Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:17, реферат
Термин «культура» давно закрепился в нашем лексиконе, но, на самом деле, не совсем все понимают, какой смысл он несет в себе. Как правило, к категории культуры относят людей, те или иные их поступки и манеру поведения: «Какой некультурный молодой человек, не уступил место старушке в автобусе!». Но смысл культуры гораздо глубже, нежели просто оценочное суждение.
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Сущность культуры………………………………………………………..5
3. Предназначение культуры…………………………………………….......7
4. Культура: многообразие форм……………………………………….......16
5. Заключение………………………………………………………………...21
27
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Сущность культуры……………………………………………………….
3. Предназначение культуры…………………………………………….....
4. Культура: многообразие форм……………………………………….......16
5. Заключение……………………………………………………
Введение
Термин «культура» давно закрепился в нашем лексиконе, но, на самом деле, не совсем все понимают, какой смысл он несет в себе. Как правило, к категории культуры относят людей, те или иные их поступки и манеру поведения: «Какой некультурный молодой человек, не уступил место старушке в автобусе!». Но смысл культуры гораздо глубже, нежели просто оценочное суждение. Более того, это настолько обширное понятие, что чаще всего культуру определяют как все то, что создано руками и духом человека. Функции, которые выполняет культура, имеют огромное значение. Нет, и не может быть такого места, ситуации, где не присутствовала бы культура.
Чтобы разобраться во всей сложности, многозначности и многообразии культуры, следует немного углубиться в историю и проследить, как трансформировались представления о понятии культуры на протяжении развития человеческого общества.
Первоначальный смысл термина «культура» был связан с возделыванием земли, почвы. Далее это слово обозначало прогрессивные методы возделывания зерновых, т.е. возник термин «agriculture». Сегодня мы часто называем те или иные растения культурными, имея ввиду то, что они взяты из дикой природы и приспособлены для выращивания человеком. Т.е. частичный смысл этого понятия сохранился. С XVIII века его употребляли для характеристики людей, которые отличались хорошими манерами, были хорошо воспитаны и т.д. В то время этот термин, как правило, применяли по отношению к аристократам, отделяя их таким образом от прочих, «некультурных» людей. И в наши дни мы говорим о «культурных», т.е. воспитанных людях, обладающих набором положительных качеств. Далее представления о культуре стали развиваться более интенсивно. Свой вклад в изучение культуры внесли такие ученые, как И.Гердер, Д.Вико, К.Гельвеций, И.Кант, К. Маркс, О.Шпенглер, Н.Данилевский и многие другие.
Отношение к культуре, ее понимание менялось на протяжении всего исторического процесса развития человеческого общества. Одни противопоставляют культуру цивилизации, другие говорят об идентичности этих понятий, третьи наделяют культуру узко обыденным смыслом. Нельзя говорить о правоте или ошибке тех или иных концепций, но можно смело утверждать, что любая трактовка, теория, понятие культуры есть лишь одна грань этого понятия. Выбирая различный угол зрения на культуру, можно изучать ее с той или иной точки зрения, но нельзя изучить ее целиком и полностью. Любое представление имеет право на существование, если оно не опровергает все остальные, поскольку лишь совокупность всех мнений и представлений, формулировок и теории и есть единое понятие культуры.
Взгляды на культуру менялись, проходили различные этапы наравне с самим человеком. На сегодняшний день мы можем слышать отголоски тех смыслов, который вкладывали в это слово наши предки.
Учитывая всю сложность понимания культуры, я постараюсь раскрыть ее смысл, выделить характерные черты, как-то структурировать сущность.
Прежде всего, культура- это нечто такое, что создано искусственно и присуще исключительно человеку. Это все то, что создано в дополнение к природе, это «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфически человеческих способов (технологий) деятельности. Это особое воспитание в себе личности, которая руководствуется в поступках уже не биологическими предпосылками, а социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами поведения. Культура характеризует состояние и отдельного индивида и целого общества. Культура- это то, что кроется в нас самих, а не навязывается нам из вне. Это мир символических обозначений явлений и понятий, сконструированный людьми с целью фиксации и передачи социально значимой информации, знаний, представлений, опыта, идей и т.п. Культура зарождается сама по себе, люди лишь развивают ее посредством обыденной, научной, творческой и прочей деятельности. Это мир «упорядоченных» коллективов людей, объединенных общими ориентациями, социальными проблемами и опытом совместной жизнедеятельности. Культура является продуктом именно совместной жизнедеятельности людей, системой согласованных процедур и способов их коллективного существования, деятельности и взаимодействия, обозначений и оценок.
Культура- совокупность всех достижений человека и всего общества, которые, пройдя длительные этапы существования, постепенно превратились в некие культурные традиции. Культура включает в себя и все новое, что создано за последнее время, что еще не успело пройти проверку временем и широко распространиться. Культура охватывает как прошлое, так и настоящее и даже заглядывает в будущее.
Культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. Даже самые распространенные бытовые фразы о культурных и некультурных людях тоже основаны на опыте, который мы получаем от жизни. Говоря о культуре как об общечеловеческом явлении, следует заметить, что мы не рождаемся с пониманием, что есть культура. Знания о ней накапливаются с годами, становясь все более и более сложными и структурированными. Культуре мы обучаемся, нас обучают. Начиная с малолетнего возраста нас воспитывают, объясняют нормы и правила, каков этот мир, как в нем жить. Затем мы начинаем сами корректировать свое поведение, образ жизни, мировоззрение. Затем накопленный опыт мы передаем своим детям, чтобы они переняли его и в последствии дополнили своим. Так проходит культурная социализация личности. Более того, соотнесение себя с культурой есть одно из основополагающих свойств личности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что особую роль в культуре имеет процесс образования.
Культура − единая система, целостность которой придает сумма ее продуктов, «язык» культуры. Культура является неотъемлемым условием развития человечества, и в то же время точкой отсчета его существования. Культура невозможна там, где нет человека, человек не возможен там, где нет культуры. Точнее, возможен биологический вид человека, но не развитая всесторонне личность. Отсутствие культуры опустит нас на несколько ступеней ниже на эволюционной лестнице.
С точки зрения культуры может быть рассмотрен любой объект, процесс, явление.
Культура- очень сложный, многогранный механизм, охватывающий все сферы жизни людей. Функции, которые она выполняет, являются важными, в какой-то мере даже основополагающими. В первую очередь, культура удовлетворяет духовные потребности человека, которые порой намного важнее природных, материальных потребностей. Когда человек хочет утолить жажду - он пьет, когда хочет спать- спит, это несложно. Намного труднее найти себе дело для души, выбрать увлечения. Культура живет в каждом из нас, координируя наши действия и всю жизнь.
Культура одновременно делает общество статичным и динамичным. Первую задачу она решает с помощью традиций, которые передаются от поколения к поколению, объединяют людей, включают их в историю. Динамика поддерживается с помощью постоянных творческих инноваций. Сегодня ты покупаешь самую современную вещь, которая соответствует определенным условиям и способна выполнять необходимые функции, а через некоторое время о ней говорят: «Это вчерашний день». Культура отличается способностью к трансформации, диффузии, и в то же время преемственностью. Мир культуры выполняет две противоположные функции, при этом все в нем логично.
Культуру нельзя перенять биологическим путем, ей учатся, таким образом, культура выполняет воспитательную функцию. С самого детства мы познаем окружающий нас мир, приспосабливаемся к нему, проходим различные жизненные этапы, осваиваем что-то новое - так индивид постепенно превращается в личность, в процессе чего огромную роль играет именно культура. Поскольку культура напрямую участвует в формировании личности, то в значительной мере она способна регулировать их поведение. Опираясь на те или иные моральные устои, воспитание, нормы и ценности, мы делаем свой выбор, совершаем или не совершаем какие-то поступки. Большинство оценочных суждений основаны на культурных ценностях.
Как уже было сказано, культура способна удовлетворять духовные потребности человека. Абсолютно каждый может найти в ней свое место. Несогласные с происходящим выбирают для себя контркультуру, проявляя таким образом свой протест. Этническая культура содержит нормы, ценности, ритуалы и много другое, присущее какому-либо народу. Благодаря этому, эмигранты могут поддерживать связь со своими корнями. Массовая культура удовлетворяет потребности широкой публики. Она по-своему стандартна, но это не основание для отрицательного к ней отношения, на основе ее понятности, непринужденности нельзя поставить отрицательную оценку. Если же человек выбрал для себя не противопоставлять себя господствующей культуре, а просто выделяться из толпы, быть оригинальным, то ему по душе будет какая-либо из субкультур. Как видно, культура настолько многогранна, что люди любого пола, возраста, национальности, воспитания, мировоззрения могут найти себя. Произведения культуры способны развеселить, заставить задуматься о чем-то, способствуют отдыху и расслаблению, отвлекают от проблем, помогают их решать и т.д.
Культура укрепляет солидарность между людьми, формирует чувство принадлежности к определенной группе. Культура одновременно способна укреплять связь поколений и разделять людей на «своих» и «чужих». Те, кого мы понимаем, чьи взгляды принимаем - «свои». И, тем не менее, мы можем проявлять эмпатию к совершенно незнакомому нам человеку, это говорит о сплоченности общества, что тоже осуществляется с помощью культуры.
Культура создает стандарты, образцы, эталоны. Она задает цели и сама же помогает их достигать. В мире культуры возникают различные конфликты, которые именно она помогает преодолевать.
К культуре можно отнести то, что способствует развитию человека, особую роль она играет в процессе обучения, получения образования.
В массовом сознании утвердилось представление о культуре как об особой сфере общества, которая как бы отделена от повседневной жизни и фактически тождественна искусству и литературе. Этот взгляд закреплен в выражениях типа «работник культуры», «деятели культуры», под которыми подразумеваются поэты и писатели, музыканты и артисты.
На деле же культура - явление масштабное, несводимое к одному только искусству, явление соразмерное обществу и цивилизации. Потому культура не только теснейшим образом связана со всеми сторонами жизни общества и человека, а пропитывает ее.
В XVIII - XIX веках культура интерпретируется в аристократическом духе. Культурными стали считать образованных, начитанных, «хорошо воспитанных» людей, обладавших «хорошими манерами». Такое понимание культуры, как видно, в некоторой мере сохранилось и до наших дней: мы, например, говорим о культурных и некультурных людях, о бескультурье, связываем культуру с образованностью,, интеллектуальным трудом и т.п. Это деление, таким образом, восходит к делению общества на культурных аристократов и некультурное простонародье.
Впоследствии под культурой стали понимать всё, что создано человеком в отличие от естественного мира, природы. С позиций современной философии и науки, культура - очеловеченный, преобразованный людьми мир. Это вторая природа, надстроенная человеком над первой, «натуральной». Она, следовательно, включает в себя фактически то же содержание, что и понятия общества и цивилизации.
Социологи исходят из общефилософского взгляда на культуру. Однако основной акцент они делают на связи культуры с проблемой устойчивости и стабильности социального целого, сохранения его специфики и качественной определённости, социальных взаимодействий внутри его. Культура рассматривается как совокупность устойчивых форм и способов действий и взаимодействий, характерных для людей, составляющих данное социальное целое (общество, нацию, социальный слой, организацию и т.п.), и закрепленных в их практике с помощью норм и ценностей. Другими словами, культура - тот образ мысли и действия людей, который выражает специфику данного сообщества и тем самым выделяет его среди других сообществ.
Конкретно облик культуры особенно отчетливо обнаруживается тогда, когда мы сравниваем разные народы, общества, страны. В глаза бросаются различия в образах жизни, типичных и характерных для этих народов, их обычаях, их разное отношение, например, к труду или семье, воспитанию детей или жизненному успеху, их привычки и традиции. Все эти различия фокусируются в системах ценностей и жизненных ориентиров, присущих этим народам. Так, американцы традиционно сориентированы на личный успех, в рамках их культуры по-разному варьируется миф о чистильщике сапог, ставшем президентом страны, они ценят людей, добившихся высокого статуса и популярности - спортсменов, артистов, певцов и т.п. А. Морито, один из основателей знаменитой фирмы «Сони», размышляя о японской и американской системах трудовых отношений, выделял такие различия. Для японской характерны фирменный патриотизм, система «семейных уз», демократизм в отношениях между менеджерами и работниками, «коллективное управление» (весьма напоминающее отечественную систему постоянных увязок и согласований решений), уравнительный принцип оплаты труда, в соответствии с которым она повышается каждый год по мере того, как работник становится старше и опытнее. Американская же система трудовых отношений, по мнению А. Морито, основана на индивидуализме, формальных связях работника с фирмой, узкой специализации работника, она ориентирована на извлечение максимальной прибыли и лишена «человеческого измерения».