Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 07:03, реферат
Термин "цивилизация" ввел в науку в середине XVIII в. шотландский историк и экономист А. Фергюссон. Термин "цивилизация" произошел от латинского слова "civilis", что означает "гражданский", "государственный", "общественный". В европейской науке XIX-XX вв. понятие "цивилизация" употреблялось в разных значениях, как правило, через сопоставление с понятием "культура".
5.4. ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Термин "цивилизация"
ввел в науку в середине XVIII в.
шотландский историк и
1.Понятия цивилизации
и культуры выступают как
Н. Я. Данилевского и А. Тойнби.
2.Цивилизация рассматривается как уровень,
ступень развития общества, его материальной
и духовной культуры (в этом смысле мы
говорим об античной или современной цивилизации).
3.Цивилизация рассматривается как ступень
исторического развития человечества,
следующая за варварством. Традиция такого
понимания цивилизации восходит к римскому
историку К. Тациту. По мнению Тацита, цивилизацию
от варварства отличают высокий уровень
материального благосостояния общества,
создание государства и появление письменности.
Сходную с Тацитом постановку вопроса
мы находим у М. Монтеня (1533 - 1592). Оба мыслителя
обращают внимание на то, что переход от
варварства к цивилизации связан не только
с приобретениями, но и потерями.
В дальнейшем понимание цивилизации как
высшей по сравнению с варварством ступени
общественного развития встречается в
работах Л. Моргана, в книге Ф. Энгельса
"Происхождение семьи, частной собственности
и государства" (1884). В качестве основополагающего
начала цивилизации Энгельс рассматривал
товарное производство. Он называет и
другие признаки цивилизации: разделение
труда и отделение умственного труда от
физического, возникновение городов, появление
классов и государств. Поскольку Ф. Энгельса
интересовала проблема возникновения
классов и государства, то вопрос о культуре
и ее соотношении с цивилизацией им здесь
не рассматривался.
4.Существуют теории, в которых цивилизация
рассматривается как социальный феномен,
противостоящий культуре. Традиция противопоставления
цивилизации и культуры восходит к И. Канту.
Кант считал, что главной целью культурного
развития человечества является нравственной
совершенствование. Он предлагает свой
критерий нравственности: поступок оценивается
как нравственный только в том случае,
если человек, совершивший его, руководствовался
лишь чувством долга и в мотивах его действий
отсутствовала корыстная цель - например,
надежда на вознаграждение. Культура проявляется
в умении человека преодолевать свои эгоистические
потребности, в стремлении подчиниться
нравственному долгу. Культура в своей
основе нравственна.
Цивилизация же согласно
Канту, требует от человека проявлять
лишь внешнюю воспитанность, соблюдать
благопристойную форму
Дальнейшую разработку проблема соотношения культуры и цивилизации получила в концепции О. Шпенглера (1880 -1936). Задача Шпенглера не сводилась к тому, чтобы развести понятия "культура" и "цивилизация" и определить их значение. С помощью этих категорий Шпенглер попытался осмыслить динамику культурно-исторического процесса, выявить его закономерности. Исходя из принципа циклического развития культуры, Шпенглер приходит к выводу о неизбежности гибели каждой культуры. Он полагал, что культура, достигнув пика своего расцвета, в заключительной фазе приходит к упадку. Эту фазу деградации, упадка культуры Шпенглер называет цивилизацией. Причину кризиса культуры Шпенглер видит в том, что материальные элементы начинают превалировать над духовными и вытесняют их.
Цивилизация по своему
содержанию противостоит культуре. Если
в основе культуры лежит гуманистическое
начало, то сущностью цивилизации является
практицизм и прагматизм. Если в культуре
развивается искусство и гуманитарные
знания, то в цивилизации доминирующую
роль начинают играть естественные науки
и техника. В отличие от культуры цивилизация
лишена творчества. "Она ничего не создает,
она только перетолковывает". К другим
признакам цивилизации Шпенглер относил:
урбанизацию (огромный рост городов), омассовление
всех сфер жизни, насилие человека над
природой, войны и иные конфликты. По мнению
Шпенглера, цивилизация является неизбежной
судьбой каждой культуры. Так произошло
с античной культурой, она закончила свое
развитие римской цивилизацией. Не избежал
этой судьбы и современный Запад. Европа
в XX веке вступила в период своего заката.
Как взаимоисключающие начала рассматривает
цивилизацию и культуру Н. А. Бердяев (1874
- 1948). В своей работе "О культуре"
Бердяев утверждает, что культура родилась
из культа и имеет религиозные основы.
Генезис же цивилизации связан с утилитарным
началом человеческой деятельности, с
борьбой человека с природой. И эта борьба
за выживание приходила вне храма и культа,
поэтому цивилизация оказалась не столь
благородного происхождения как культура.
По мнению Н. А. Бердяева, культура - явление индивидуальное и неповторимое, цивилизация же - явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов и признаки по преимуществу материальные (например, он связан с употреблением железа). Культура в своей основе духовна. У культуры есть душа, у цивилизации - методы и орудия.
Развивая тему близости культуры и культа, Бердяев отмечает, что культура - это культ предков, почитание могил и памятников. Чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Культура гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с прошлым, преемственностью. Цивилизация, напротив, дорожит своим недавним происхождением. Она не ищет древних и глубоких истоков, а гордится своими сегодняшними изобретениями. Цивилизация всегда имеет такой вид, словно она возникла сегодня или вчера.
Бердяев считает, что поскольку в основе культуры лежит религиозное начало, то она всегда стремится к воскресению. Примером тому является культура Древнего Египта. Она вся основана на жажде вечности, жажде воскресения, борьбе со смертью. Египетские пирамиды пережили долгие тысячелетия и сохранились до наших дней. Цивилизация не строит пирамид и не дорожит тем, чтобы ее памятники сохраняли тысячелетнюю прочность. Цивилизация футуристична, устремлена в будущее. По мнению Бердяева, в культуре действуют два начала - консервативное, обращенное к прошлому, и творческое, нацеленное на будущее и созидающее новые ценности. Но в культуре не может действовать начало разрушительное, революционное.
По мнению Н. А. Бердяева цивилизация и культура - явления несовместимые еще и потому, что представляют разные стадии исторического прогресса. Высший подъем культуры остался в прошлом, для буржуазно-демократического этапа современной истории характерно господство цивилизации. Эти идеи Бердяев развивает в работе "Новое средневековье". В ней отмечается, что главной силой Нового времени становится техника. Человек попадает в зависимость от тех сил, которые создает сам. Он превращается в придаток машины, становится беспомощным без технических средств. В жертву техническому прогрессу приносятся гуманитарные ценности. Традиционная культура вытесняется массовой, которую Бердяев называет варварской культурой - более доступной, но низкой по качеству. Совокупность этих изменений и составляет перерождение культуры в цивилизацию.
Таким образом, существуют
разные подходы к проблеме соотношения
культуры и цивилизации. Однако, во
всех рассуждениях по этому поводу
можно найти некоторые
1. Понятие "культура"
семантически шире, чем понятие "цивилизация".
Оно применимо как к небольшому племени,
так и к целым континентам (например, "культура
Европы", "африканская культура"
и т. п.).
2.Понятие "культура" включает в себя
как научно-технический прогресс, так
и духовно-гуманистическую преемственность
между поколениями. В понятии "цивилизация"
явно ощущаются материально-производственные
приоритеты.
3. Понятие "культура" тесно связано
с национально-этнической спецификой
человеческих групп, в то время как понятие
"цивилизация" тяготеет к общечеловеческим,
глобальным масштабам.
В отличие от бытующего на Западе (на уровне
повседневного сознания) отождествления
культуры с цивилизацией для россиян культура
- явление в основе своей идеальное, а цивилизация
в конечном счете - материальное, связанное
с бытовыми удобствами и потребительством.
Мы придерживаемся первоначального, идущего
от античности понимания культуры как
"возделывания" души и духа человека,
в то время как цивилизация является возделыванием
лишь среды и условий обитания.