Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:23, реферат
Конфликты стали реальностью в связи с резким обострением межнациональных отношений в бывшем СССР со второй половины 80-х годов. Националистические проявления в ряде республик насторожили центр, но никаких действенных мер по их локализации предпринято не было. Первые беспорядки на этнополитической почве произошли весной 1986 года в Якутии, а в декабре этого же года - в Алма-Ате. Затем последовали демонстрации крымских татар в городах Узбекистана (Ташкенте, Бекабаде, Янгиюле, Фергане, Намангане и др.), в Москве на Красной площади. Началась эскалация этнических конфликтов, приведших к кровопролитию (Сумгаит, Фергана, Ош).
4. Конфликты стали реальностью в связи с резким обострением межнациональных отношений в бывшем СССР со второй половины 80-х годов. Националистические проявления в ряде республик насторожили центр, но никаких действенных мер по их локализации предпринято не было. Первые беспорядки на этнополитической почве произошли весной 1986 года в Якутии, а в декабре этого же года - в Алма-Ате. Затем последовали демонстрации крымских татар в городах Узбекистана (Ташкенте, Бекабаде, Янгиюле, Фергане, Намангане и др.), в Москве на Красной площади. Началась эскалация этнических конфликтов, приведших к кровопролитию (Сумгаит, Фергана, Ош). Зона конфликтных действий расширилась. В 1989 году возникло несколько очагов конфликтов в Средней Азии, Закавказье. Позднее их огонь охватил Приднестровье, Крым, Поволжье, Северный Кавказ.
Начиная с конца
1980х, было зафиксировано 6 региональных
войн (т.е. вооруженных столкновений
с участием регулярных войск и
использованием тяжелого оружия), около
20 кратковременных вооруженных
Можно выделить три основных типа только вооруженных конфликтов, типичных для постсоветского пространства:
а) конфликты, вызванные стремлением национальных меньшинств реализовать
свое право на самоопределение;
6) конфликты, вызванные разделением бывшего союзного наследства;
в) конфликты, имеющие форму гражданской войны.
Развитие ситуации в межнациональных отношениях бывшего СССР
предсказывалось в работах английских, американских ученых, Большинство прогнозов, как показало время, достаточно точно отражало перспективы развития советского общества, Прогнозировались различные возможные варианты развития в случае, если государство не будет разрушено. Специалисты, анализируя англо-американскую историографию по этой проблематике, отмечали, что развитие этнической ситуации прогнозировалось в виде четырех возможных вариантов событий: "ливанизация" (этническая война, аналогичная ливанской); "балканизация" (наподобие сербскохорватского варианта): "оттоманизация" (распад подобно Османской империи); мирное развитие событий с возможным преобразованием Советского Союза в конфедерацию или организацию государств, подобную ЕЭС или Британскому содружеству.
Поданным разведслужбы Министерства обороны США, в будущем прогнозируется возможность 12 вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР. По расчетам в этих конфликтах могут погибнуть в результате военных действий 523 тыс. чел., от болезней - 4, 24 млн. чел., пострадать от голода 88 млн. чел., число беженцев может достигнуть 21, 67 млн. чел. (4) Пока что этот прогноз подтверждается.
В общем, и те межнациональные столкновения, которые имеются на сегодняшний день, достаточно неутешительны. Различные исследователи приводят разные данные о потерях, и даже один и тот же конфликт можно трактовать по-разному. В данной работе приведена типология конфликтов на постсоветском пространстве, данная А. Амелиным (табл. 2)
Приведенная типология условна. Один тип конфликта может соединять в себе черты другого или переплетаться с другими. Дефиниция "этнополитика" предполагает этническую группу, имеющую определенные политические цели. В. А. Тишков пишет, что разное понимание феномена этничности позволяет по-разному интерпретировать этнические конфликты. В силу полиэтнического состава населения бывшего СССР и нынешних новых государств, любой внутренний конфликт приобретает этническую окраску. Поэтому грань между социальными, политическими и этническими конфликтами трудно определима. Например, национальные движения, выступавшие за независимость в Прибалтике, трактовались и в СССР, и за рубежом как один из видов этнических конфликтов; но здесь присутствовал больше фактор политический, т. е. стремление одной этнической группы обрести государственность. Этнический фактор присутствовал и в борьбе национальных движений за суверенитет, независимость автономий в России (Татарстан, Чечня).
Таким образом, этнический фактор обычно выступает в качестве линии противостояния, когда существующее неравенство в определенных сферах: социальной, политической, культурной проходит по этническим границам.
От 40 до 50% населения Эстонии и Латвии составляют небалтийские этносы, в основном русский и близкие к нему. В последние годы неприязнь прибалтов к этим последним вошла в пословицу, и, хотя до открытого противостояния здесь не доходит, но ситуация остается очень сложной. На сегодняшний день Латвия и Эстония - единственные среди новых независимых государств, не давшие своего гражданства бывшим подданным СССР, проживающим на их территории. В то же время во Всеобщей декларации прав человека (1948г.) говорится: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его». К моменту получения независимости 30% населения Эстонии (по преимуществу русским, большинство которых родилось в этой республике) было отказано в гражданстве. Русские, как иностранцы, получили особые паспорта желтого цвета. Помимо этого, к ним применяют запреты на профессиональную деятельность: например, 700 тысяч русских, проживающих в Латвии, не могут заниматься 23 видами профессий. Политическое руководство страны закрывает глаза даже на то, что благодаря этому такие гиганты прибалтийской промышленности как Рижский радиозавод или Ингалинская АЭС лишаются нужного количества квалифицированных кадров. Фактически русские постепенно вытесняются из большинства сфер общественной жизни.
Политическое руководство Латвии и Эстонии пытается искусственно создать мононациональные государства и таким образом отдалиться от «великого соседа», и причины стремления к разрыву прежде всего политические; разграничение населения по национальному признаку в данном случае носит скорее вспомогательную роль. Надо признать, что результаты такой линии в этнополитике налицо - для прибалтийских государств был облегчен прием в Совет Европы, предоставлены все условия для скорейшей интеграции в европейские структуры. Очевидно, что для СЕ важны не сами Латвия или Эстония, а тот факт, что Россия лишается доступа к пяти первоклассным балтийским портам. Но политика политикой, а права человека продолжают нарушаться. Впрочем, не только прибалтийские государства так болезненно относятся к наличию на своей территории русскоязычного населения. Сам по себе русский язык каким-то образом стал синонимичен всяческому притеснению и угнетению исконных народов на территории Узбекистана, Казахстана, Армении и т. д.
Понятия Кавказ
и конфликты оказались
Постконфликтное
урегулирование в Карабахе, Южной Осетии,
Абхазии, Пригородном районе Республики
Северная Осетия не стало необратимым
процессом. Помимо актуализированных
("открытых") конфликтов в Кавказском
регионе развиваются латентные ("скрытые")
конфликты, временами переходящие в "открытую
фазу". Именно Кавказ стал своеобразным
«поставщиком» непризнанных государственных
образований на постсоветском пространстве
(Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия,
Чеченская республика Ичкерия в 1991–1994
и в 1996–1999 гг.).
Из четырех ныне существующих
непризнанных государств
постсоветского пространства
три расположены в Кавказском
регионе. Помимо непризнанных государств
на территории Кавказа существовали и
существуют ныне неконтролируемые территории,
не имеющие даже непризнанных государственных
институтов. К таковым можно отнести так
называемую Кадарскую зону в Республике
Дагестан, существовавшую в 1998–1999 гг.,
западные области Грузии в начале 1990-х
годов, Кодорское ущелье ("Абхазская
Сванетия"). Кстати сказать, в Абхазской
Сванетии грузинские беженцы из Абхазии
в 1993 г. подвергались нападениям и грабежам
со стороны «дружественных» и «кровнородственных»
сванов в гораздо большей степени, чем
со стороны абхазов. На Кавказе все вооруженные
межэтнические противоборства были следствием
неразрешенных многолетних латентных
конфликтов. Армяно-азербайджанский конфликт
из-за Нагорного Карабаха начинался с
"войны петиций и митингов", этнических
погромов и только затем перерос в крупное
военное противоборство. Грузино-абхазский
и грузино-осетинский конфликты изначально
развивались как политико-правовые (статусные)
споры. Осетино-ингушский этнотерриториальный
конфликт был запрограммирован сталинской
депортацией 1944 г. и последующей непоследовательной
политикой по ликвидации ее последствий.
Российско-чеченский конфликт на первом
этапе сочетал в себе и политико-правовые
и исторические коллизии. Целый ряд кавказских
конфликтов остался на уровне латентных.
Между кабардинцами и балкарцами в Кабардино-Балкарии,
карачаевцами и черкесами в Карачаево-Черкесии,
грузинами и азербайджанцами в Квемо-Картли,
грузинами и армянами в Самцхе-Джавахети,
русским населением Дона, Кубани, Ставрополья
и мигрантами боевые действия не велись
и не ведутся. Однако в последние 15 лет
отношения между перечисленными этническими
группами не единожды обострялись. Формы
межэтнического противоборства в данных
случаях носили менее радикальный характер
(массовые акции, драки, кадровые преференции
для "своих" и стеснения для "чужаков").
Целый ряд межэтнических и межконфессиональных
конфликтов начала 1990-х годов в Дагестане
(аварско-чеченский, кумыкско-аварский,
лакско-кумыкский, противоборство русских
и горских переселенцев в Кизлярском районе,
конфликт между салафитами и тарикатистами)
сопровождался насилием. Однако эти столкновения
не переросли в военное противоборство
и к концу 1990-х годов перешли в разряд латентных.
5. По количеству тайных и явных столкновений Россия, разумеется, удерживает пальму печального первенства, и в первую очередь благодаря крайне многонациональному составу населения. Сегодня для неё типичны следующие конфликты:
- "статусные"
конфликты российских
- территориальные конфликты между субъектами федерации;
- внутренние (происходящие
внутри субъектов федерации)
Ряд зарубежных и отечественных исследователей считает, что межэтнические конфликты в России происходят часто между двумя главными типами цивилизаций, характеризующими евроазиатскую сущность страны - западным христианским в своей основе и южным исламским. Еще одна классификация российских «болевых точек» основывается на степени остроты конфликта:
- зоны острых кризисных (военных конфликтов или балансирования на их грани) - Северная Осетия - Ингушетия;
- потенциально
кризисные ситуации (Краснодарский
край). Здесь основным фактором
межнациональной
- зоны сильного регионального сепаратизма (Татарстан, Башкортостан);
- зоны среднего
регионального сепаратизма (
- зоны вяло текущего сепаратизма (Сибирь, Дальний Восток, ряд республик Поволжья, Карелии и пр.).
Тем не менее, независимо оттого, к какой группе отнесут исследователи ту или иную конфликтную ситуацию, она имеет вполне реальные и печальные последствия. В 2000 г. В. Путин заявил в послании президента РФ Федеральному собранию: "Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе людей, которые в этом разбираются, - уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой".
Разумеется, такая высокая концентрация «болевых точек» на территории России объясняется прежде всего крайне многонациональным составом населением, и поэтому многое зависит от общей линии правительства, поскольку все время будут открываться новые и новые очаги недовольства.
Межэтническая напряженность в ряде регионов будет сохраняться в силу того, что до сих пор не решены вопросы федеративного устройства, уравнивания прав субъектов федерации. Учитывая то, что Россия сформирована как по территориальному, так и по этнонациональному признаку, отказ от экстерриториального принципа российского федерализма в пользу экстерриториальных культурно-национальных противоречий и может привести к конфликтам.
Наряду с этническим фактором, очень важным является фактор экономический. Примером тому может служить критическое положение, сложившееся в российской экономике. Здесь суть социальных конфликтов, с одной стороны, состоит в борьбе между теми слоями общества, чьи интересы выражают прогрессивные потребности развития производительных сил, и, с другой - различными консервативными, отчасти коррумпированными элементами. Основные завоевания перестройки - демократизация, гласность, расширение республик и регионов и другие - дали людям возможность открыто высказывать свои и не только свои мысли на митингах, демонстрациях, в средствах массовой коммуникации. Однако большинство людей психологически, морально не были подготовлены к своему новому социальному положению. И все это привело к конфликтам в сфере сознания. В итоге "свобода", будучи используемой людьми с низким уровней политической и общей культуры для создания несвободы иным социальным, этническим, религиозным, языковым группам, оказалась предпосылкой острейших конфликтов, сопровождающихся нередко террором, погромами, поджогами, изгнанием неугодных граждан "чужой" национальной принадлежности.
Одна из форм конфликтов нередко включает в себя другую и подвергается трансформации, этническому или политическому камуфляжу. Так, политическая борьба "за национальное самоопределение" народов Севера, которую ведут власти автономий в России, - не что иное, как этнический камуфляж, Ведь они отстаивают интересы не аборигенного населения, а элиты хозяйственников перед лицом Центра. К примеру, политического камуфляжа можно отнести, например, события в Таджикистане, где соперничество таджикских субэтнических группировок и конфликт между группами народов Горного Бадахшана и доминирующими таджиками скрываются под внешней риторикой "исламская демократическая" оппозиция против консерваторов и партократов. Таким образом, многие столкновения скорее принимают этническую окраску в силу многонационального состава населения (то есть легко создается «образ врага»), чем являются этническими по сути.
Информация о работе Современные национальные конфликты в России