Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 14:04, реферат
Важными понятиями, формирующими представление о структуре культуры, являются понятия "официальной культуры" и "контркультуры". Официальная культура есть такая форма культуры, которая транслируется сверху и признается большинством общества в качестве определенного стандарта (чаще всего молчаливо признается). В любом обществе существует официальная культура. Но наряду с ней может возникать и контркультура, являющаяся оппозицией официальной культуре. Таковой можно назвать культуру диссидентов во времена СССР, культуру хиппи 1960-х годов.
Кроме этого, особенно при выраженном социологическом подходе к исследованию культуры, структурно могут выделяться так называемые субкультуры, "под"-культурные образования, возникающие в рамках той или иной культуры. Они сохраняют ведущие характеристики основной культурной формы, но при этом имеют локальные отличия, придающие им некоторую особенность. Подобными субкультурами можно назвать некоторые неформальные молодежные объединения. В настоящий момент таковой становится и элитарная культура. Культура "новых русских", еще некоторое время назад являвшаяся яркой субкультурной общностью, начинает постепенное сращение с официальной культурой.
Функции культуры. Функция - "внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений" (Большой энциклопедический словарь, 1991).
br />
Cultura animi ("возделывание
души", Цицерон). Человекотворчество.
Социализация. Дети-маугли не могут
стать людьми именно потому, что
изначально лишены социального
общения и культурного
Информационная.
Передача социального опыта. Историческая
преемственность культуры.
Познавательная.
Посредством культуры человек познает
мир и себя в нем, раздвигает свои
границы.
Нормативная. Осознание
того, что человек находится внутри
культуры, приводит и к пониманию
существования определенных культурных
запретов, норм, табу. Культура как система
нравственных, моральных ограничений
и положений.
Коммуникативная.
Общение людей во времени и
пространстве, в конкретности и всеобщности.
Аксиологическая.
Именно культура определяет ценность
для человека тех или иных феноменов.
Адаптационная.
Приспособление к среде проживания.
На заре развития культуры эта функция
была важнейшей. В настоящее время
она постепенно перемещается все
ниже по степени важности. Однако в
современных условиях данная функция
трансформируется и можно говорить о приспособлении
к социальной среде, о выживании в этой
среде. Если исходить из такого взгляда,
то адаптационная функция культуры играет
важнейшее значение для человека как члена
общества.
Разграничение
и интеграция человеческих общностей.
Культура разделяет различные народы
или объединяет один народ. Культура разъединяет
людей различных субкультурных общностей
или объединяет их в одной такой общности.
Список используемой
литературы
1. Агости Э.П.
Нация и культура. - М., 2000.
2. Артановский
С.Н. Историческое единство
3. Баткин Л.М.
Тип культуры как историческая
целостность. // Вопросы философии, 2003.
4. Гердер И.Г.
Идеи к философии истории
5. Данилевский
Н.Я. Россия и Европа. - М., 2003.
6. Зинченко В.П.
Наука - неотъемлемая часть культуры?
// Вопросы философии, 2003.
7. Маркарян Э.С.
Культура как система. //Вопросы
философии, 2000.
8. Мельвиль А.Ю.,
Разлогов К.Э. Контркультура и новый
консерватизм. - М., 2001.
9. Розанов В.В.
Религия и культура. - М., 2003.
10. Романов В.Н.
Историческое развитие
11. Семенов Ю.Н.
Социальная философия А.
12. Типология основных элементов традиционной культуры. - М., 1999.
Информация о работе Структура и морфология культуры. Типология и функции культуры