Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 12:34, курсовая работа
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью всестороннего изучения истории культуры Санкт-Петербурга. Важным признаком, характеризующим культуру государства, этнической общности, города в современную эпоху по-прежнему остаются религиозные традиции, интерес к которым является характерным для современного российского общества. Социальная, религиозная, экономическая жизнь старообрядческих общин обращают на себя внимание благодаря уникальности их культурных традиций.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Санкт-Петербург – культурный центр Петербургско-Тверской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви 6
§ 1. Разделения в старообрядчестве 6
§ 2. Храмы и моленные староверов-поповцев 11
Глава 2. Культурное наследие беспоповских старообрядческих общин Петербурга 16
§ 1. История беспоповских моленных и формирование музейных коллекций Санкт-Петербурга 16
§ 2. Столичные староверы и Выговская старообрядческая пустынь 21
Заключение………………………………………………………………….. 26
Список использованной литературы…………………………………… 28
Санкт-Петербургский государственный университет
культуры
и искусств
факультет культурологии
кафедра
теории и истории
культуры
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема: СТАРООБРЯДЦЫ В КУЛЬТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
XVIII
– первой трети XX в.
студентки гр. 239а
Герасимовой
Алины
научный руководитель:
канд. культурологии, доцент
Свиридова Любовь Олеговна
Санкт-Петербург
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ | |
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Санкт-Петербург – культурный центр Петербургско-Тверской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви | 6 |
§ 1. Разделения в старообрядчестве | 6 |
§ 2. Храмы и моленные староверов-поповцев | 11 |
Глава 2. Культурное наследие беспоповских старообрядческих общин Петербурга | 16 |
§ 1. История беспоповских моленных и формирование музейных коллекций Санкт-Петербурга | 16 |
§ 2. Столичные староверы и Выговская старообрядческая пустынь | 21 |
Заключение…………………………………………………… |
26 |
Список использованной литературы…………………………………… | 28 |
Введение
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью всестороннего изучения истории культуры Санкт-Петербурга. Важным признаком, характеризующим культуру государства, этнической общности, города в современную эпоху по-прежнему остаются религиозные традиции, интерес к которым является характерным для современного российского общества. Социальная, религиозная, экономическая жизнь старообрядческих общин обращают на себя внимание благодаря уникальности их культурных традиций. Несколько старообрядческих общин в настоящее время возрождают храмы в Санкт-Петербурге. Они традиционно ведут сдержанную информационную деятельность, это во многом обусловливает тот факт, что история и культурное наследие старообрядчества в Санкт-Петербурге изучено недостаточно.
Степень разработанности проблемы.
Изучением раскола в рамках истории до Революции 1917 г. занимались преподаватели Духовных Семинарий и Академий. Необходимо отметить работы русских ученых и священнослужителей И. Т. Никифоровского, А. С. Пругавина, Н. Н. Субботина, А. Чирецкого, М. В. Толстого.
Осмыслению значения и роли старообрядчества в русской истории посвящены работы А. П. Щапова “Русский раскол старообрядства” и Н. Ф. Каптерева “Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович”.
В исследовании С.А. Зеньковского “Русское старообрядчество” подробно освещена история церковного раскола и последующая история старообрядчества.
Значительный вклад в исследование традиционализма старообрядческих общин внес философ М.О.Шахов, который в своих работах особое внимание уделяет изучению религиозно-философского содержания мировоззрения староверов.
В работах Б.А. Успенского и А.М. Панченко раскол осмысляется как результат культурного конфликта, смены культурных парадигм, произошедшей в XVII в.
Н. И. Сазонова в работе «У истоков раскола Русской Православной Церкви», предприняла попытку выявить общее направление никоновской справы на базе сравнения двух редакций Требника и Часослова, никоновской и дониконовской.
Культурное наследие выговской старообрядческой пустыни всесторонне изучается Е.Ю. Юхименко.
Санкт-Петербургские
собрания памятников старообрядческого
искусства и история
Источниковую базу работы составили две группы источников:
- историко-культурные исследования, посвященные культуре старообрядчества: С.А.Зеньковского, А.М. Панченко, Н. И. Сазоновой, Б.А. Успенского, Н.В. Пивоваровой, Е.М. Юхименко.
- материалы, собранные в общинах и на официальных сайтах старообрядцев Санкт-Петербурга.
Целью данной работы является изучение культурного наследия старообрядцев Санкт-Петербурга.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
- проследить историю возникновения старообрядчества в Санкт-Петербурге;
- описать основные памятники архитектуры и искусства, связанные с историей старообрядчества в Санкт-Петербурге;
- охарактеризовать влияние Выговской старообрядческой пустыни на Санкт-Петербургское старообрядчество.
Объект исследования: история культуры русского старообрядчества в Санкт-Петербурге.
Предмет
исследования: Культурное наследие
Санкт-Петербургского старообрядчества.
Глава
1. Санкт-Петербург –
культурный центр Петербургско-Тверской
епархии Русской Православной
Старообрядческой Церкви
§ 1. Разделения в старообрядчестве
Прежде чем говорить об истории староверия в Санкт-Петербурге, необходимо сказать, что старообрядчество представляет собой весьма сложное и неоднородное явление. Различные направления старообрядчества называются согласиями или согласами. В данном параграфе мы рассмотрим причины разделения и основные направления старообрядческого движения.
Историк и видный исследователь духовной культуры России С.А. Зеньковский считал, что конфликты между представителями старой церковной традиции, а также их дальнейшее размежевание были неизбежны. Несмотря на то, что в течение первых десятилетий церковного раскола внутренние разногласия среди старообрядцев отступили на второй план перед реальной угрозой преследования со стороны государства, противоречивость их взглядов на мир и церковь со временем все явственнее обозначалась.1
Разделение старообрядчества на два основных направления – поповщину и беспоповщину – произошло в середине 90-х годов XVII века, когда среди последователей «старой веры» необычайно остро возник вопрос о том, каким образом выйти из тупика, создавшегося в связи с тем, что священников, рукоположенных в сан до патриаршества Никона, к этому времени почти не осталось в живых.
«По учению беспоповцев церковная иерархия не является безусловно необходимой для спасения души. Основной довод беспоповцев в пользу этого утверждения заключался в том, что все истинное священство было истреблено антихристом и что попы нового ставления «не священи суть», ибо после Никона церковь отступила от истинной веры», - пишет С.В. Миловидов.2 Иную картину в этот период представляла поповщина, последователи которой решили принимать попов, перебегавших к ним от официальной церкви, если последние приносили покаяние.
Возникновение и выделение из старообрядческого движения различных новых согласий шло постепенно. В 80-х годах XVII века отношения между последователями старой веры особенно обострились из-за вопроса о гарях, принявших в это время характер духовной болезни. В связи с этим была резко проведена грань между традиционалистами – оптимистами, продолжавшими верить в возможность священства и таинства евхаристии, и радикалами – пессимистами, считавшими, что благодать Господня иссякла в церкви и поэтому в мире не могут существовать ни священство, ни таинство причащения.
В 1691 г. традиционалисты - поповцы, давно боровшиеся с проповедью самосжигания, окончательно и соборно осудили гари. Инок Евфросин, основатель Курженской пустыни, в своем «Отразительном письме о новоизобретенном пути самоубийственных смертей» заявил, что самосжигание противно духу христианства.3 Цитируя Священное Писание и сочинения святых отцов, он доказывал, что православные христиане, идущие добровольно на гарь, вовсе не святые мученики за веру, а не разбирающиеся в вопросах веры самоубийцы, тогда как проповедники гарей на самом деле являются опасными грешниками, несущими ответственность за смерть и гибель душ. Это послание было общим решением старообрядцев - консерваторов, которые порывали с теми, кто распространял практику религиозного самоубийства. Это осуждение радикалов традиционалистами, как считает историк С. А. Зеньковский, закончило процесс размежевания обоих крыльев старообрядческого движения и привело к образованию поповщинских и беспоповщинских общин.4
Первоначально центром поповцев были скиты Керженца и Смольян. Именно здесь и проводились старообрядческие соборы, нередко шли споры об истолковании старых книг, пророчеств и писаний апологетов старой веры. Целое десятилетие Керженец и Смольяны во главе с «черным попом» Дионисием Шуйским, а после его смерти в 1690 году – с Феодосием Ворыпиным, были духовным центром поповщины в средней России. Однако уже в 1694 г. последовала правительственная реакция и Керженец был разорен, большая часть скитов были сожжены. Тогда новым местом сосредоточения старообрядцев – поповцев стал остров Ветка, лежавший посредине реки Сож.5
Согласно С. А. Зеньковскому, Феодосий до самой своей смерти, последовавшей около 1710 г., оставался признанным главой поповцев России. Именно Феодосий установил прочную практику приема в старообрядчество священников, рукоположенных в патриаршей, а позже в синодальной церкви.6 Радикалы беспоповщины критиковали поповцев за то, что те принимают священников из осужденной ими же церкви. «Церковь никонианская дескать плоха, а попы ее хороши?» – цитирует слова старообрядцев беспоповского толка историк С. А. Зеньковский.7 Отцы керженецкой общины объясняли это своей верой в то, что не все епископы в душе приняли нововведения Никона, остались те, кто сохранил преданность старой вере, поэтому благодать сохранилась в Церкви.8
Отделившись
от традиционалистов, члены беспоповщинской
общины также выступили с «приговором»
В 1692 г. был созван местный собор из вождей новгородских беспоповцев под предводительством дьяка Феодосия Васильева. « В результате многочисленных обсуждений и споров участники приняли следующие решения: провозглашение принципа учительского равенства всех представителей общины, запрещение браков и деторождения членами беспоповской церкви, ограничение общения беспоповцев с представителями окружающего их мира. Этот «приговор» был составлен Феодосием Васильевым и закреплен 24 подписями».9
Через два года, 3 июня 1694 г., под руководством тех же наставников состоялся второй новгородский собор беспоповцев, на котором обсуждался вопрос об окончательном воцарении антихриста в мире. Спор о времени пришествия антихриста стал еще одной причиной разделения старообрядцев на поповцев и беспоповцев. К. В. Орлов в своей статье объясняет его следующим образом : «Поповцы ожидали появления в будущем «чувственного», то есть физически реального антихриста, воплощенного в конкретном человеке. Беспоповцы воспринимали текст Священного писания иносказательно и были уверены, что антихрист уже воцарился на земле».10
Отсюда и возникает их утверждение, что благодать иссякла, священство прекратилось, а вместе с ним исчезли таинства евхаристии и брака, остались только таинства крещения и исповеди, которые могли совершаться и мирянами.
С ожиданием Второго Пришествия и Страшного суда и были связаны принявшие массовый характер самосожжения людей.11 Таким образом, Феодосий Васильев основал общину, в которой эсхатологические ожидания достигли крайнего напряжения, получившую название Федосеевской беспоповщины, или Федосеевщины.
Информация о работе Старообрядцы в культуре Санкт-Петербурга XVIII – первой трети XX в