Современная Русская православная Церковь и национальная благотворительная модель: страницы истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:26, доклад

Описание

Развитие теории и практики социальной работы в России имеет долгую многовековую традицию

Работа состоит из  1 файл

церковь.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

 
Современная Русская православная Церковь и национальная благотворительная  модель: страницы истории

Развитие теории и практики социальной работы в России имеет долгую многовековую традицию. Логика становления отечественной  государственности привела к  тому, что одну из центральных ролей в общественном призрении играла Русская Православная Церковь (далее РПЦ). Веками всечеловеческая, христианская идея любви к ближнему призывала национальное самосознание россиян к милосердию и благотворению. К сожалению, достаточно долго эти понятия отождествлялись исключительно с религиозной деятельностью РПЦ и христианской моралью. Замалчивался тот реальный вклад, который внесла РПЦ в дело помощи «сирым и убогим» на протяжении всей своей истории. Однако, по мере возрождения в конце XX – начале XXI вв. отечественной благотворительности и восстановления института социальной работы становится очевидной необходимость изучения и практического применения опыта религиозной благотворительности РПЦ, которая с самого начала своего существования была организацией, взявшей в свои руки заботу о бедных и неимущих людях. Традиции милосердия, благотворительной деятельности активно развивались в восточно-христианской церкви с самого начала ее формирования. 
Со времен христианизации Руси до 1917 г. дело «общественного презрения» находилось в руках церкви.

Однако после  октября 1917 г. Церкви запретили всякую социальную заботу. Ленинским декретом она была отделена от государства  и школы. Храмы подвергались варварскому  разрушению. Конфискации церковного имущества, разорение монастырей, убийства и высылки священнослужителей – вот обычная практика того периода. Две войны, репрессии в 1928 и в 1934 гг. нанесли древней Русской Церкви такой удар, от которого ей не удаётся оправиться и до сих пор. Однако самым тяжким испытанием в условиях социальной изоляции стала невозможность проявлять благотворительность в мужской жизни верующих. 
Все же и в это трагическое время РПЦ была духовным пастырем в делах милосердия. В начале 20-х гг. в России разразился страшный голод, унесший огромное число человеческих жизней. Советская власть было не в состоянии справиться с бедствием, а во многом и усугубляла его. Не раз гонимый 
Святитель Тихон обращался к Христианам всего мира помочь россиянам, а также к приходам, уцелевшим от грабежа, с просьбой о пожертвовании церковных украшений, не имеющих обрядового предназначения в фонд помощи голодающим 
[1][69]. В это время РПЦ тратила на милосердно-благотворительную деятельность средств менее чем другие организации, фонды.

Во время Великой Отечественной войны РПЦ не оставалась в стороне от общего дела борьбы с врагом. В первый же день войны, глава Православной 
Церкви в России, Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий, 74-летний старец, опубликовал своё воззвание ко всем верующим нашей страны. В этом воззвании Митрополит Сергий обращается со всею силою убедительности к патриотическим чувствам верующих людей, призывает к исполнению священного долга перед родиной освящая этот патриотический порыв первосвятительским благословением [2][70].

На призыв первосвятителя Митрополит Сергий Русской Церкви все  верующие отозвались на это обращение. Они охотно несли, по примеру своих  патриотов- предков, не только деньги, облигации, но и лом серебра, меди и другие вещи: обувь белье, полотно  и т.д. Было заготовлено и сдано немало вяленой и кожаной обуви, шинелей, шапок, носков, перчаток, белья. Был организован особо сбор на подарки для бойцов в день Красной Армии, давший свыше 30 тыс. рублей, подарки были разнесены по лазаретам раненым, которые сердечно встречали такую внимательную о них заботы.

По всей стране служили молебны о даровании  победы. В приходах проводился сбор средств для обороны и подарков бойцам, на содержание раненых в  госпиталях и сирот в детских  домах. На сооружение танковой колонны  имени Дмитрия Донского было собрано 8 млн. рублей. Сибирская эскадрилья «За Родину» была построена и оснащена за счет средств клириков и мирян. Всего за войну на нужды фронта православными верующими было собрано 
200 млн. рублей [3][71].

После войны  РПЦ совместно с другими религиозными организациями активно участвовала в борьбе за мир. Немалые взносы были сделаны ею в советский фонд мира. Опыт миротворческого служения Русской Церкви общепризнан. Он укрепил ее международные связи как гуманитарного, так и экономического характера. Несмотря на то, что открытые нападки на Церковь, в силу ее заслуг перед страной прекратились, она, как и прежде, была вынуждена совмещать активную патриотическую позицию во внешней политике с социальным индифферентизмом внутри страны. Если отдаление Церкви от государства способствовало восстановлению ею автономии, то, с другой стороны, это же 
«отлучило» религию от благотворительности. Попытки Церкви стать полезной обществу разбивались о принцип: «Социализм можно построить и без Бога».

Перестройка изменила отношение официальной власти к неоднократным заявлениям деятелей Церкви о желании включиться в возрождающееся движение милосердия. Ответ на них ограничивался включением духовенства в состав 
Советского фонда культуры, Детского фонда им. В.И. Ленина и т. д. 
Неудовлетворенность возникшими на волне обновления форм благотворительности выражалось еще и в том, что милосердие для христианина, как сказано в 
Евангелии, не может быть абстрактным. Это любовь на деле. Священнослужители всё чаще высказывались против формального отношения к средствам Церкви как к источнику финансирования общегосударственных социальных акций и планов благотворительной работы глобального характера [4][72].

Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации  подтвердила отделение религиозных объединений от государства, но уже на фоне всеобщего признания роли Церквей в процессе обновления. Перестройка вернула ей право на приоритет в делах милосердия и сострадания. По Закону о свободе вероисповеданий [5][73], религиозным объединениям и церквям разрешено заниматься благотворительностью, что сразу активизировало их социальную работу. Приходы помогают прихожанам медикаментами, пастырским попечительством. Получаемая Церковью помощь из-за рубежа распределяется среди многосемейных, малоимущих, инвалидов-прихожан. Организована школа медсестер при Марфо-Мариинской обители, появился новый синодальный отдел благотворительности.

Благотворительность не мыслится без возрождения религиозно- нравственного воспитания. На этой ключевой идее построена выдвинутая РПЦ концепция духовного просвещения и благотворительности [6][74]. Она содержит следующие первоочередные и перспективные задачи: 
. • возрождение прихода как христианской общины единомышленников; 
. • возрождение церковных братств и разного рода церковных движений; 
. • организация церковного здравоохранения; 
. • создание епархиальных комиссий по благотворительности; 
. • подготовка преподавателей катехизиса; 
. • организация благотворительного бюджета (приходского епархиального, общецерковного).

Конкретные направления  благотворительной работы включают также создание епархиального дома для престарелых, церковного интерната  для сирот, книжных магазинов  духовной литературы, епархиальной библиотеки, комитета социальной помощи, специализированных приходских учреждений 
(воскресных школ, курсов катехизаторов для взрослых, детского сада, библиотеки, столовой, общества трезвости и пр.).

Веками Православная Церковь выполняла великую миссию, развивая патриотическое отношение  к прошлому, препятствуя нарушению  социального равновесия во имя будущего нации. Поэтому всякий раз, после социального потрясения русская культура возрождалась, обнаруживая незыблемость своих духовных основ.

Современная Русская  православная Церковь и национальная

благотворительная модель: страницы истории 

Развитие теории и практики социальной работы в России имеет долгую

многовековую традицию. Логика становления отечественной

государственности привела к тому, что одну из центральных  ролей в

общественном призрении  играла Русская Православная Церковь (далее РПЦ).

Веками всечеловеческая, христианская идея любви к ближнему призывала

национальное самосознание россиян к милосердию и благотворению. К

сожалению, достаточно долго эти понятия отождествлялись  исключительно с

религиозной деятельностью  РПЦ и христианской моралью. Замалчивался тот

реальный вклад, который внесла РПЦ в дело помощи «сирым и убогим» на

протяжении всей своей истории. Однако, по мере возрождения  в конце XX –

начале XXI вв. отечественной  благотворительности и восстановления

института социальной работы становится очевидной необходимость изучения

и практического  применения опыта религиозной благотворительности  РПЦ,

которая с самого начала своего существования была организацией, взявшей

в свои руки заботу о бедных и неимущих людях. Традиции милосердия,

благотворительной деятельности активно развивались  в

восточно-христианской церкви с самого начала ее формирования. Со времен

христианизации  Руси до 1917 г. дело «общественного презрения» находилось

в руках церкви.  

Однако после  октября 1917 г. Церкви запретили всякую социальную заботу.

Ленинским декретом она была отделена от государства  и школы. Храмы

-----> Page:

ена от государства  и школы. Храмы

подвергались варварскому  разрушению. Конфискации церковного имущества,

разорение монастырей, убийства и высылки священнослужителей – вот

обычная практика того периода. Две войны, репрессии  в 1928 и в 1934 гг.

нанесли древней  Русской Церкви такой удар, от которого ей не удаётся

оправиться и  до сих пор. Однако самым тяжким испытанием в условиях

социальной изоляции стала невозможность проявлять  благотворительность в

мужской жизни  верующих. Все же и в это трагическое  время РПЦ была

духовным пастырем в делах милосердия. В начале 20-х  гг. в России

разразился страшный голод, унесший огромное число человеческих жизней.

Советская власть было не в состоянии справиться с  бедствием, а во многом

и усугубляла его. Не раз гонимый Святитель Тихон  обращался к Христианам

всего мира помочь россиянам, а также к приходам, уцелевшим от грабежа, с

просьбой о пожертвовании церковных украшений, не имеющих обрядового

предназначения  в фонд помощи голодающим [69]. В это  время РПЦ тратила на

милосердно-благотворительную  деятельность средств менее чем  другие

организации, фонды.  

Во время Великой  Отечественной войны РПЦ не оставалась в стороне от

общего дела борьбы с врагом. В первый же день войны, глава Православной

Церкви в России, Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий, 74-летний

старец, опубликовал  своё воззвание ко всем верующим нашей  страны. В этом

воззвании Митрополит Сергий обращается со всею силою убедительности к

патриотическим  чувствам верующих людей, призывает  к исполнению

священного долга  перед родиной освящая этот патриотический порыв

первосвятительским  благословением [70].  

На призыв первосвятителя Митрополит Сергий Русской Церкви все верующие

отозвались на это обращение. Они охотно несли, по примеру своих

патриотов-предков, не только деньги, облигации, но и лом  серебра, меди и

другие вещи: обувь  белье, полотно и т.д. Было заготовлено  и сдано немало

вяленой и кожаной обуви, шинелей, шапок, носков, перчаток, белья. Был

организован особо  сбор на подарки для бойцов в день Красной Армии,

давший свыше 30 тыс. рублей, подарки были разнесены  по лазаретам

раненым, которые  сердечно встречали такую внимательную о них заботы. 

По всей стране служили молебны о даровании  победы. В приходах проводился

сбор средств  для обороны и подарков бойцам, на содержание раненых в

госпиталях и  сирот в детских домах. На сооружение танковой колонны имени

Дмитрия Донского было собрано 8 млн. рублей. Сибирская эскадрилья «За

Родину» была построена  и оснащена за счет средств клириков и мирян.

Информация о работе Современная Русская православная Церковь и национальная благотворительная модель: страницы истории