Сравнительный анализ ислама и христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 20:34, контрольная работа

Описание

В данной работе представлено сравнение 2 мировых религий. Сходства и различия находятся по различным параметрам - основополагающим для каждой из вер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
I Сравнительный анализ ислама и христианства………………………...3
1.1 Коран и Библия в мировоззренческом аспекте………………………3
1.2 Образ Рая в христианстве и исламе…………………………………...7
1.3 Мухаммед и Иисус Христос, как высшие пророки……………...…10
1.4 Нравственные требования к личности в исламе и христианстве….13
1.5 Женщина в христианстве и исламе………………………………….16
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы………………………………………19
Введение

Работа состоит из  1 файл

Сравнительный анализ Ислама и Христианства - Контр. Раб Культорология 2007г..doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

     Допускал  ли Мухаммед обращение людей в свою веру насильственным путем? Вся жизнь этого Божьего пророка представляет собой путь воина, дорогу, обильно политую кровью. Мухаммеда называют «пророком меча» : взлет его прозелитической деятельности начался именно тогда, когда он отказался от мирного обращения людей в свою веру. За все время пребывания Мухаммеда в Медине им было совершено более восьмидесяти боевых акций против соседних племен. Подобная практика совершенно невообразима в рамках христианства. Слова Христа в момент Его пленения стали крылатыми: «…возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф.26:52). История первых веков христианства это история непрерывного самопожертвования, когда христиан убивали и пытали... Но поступали ли так же сами христиане? Нет. Христиане проповедовали Христа своей жизнью, своим нравственным примером, духовным обликом, а не мечом.

     Как Мухаммед относился к своим критикам, был ли он терпим к ним? Было ли милосердие одним из основных качеств его характера? Из жизнеописания Мухаммеда очевидно, что его вряд ли можно назвать самым терпимым и милосердным человеком. Например, Мухаммед считал вполне допустимым физическое уничтожение своих оппонентов. Главным образом Мухаммед убивал поэтов, которые писали о нем сатирические стихи. Интересно отметить, что все убийства совершались в ночное время, без лишних свидетелей. Допустил Мухаммед и массовое убийство беззащитных людей положившихся на его милость: племя бану кайнука было фактически полностью вырезано, женщин и детей продали в рабство. Ничего похожего на то мы не находим в жизнеописании Христа. В момент ареста Христа ап. Петр отрубает ухо одному из тех, кто пришел за его Учителем. Как поступает Иисус Христос? Он исцеляет этого человека (Лк.22:51). Мы видим, что Христос являет пример величайшей любви к тем, кто Его ненавидит.

     Допускал ли Мухаммед ложь? Благословляя убийство Кааб ибн Ашрафа (поэта, писавшего о Мухаммеде сатирические стихи), будущий убийца получает от Мухаммеда благословение лгать своей жертве. Ничего подобного мы не сможем найти на страницах Евангелия. Иисус говорил о себе: «…Я есмь … истина…» (Ин.14:6) , апостол Иоанн добавляет: «…всякая ложь не от истины» (1Ин.2:21), отцом же лжи, по словам Спасителя, является сатана. Лгущий человек - не от Христа.

     Зачастую  Мухаммед обращал в ислам тех людей, которые были нужны ему по политическим причинам, с помощью разного рода подношений и подарков. Изучая его жизнь, можно видеть, что он не только благословлял, но и участвовал в грабительских набегах на караваны купцов, захватывал людей в плен, требуя за них выкуп, допускал работорговлю... Подобное отношение к деньгам было совершенно чуждо Христу. Христос был плотником (Мф.13:55), и даже став признанным Учителем, Он отнюдь не стремился к обогащению. Христос учил собирать не земное богатство, а небесное. В Священном Писании мы видим примеры материальных пожертвований, которые одобрялись Христом: например, лепта бедной вдовы (Мк.12:42). Люди следовали за Христом не в ожидании материальных подачек, они видели в Нем путь к спасению, к духовному очищению.

     Мухаммед поднимал дух своей армии после военных проигрышей весьма своеобразным образом: он нападал на слабого противника и легкой победой возвращал своим воинам веру в успех. Например, Мухаммад поступил таким образом, атаковав племя Бану Надир после проигрыша на горе Ухуде.

     То, что Мухаммед был грешен, признается и в Коране. О Христе же сказано: «Он не сделал никакого греха» (1 Пет.2:22), напротив «Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» (1Ин.3:5).

 

       1.4 Нравственные требования к личности в исламе и христианстве 

     Для человека, неискушенного в религиозных  вопросах, религиозно-нравственные требования к человеку, предъявляемые христианством и исламом, кажутся близкими или даже одинаковыми. Ислам все-таки принципиально отличается в своем миропонимании от православного мировоззрения настолько, что здесь следует говорить о полной противоположности христианского и исламского идеалов человека.

     Говоря об этических требованиях, прежде всего, необходимо провести четкую грань между понятиями "ближнего" в исламе и православии. Шариат считает "ближним" только единоверца. Для православного это понятие распространяется на всех нуждающихся в помощи, какой бы веры они ни были. Ислам в отличие от христианства не знает животворной идеи богосыновства, наполняющего отношения Бога и человека истинной теплотой и любовью.

     В Коране аллах выступает как абсолютный самодержец и следует помнить, что  сами мусульмане никогда не называют его "Отцом". Поэтому понятие "предание себя богу" в исламе приобретает особый оттенок: человек должен склониться перед нисходящей свыше и внешней по отношению к нему волей всесильного господина, а вовсе не перед волей Отца.

     Шариат говорит о том, что аллах спасет раскаявшегося грешника-мусульманина, искренне желающего исправиться, но не примет раскаяния от закоренелого неверного, даже стоящего на пороге смерти.

     В молитве шариат предписывает благодарить  аллаха за все, что бы он ни послал, ибо  упорство и терпение являются признаками небесного покровительства. Согрешивший  должен раскаяться перед аллахом  и просить у него прощения подобно Мухаммеду. Несмотря на то, что среди целей молитвы шариат декларирует духовное совершенство и нравственное очищение, в современном каноническом молитвослове "Намаз" весьма пространно говорится о том, что надо закрыть свой ум и отвлечься от мирской суеты, и ни слова не сказано о примирении с ближними, прощении обидевших нас, что, как известно, является первым условием подготовки к молитве, по слову Спасителя. Православному сознанию невозможно примириться и с положением шариата, в соответствии с которым Бог не принимает покаянную молитву, так как "совершенное преступление делает преступника ритуально нечистым, а его молитву – недействительной". В противоположность этому, история православия знает неисчислимое множество примеров, когда великие грешники, раскаявшись, становились великими святыми.

     Можно с уверенностью сказать, что духовная наполненность мусульманского поста  не идет ни в какое сравнение с  постом православным. Загодя в семьях создаются солидные запасы продовольствия, на обильных ночных трапезах поглощается громадное количество пищи (что совсем неполезно для желудка) – статистика говорит о том, что потребление продуктов, особенно сладостей (как тут не вспомнить православному человеку о "чревоугодии" и даже "гортанобесии") в этот "месяц воздержания" значительно увеличивается.

     Исполнение  еще одной священной обязанности  правоверных – совершение паломничества  в Мекку также не может не вызвать  недоуменных вопросов. Известно, что  шариат строго осуждает тех, кто, не имея материальной возможности и обладая слабым здоровьем, стремится совершить паломничество.

     Христианскому пониманию семейно-брачных отношений абсолютно противоречит как исламская практика многоженства, так и допускаемая шариатом для мужчин возможность иметь в своем доме наложниц.

     Вместе  с тем ряд требований шариата  нисколько не противоречит православному  вероучению. Сюда можно отнести положения, касающиеся здорового образа жизни, в частности полный запрет на употребление наркотиков.

     Нельзя  не отметить также и определенное сходство этических требований шариата с христианскими добродетелями. О смирении мы можем сказать словами Господа: "Всякий возвышающий сам себя унижен будет; а унижающий себя возвысится" (Лк. 18:14), о гордыне – "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1 Петр. 5:5). Но отличие все же есть и немалое – шариат требует проявлять высокие качества главным образом лишь к своим единоверцам – действительно, какое смирение правоверный может испытывать перед неверным, которого шариат приравнивает к собаке… Да и даже в отношениях со своими допускаются случаи, когда можно, например, солгать.

     Не  чуждо православному сознанию и  уважительное отношение мусульман  к пожилым людям, безусловное  требование шариата о почитании  родителей и вообще всех старших  по возрасту. Однако некоторое сходство этических требований совсем не означает их тождества. Коран говорит об этом прямо: "Верующие! Вам предписана месть за убитых" (Коран 2:173). Ярким диссонансом этому звучат слова Священного Писания: "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь" (Рим. 12:17, 19).

     Вообще  знакомство с шариатской юридической  системой оставляет у человека христианской культуры тяжелое впечатление. Стремясь оправдать суровость применяемых мер, апологеты ислама приводят известное место из Евангелия: "…если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну" (Мк. 9:43). Налицо значительное снижение уровня высказывания Спасителя, чисто буквальное, что является характерной чертой ислама вообще.

     Таким образом, совпадая в некоторых аспектах внешнего характера с аналогичными православными понятиями о благочестии, законы шариата и основанная на них  этика поведения мусульман отличаются в главном – в понимании как одной из ключевых особенностей образа жизни главной составляющей самого термина "благочестие" – понятия "благо".

      1.5 Женщина в христианстве и исламе

 

     Мусульманское понимание женщины – женщина, ущемленная в правах, "наиболее вредоносная", "имеющая недостатки в вере и уме" нижестоящее существо, обреченное в большинстве своем оказаться в итоге в аду. Христианское понимание женщины – женщина, созданная по образу Божию (Быт 1:27) сонаследница благодатной жизни, которой надлежит оказывать честь (1Пет 3:7), которая в браке имеет право быть единственной любимой (Еф 5:28), являясь в этой любви образом Святой Церкви (Еф 5:23).

     Согласно  христианству, супружеская измена - тягчайший грех, приравниваемый к  убийству, тогда как многоженство - неотъемлемая часть Ислама. Проституция, супружеская измена и прелюбодеяние распространены в связи с тем, что брак может заключать лишь тот человек, который способен содержать жену. И если хочешь иметь четыре жены - надо обеспечить содержание всем четырем. Женщина в исламе не может позволить себе иметь несколько мужей. Она обязана хранить верность мужу, в то время как муж вправе законно нарушать верность жене (с другой женой, с временной женой, с наложницей). О настоящих, верующих христианах можно с уверенностью сказать, что чистые браки между ними, в соответствии с заповедями христианства - обычное явление, нет ничего удивительного, но самые совершенные принимают на себя даже подвиг безбрачия. Господь подает чадам Своим, состоящим в супружестве, благодать любить и быть счастливыми друг с другом. Так что даже вторичные браки, заключаемые овдовевшими Церковь, воспринимает как нежелательное. В исламе любой из четырех браков может быть расторгнут, и число последующих браков и разводов не регламентируется. Муж может развестись с женой и без объяснения причин в упрощенной форме (талак), произнеся одну из установленных фраз. В случае развода муж должен выделить жене необходимое имущество "согласно обычаю". В случае рождения ребенка он должен быть оставлен в доме отца. Жена может требовать развода только через суд: если муж имеет физические недостатки, не выполняет супружеских обязанностей, жестоко обращается с женой или не выделяет средств на ее содержание.

     Коран учит, что: "Мужья стоят выше жен  потому, что Аллах дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них" (Коран 4,38 по пер. Крачковского). Согласно распространенному хадису-изречению "пророка", большинство женщин окажутся в аду. Сунна полна высказываний оскорбительных и унизительных для женщин. Следует вспомнить о другом: Господь, даже пребывая в страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей Матери, передав ее на попечение одному из Своих учеников (Ин 19:26). Почтение делами, выражаемое к матери, не относится к деяниям, которые совершал основатель ислама.

     Седьмая заповедь христианства звучит одинаково  для мужчин и для женщин: не прелюбодействуй (Втор 5:18, Исх 20:14) За прелюбодеяние полагается смертная казнь равно и мужчине  и женщине (Лев 20:10). Именно о мужчинах-прелюбодеях сказано: Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это (Притч 6:32), человек, блудодействующий в теле плоти своей, не перестанет, пока не прогорит огонь…Такой человек будет наказан на улицах города и будет застигнут там, где не думал. (Сир 23:22, 30). Известна исламская система двойных стандартов, более жесткая к прелюбодейке, чем к прелюбодею, известна как раз в исламе.

     Согласно  шариату, свидетельство двух женщин в суде приравнивается к свидетельству  одного мужчины. Женщинам также запрещено следовать за похоронной процессией. В Коране прямо предписывается бить непокорную жену: увещевайте, избегайте их на ложе супружеском и бейте их (Коран 4:34). Даже до нынешнего дня и в самой Европе из-под пера ученых шейхов выходят специальные книги, посвященные тому, как надо "правильно" бить жену!

 

      Заключение 

     С давних времен между христианством  и исламом была пропасть, через  которую нельзя было перекинуть мост ни диалектическими аргументами, ни дипломатическими усилиями. Непреодолимое на духовном и богословском уровне противостояние приняло форму борьбы за господство в мире до тех пор, пока одна из сторон в конце концов не перестала бы существовать. Первая встреча ислама с православным христианством состоялась на поле битвы, во время войн‚ в которых‚ начиная с VII в.‚ арабы противостояли греческим императорам. Обе цивилизации основывались каждая на своей религиозной идеологии, и каждая из сторон истолковывала отношения и действия другой как обусловленные религией. Так, если Коран призывал к священной войне против “тех‚ кто приписывает Богу неких сотоварищей” — то есть христиан‚ верующих в Троицу — то византийцы‚ вслед за св. Иоанном Дамаскиным‚ отплатили пониманием ислама как “предвестника Антихриста”. После падения Византии в 1453 г. полемика не прекращалась, но перешла в более умеренное русло. И тем не менее, острые разногласия между христианством и исламом не утихают и сейчас, что подчас приводит к вооруженным столкновениям и террористическим актам, одной из причин которых является смешение мусульманами своих религиозных воззрений и политики. Разногласия эти усугубляются тем, что христиане и мусульмане, как правило, не знают священные писания друг друга, и интерпретация Корана и Нового Завета верующими этих религий не всегда находится на должном уровне информированности, предотвращающем неприятие. В целом же, что из-за своих колоссальных различий и практического отсутствия точек соприкосновения, христианство и ислам вряд ли когда-нибудь обретут долгожданное богословское примирение. Потому сторонникам этих двух религий остается проявлять взаимную терпимость, сосуществуя и развиваясь мирно.

Информация о работе Сравнительный анализ ислама и христианства