Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 09:49, реферат
Сократ - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в истории. Сократ - великий античный мудрец. Он внес огромный вклад в изучение философии и этики, логики, диалектики.
1. Введение 3
2. Краткая биографическая справка 3
3. О природе и натурфилософии 4
4. Диалоги Сократа 5
5. Суждение Сократа о нравственных добродетелях 7
6. Политико-правовые взгляды Сократа 8
7. Заключение 9
Франкин Станислав Александрович
Реферат
На тему «Сократ и его учение»
Выполнил: Франкин С. А.
Студент :14 группы А/Х
Проверила:
г. Омск 2012
Список использованной литературы
Оглавление
1. Введение 3
2. Краткая биографическая справка 3
3. О природе и натурфилософии 4
4. Диалоги Сократа 5
5. Суждение Сократа о нравственных добродетелях 7
6. Политико-правовые взгляды Сократа 8
7. Заключение 9
Сократ - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в истории. Сократ - великий античный мудрец. Он внес огромный вклад в изучение философии и этики, логики, диалектики.
Центром всего Сократ считал человека, его пороки и добродетелей, свободу и ответственность, права и долг. И сократовские беседы — поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов.
Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал - окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было
Сократ (469-399г. до н.э.) родился в Афинах. Его отец Софрониск был каменотёсом (скульптор), а мать повитуха Фенарета. У Сократа был брат по матери Патрокл, сам же Сократ был вторым ребенком в семье. Получил общедоступное начальное образование, которое было нацелено на физическое и духовное формирование члена полиса.
В зрелом возрасте (когда ему было далеко за 40), Сократ женится на Ксантиппе, которая в дальнейшем рожает ему трех сыновей: Лампрокла, Софроникса и Менексена. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Когда Сократу было 37 лет, он участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей (432 г. до н.э.) и при Делии (424 г. до н.э.), а также под Амфиполем (422 г. до н.э.). Был провозглашен Дельфийским оракулом «мудрейшим из людей». Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада.
В 406 году Сократ пытался препятствовать противозаконному приговору стретегам, которые были привлечены к суду после битвы у Аргинусских островов. В 404 году пренебрег исходившим от Тридцати тиранов повеление схватить леонта с Саламина, внесенного ими в проскрипционные списки. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Сократ свою вину не признал, и не стал просить о замене смерти изгнанием. Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд.
Сократ - представитель идеалистического
религиозно-нравственного
Основной задачей философии
Сократ признавал обоснование
Сомнение ('я знаю, что ничего не знаю') должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ('познай самого себя'). Только таким индивидуалистическим путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды,- необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму.
Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам, призывающим 'прислушиваться к природе', ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах,- знаменитый 'демон' Сократа.
Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей целью пользу человека.
Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение определенных задач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и т.п. Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля производила пищу для человека, для чего введен соответствующий распорядок времен года; более того, движение солнца происходит на таком расстоянии от земли, чтобы люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного холода и т.п.
Своего философского учения Сократ в письменную форму не обликал, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методологически направленного к определенной цели спора. Сократ бродил по Афинам и всюду - на площадях, на улицах, в местах общественных собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел беседы с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские, религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную пропаганду своего этического идеализма.
Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа.
Жизнь Сократа прошла в
беседах. Это были не обычные житейские
разговоры и словесные
Сократовская манера беседы и по стилю, и по содержанию, и по целям резко отличалась от внешне эффектной, напыщенной и изобиловавшей словесными красотами софистической риторики. Но при всей кажущейся простоте речь Сократа не только по существу, но и по форме довольно изощрена. Он был тонким мастером того, что и как сказать
Характеристика Сократа, данная Тимоном и приводимая у Диогена Лаэртского (II, 19) :
«Каменотес, болтун и реформатор мира,
Князь колдовства, изобретатель каверз, спорщик,
Заносчивый насмешник и притворщик»
Менон, софист и ученик Горгия, характеризуя сократовскую манеру беседы, признается, что Сократ его зачаровал, заколдовал и до того заговорил, что в голове у него все сметалось и запуталось. Менон, считавший себя знатоком добродетели, в ходе сократовского испытания вынужден ошарашенно признать, что в данном предмете он полностью несведущ. «И еще, по-моему, если можно пошутить,— обращается он к Сократу,— ты очень похож и видом, и всем на плоского морского ската: он ведь всякого, кто к нему приблизится и прикоснется, приводит в оцепенение, а ты сейчас, мне кажется, сделал со мной то же самое — я оцепенел... Ты, я думаю, прав, что никуда не выезжаешь отсюда и не плывешь на чужбину: если бы ты стал делать то же самое в другом государстве, то тебя, чужеземца, немедля схватили бы как колдуна» (Платон, Менон).
Мастерство Сократа, собеседника-исследователя,
пришло, конечно, с годами, по мере формирования
его собственной морально-
Беседа — стихия Сократа. Окунувшись в нее, он, можно сказать, не только не вынырнул оттуда до конца жизни, но, больше того, твердо надеялся на блаженные беседы и после смерти. Эта страсть, охватившая его, завлекала в свои сети и всех тех, кто встречался с ним на долгом жизненном пути. «Вызывать Сократа на разговор,— удачно сострил известный античный математик и астроном Федор Киренский,— это все равно, что звать ездока в чистое поле. Так что спрашивай и услышишь» (Платон. Теэтет).
Сократ беседовал с философами, софистами, политиками, военачальниками, поэтами, скульпторами, художниками, ремесленниками, торговцами, гетерами, со свободными и рабами, влиятельными гражданами полиса и простым людом, мужчинами и женщинами, старцами и юношами, людьми робкими и наглыми, бездарными и гениальными, с друзьями и врагами, афинянами и иноземцами, днем и ночью, в военных походах и дома, на свободе и в заключении. И о чем только он ни говорил: о богах и людях, полисе и законах, уме и глупости, знании и незнании, добре и зле, благе и справедливости, свободе и долге, добродетелях и пороках, богатстве и бедности, дружбе и взаимопомощи, самопознании и образовании, душе и теле, жизни и смерти. Собеседники и темы бесед менялись, но суть оставалась одна: во всеоружии разумного слова Сократ был в философской «разведке боем» - постоянном поиске и битве за истину, справедливость и нравственность, за должное в человеческих делах.
Искусство беседы, по Сократу,
требует исходить из того, что уже
известно собеседнику, а не ошарашивать
его сразу некой неизвестной
ему и непонятной истиной. Поэтому
следует путем наводящих
В ходе диалектических бесед
человек, по мысли Сократа, восстанавливает
знания доставшейся ему бессмертной
души, другими словами - духовно возрождается.
Поэтому роль собеседника, посредством
диалектики помогающего возрождению
знания и его закреплению, он по аналогии
с ремеслом своей матери-повитухи
называл «майевтикой», т. е. повивальным
искусством. «В моем повивальном искусстве,—
замечает Сократ,— почти все так
же, как у них; отличие, пожалуй, лишь
в том, что я принимаю у мужей,
а не у жен и принимаю роды души,
а не плоти. Самое же великое в
нашем искусстве - то, что мы можем
разными способами
Сократ в своих беседах
часто прибегал к индукции, используя
ее как при образовании общих
определений, так и с противоположной
целью — для наглядной
Сократовская беседа исходит
из предпосылки наличия
Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как «всеобщее», служащее основной всех частных добродетелей.
Задачей нахождения «всеобщего» должен был, по мысли Сократа, способствовать его особый философский метод.
«Сократический» метод, имевший
своей задачей обнаружение «