Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 05:19, реферат
Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие К. употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций а также специфических сфер деятельности или жизни .В более узком смысле термин "К." относят только к сфере духовной жизни людей
Культура - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие К. употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций а также специфических сфер деятельности или жизни .В более узком смысле термин "К." относят только к сфере духовной жизни людей
Для начала необходимо разобраться
со значением самого понятия «страховая
культура», выявить факторы влияющие
на её развитие. Итак, что такое страховая
культура? Можно предположить, что
в - первую очередь это «определенная
форма психологического восприятия»
института страхования
Ни в одной стране мира не любят с таким вкусом поговорить о страховой культуре, как у нас в России. Мы даже иностранцев научили лихо произносить сочетание этих слов, объединив их еще с одним - отсутствие, применительно к нашей родной стране. Не знаю, кто первым умудрился прилепить профессиональный ярлычок к общемировому ценностному понятию, однако умудрились...
Известно, что любые земли требуют приложения рук и знаний людей, заинтересованных в результатах своего труда. Снятый урожай - вполне объективное отражение трудовых подвигов или трудовой апатии. Аналогия позволяет обвинить в слабом плодородии страхового поля страховщиков, а не безответственных граждан, не ведающих своего счастья и вольно перемещающихся по просторам родины при полном отсутствии страхового полиса. Некоторые из неохваченных «страховой культурой» еще имеют нахальство выглядеть вполне счастливыми. Однако травинка, она и есть травинка. Откуда ей знать, что могла бы расцвести роскошным цветком, а не слабо трепетать у пыльной дороги...
Потому сначала поговорим о культуре обслуживания, о производственной культуре, а потом уж о привычке страховаться. Что же происходит в последние годы, отмеченные капитализацией компаний, некоторой финансовой стабильностью и предпродажной суетой, охватившей первую «валовую» десятку?
Произошел разрыв между топ-менеджерами и специалистами среднего звена страховых компаний. Если первые, набив прикладных шишек на управленческом поприще, начинают заниматься своим делом вполне профессионально, штудируя теорию и строя жесткие управленческие схемы, то подчиненные им вторые с не меньшим упорством учатся противостоять этому самому управлению. Причем противостояние происходит, похоже, на подсознательном уровне и в не совсем удачный момент. Топ-менеджеры, реально оценивая ситуацию и привычно сочетая исполнение представительских функций с функциями агентов по наиболее крупным договорам, уже твердо поняли, что при относительно выровнявшихся тарифах клиента можно «взять» только сервисом. Что и пытаются донести до упакованного в приличные рабочие условия коллектива. Коллектив же, слабея от комфорта, начинает проявлять по отношению к клиенту некоторый снобизм и некорректность обслуживания.
В последний год довольно много моих знакомых столкнулось с обслуживанием в страховых компаниях и, поверьте, разочаровалось в страховании как таковом. Обижены были даже те, в жизни которых произошли страховые случаи и по которым были произведены выплаты.
Проблема оказалась не в страховании как в форме защиты имущественных интересов, и даже не в конечном результате, а именно в процессе достижения этого результата, т.е. в обслуживании.
Ибо страхование - это не просто уплата взноса и получение возмещения, это предоставление финансовой услуги, и форма, в которой это реализуется, имеет большое значение для клиента. Что же привело к тому, что, казалось бы, продвигаясь вперед, т.е. проникая во все более широкие массы населения, страховщики стали терять завоеванные позиции, скатываясь все ниже по показателям возобновленных договоров.
Причин тому несколько. И одна из них - отсутствие культуры обслуживания договора страхования. Одурманенный сладкими речами страховых агентов, честно зарабатывающих свое вознаграждение, клиент, уверенный в своей эксклюзивности, спешит домой с полисом, даже не предполагая, что именно с этого момента его индивидуальность для компании закончилась. Большинство специалистов, отвечающих за исполнение договора при наступлении страхового случая, работает с бумагами, что называется, «в упор не видя» страхователя. А бумаги, как известно, можно затерять, заложить другими бумагами, откинуть в сторону, похоронив труд всей компании.
К сожалению, система профессиональной
подготовки отечественных страховщиков
всех уровней не предполагает обучения
психологии взаимоотношений клиент-
Второй бедой страхового дела стало желание ряда компаний достигнуть определенных валовых показателей любой ценой. При этом перечеркивается напрочь такое понятие, как себестоимость страхования, и страховщик при немыслимо низкой цене услуги берет на себя невозможные обязательства. Как высказался брокер-профессионал, «когда речь идет об ответственности в пять-десять тысяч долларов, это полбеды, а если обязательства переваливают за сотни тысяч, что тогда? Некоторые компании даже не задумываются о том, что обманывая страхователя, они развращают его. У собственника формируется иллюзия, что можно застраховать абсолютно все - коррозию, самортизированные фонды. Причем переговоры превращаются в безобразный торг, в ходе которого приводятся примеры компаний, строящих бизнес на демпинге.
Проблема ограничености сбыта страховых услуг - одна из важнейших на российском рынке. При этом, пытаясь объяснить малый спрос на страхование, часто ссылаются на недостаточный уровень страховой культуры. Однако в нашей стране страховой культуры ровно столько, сколько должно быть. Прежде всего, определимся с понятиями. Страховая культура в принятом нами смысле - это распространенность среди населения знаний и навыков, необходимых для пользования страховыми услугами. Страховая культура - это не двигатель развития рынка, а его следствие.
Знания, составляющие страховую культуру, могут взяться из нескольких источников:
· образование, особенно экономическое,
· профессиональная деятельность в сфере страхования и финансов,
· работа на должностях, связанных с управлением рисками на предприятиях,
· личный опыт пользования страховыми услугами.
Публичные мероприятия являются
крайне важным индикатором готовности
страхового сообщества развернуться лицом
к потребителю. Более того, они
позволяют увидеть в действии
тройственную систему взаимодействия:
страховые компании - власть - общество.
Именно с этой позиции создана
организация Второго
Кооперация страховщиков необходима в рамках многих вопросов (работа с массовым потребителем, популяризация страховых знаний, синдикативная реклама и пр.) На мой взгляд, страховое сообщество, как некая единая система, в России, безусловно, есть. Но вот насколько эффективно организовано взаимодействие страховщиков друг с другом, или все разговоры о необходимости объединяться для реализации масштабных маркетинговых проектов, остаются только разговорами - второй вопрос. В этом-то и парадокс, что страховщики с готовностью говорят, что необходимо всем вместе показывать гражданам цивилизованные способы защиты их интересов, делать страхование понятным. Но когда инициируется какое-то реальное мероприятие - никаких подтверждающих это намерение действий не производится. К примеру, появляется предложение рассказать массовой аудитории (к примеру, телевизионной), как работают страховщики, как они возмещают убытки, финансируют предупредительные мероприятия, проводят исследования, краш-тесты и т.п.
Причин, почему страховщики не хотят объединяться для оптимальной работы с массовым потребителем, очень много. С одной стороны, возможно, они боятся невольно сработать на конкурента, считая, что популяризируя страхование как таковое, они рекламируют не только себя, но и все остальные компании. С другой, у них не всегда есть достаточно средств, чтобы масштабно в этом участвовать, а главное, не хватает понимания, что это действительно нужно. К тому же наш рынок во многом еще просто не достиг той стадии развития, когда это осознается. А надо поторапливаться, потому что скоро придут на наш рынок те, у кого дома нужная стадия развития рынка давно наступила, и тогда уже будет просто поздно. Но пока что у нас с трибуны говорится: «Мы за страховую культуру!», а кулуарно шепчется: «Да не особо это и нужно». И в итоге получается, что начинать повышать страховую культуру надо с самих страховщиков, а не со страхователей.
Часто мы слышим вопрос - когда же Россия все-таки достигнет того уровня, что люди сами будут приходить в страховые компании в массовом порядке, и жить без полиса станет почти неприлично? По моему мнению, к сожалению, только тогда, когда страховщиков на рынке станет еще меньше, и в условиях жесткой конкуренции выживших очень сильных операторов страховщики станут по-другому относиться к своим клиентам. Никто не возьмется сообщить точную пропорцию, как и в какие сроки от уменьшения количества страховщиков и повышения мощи каждого оставшегося, повысится страховая культура. Но сейчас страховой бизнес достаточно распылен и не способен ни на какое концентрированное усилие в области маркетинга. Когда каждый страховщик сам для себя будет видеть эффект от затрат на участие в мероприятиях по продвижению страховой культуры в массы, тогда он будет на них соглашаться. Маленькая компания просто не видит, сколько лично она сможет заработать на повышении культуры. Более того, и крупный оператор опасается: положим, вложения в синдикативный маркетинг произведены, и отношение к страхованию в обществе стало очень хорошим. Но еще остаются на рынке неустойчивые компании, и достаточно одному-единственному мелкому страховщику недобросовестно повести себя в ситуации с выплатами, как тут же все усилия пойдут прахом, и с таким трудом достигнутое доверие к страховому рынку будет разрушено. Пострадает-то тогда от отрицательного резонанса тоже все сообщество, а не отдельная компания…