных  отечественных исследователей видят  в структуре культуры, помимо отмеченных ранее, и другие элементы. В российской традиции ставить в центр развития культуры науку. Еще К. Тимирязев  в своей книге "Наука и демократия" подчеркивал: "Как ученый, я считаю главным фактором культуры или попросту просвещения и воспитания народа науку, и именно свободную науку". Наука помогает создавать материальные ценности общества, служит основой формирования мировоззренческой позиции человека. Благотворна ее роль также в создании особого духовного климата в обществе. Наука - это систематизированное знание. Но знания особенно ценны тогда, когда они переплавляются в убеждения - такое духовное состояние, которое связывает воедино интеллект, чувства и волю. Такое знание выступает в качестве ценностной ориентации, социальной установки, нормы, принципа поведения, непосредственного мотива действия. 

Активным элементом  культуры признается искусство, которое  является художественным обобщением процессов, происходящих в обществе; силой, организующей эмоциональную деятельность человека. Искусство - это образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. Искусство - средство общения между людьми, источник познания мира, своеобразная кодированная информация об эпохах и странах, способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Искусство полифункционально, оно оплодотворяет любую творческую деятельность, помогает научному и техническому творчеству. Принцип взаимодействия и взаимопроникновения элементов культуры отмечен многими выдающимися ее представителями. Так, А. Эйнштейн, например, заметил общее в музыке и науке: "Музыка и исследовательская работа в области физики различны по происхождению, но связаны между собой единством цели - стремлением выразить неизвестное. Их реакции различны, но они дополняют друг друга". 

Информация о работе Содержание и сущность культуры