Сущность и структура культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:24, реферат

Описание

В культурологии выделяются два основных вида культуры: материальная и духовная. Каков же критерий их разграничения? Иногда критерий такого разграничения видят в том, что материальные ценности выступают, как правило, в предметной, вещной форме, а духовные ценности - преимущественно в идеальной форме, т. е. в форме знаний, идеалов, норм. Однако, этот критерий далеко не совершенен, потому что продукт духовного производства должен быть потреблен; он должен дойти до зрителя, читателя, слушателя. А для этого он должен облекаться в материальную форму: либо в форму вещи - картины, скульптуры, кинофи

Работа состоит из  1 файл

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)

Существует и механизм социального контроля за соблюдением принятых в обществе ценностей и норм поведения. Он включает в себя различные санкции.

Санкции - способы реагирования окружающих на поведение человека в виде воздаяния, поощрения (позитивные санкции) и наказания (негативные санкции).

Человечество имеет в своем арсенале богатый набор санкций: от холодного взгляда до заточения в тюрьму, от улыбки, поднятого вверх большого пальца до правительственной награды, Нобелевской премии. В этих условиях очень важны точность, взвешенность и справедливость применения санкций. Наказание должно соответствовать степени тяжести преступления. И наоборот, если человек внес большой вклад в развитие культуры (науки, образования, искусства), то и поощрение должно соответствовать этому вкладу.

Санкции бывают формальными и неформальными. Неформальные санкции имеют, как правило, силу морального осуждения или поощрения. Субъектом таких санкций чаще всего выступает общественное мнение, мнение родителей, товарищей, коллег. И человек должен осознать оценку его поведения общественным мнением, принять ее внутренне и скорректировать свое поведение на будущее. Формальные санкции опираются прежде всего на закон, четко и ясно обозначены, носят принудительный характер. Их осуществляют государственные органы - суд, органы внутренних дел, прокуратура. Формальные санкции включают в себя и административные санкции (выговор, взыскание, премия, штраф), которые налагаются в рамках трудового законодательства.

Итак, механизм социальной регуляции представляет собой сложно организованную систему, которая включает ценность как представление о желательном, норму, как устойчивый образец поведения, принятый в данном обществе, и санкции - способы реагирования окружающих на поведение человека в форме поощрения или наказания. Лишь во взаимодействии этих элементов обеспечивается принятый в данном обществе порядок, социальные связи между людьми.

4. ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ. СТЕРЕОТИПИЧЕСКАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ДИАЛЕКТИКА ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ.

Деятельность - одна из главных категорий социальной философии и философии культуры. Деятельностные интерпретации общества и культуры стали разрабатываться в нашей литературе практически одновременно. Деятельностный подход к культуре представлен в работах В. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова, Е. С. Маркаряна, М. С. Кагана. М. С. Каган в книге "Человеческая деятельность: опыт системного анализа" выделяет в человеческой деятельности четыре элемента: субъекты деятельности, объекты, на которые она направлена, продукты деятельности, способы и средства ее осуществления. По мнению Кагана, культура - продукты, способы и средства деятельности, а общество - коллективный субъект этой деятельности. Общество - это не простое множество людей, а целостная система, в которой они объединены многообразными связями и отношениями (экономическими, политическими, правовыми, нравственными и др.).

Деятельность дает возможность выразить диалектическую взаимосвязь между различными элементами культуры и тем самым представить ее как целостность. Деятельностное рассмотрение культуры позволяет также обнаружить источники и движущие силы ее развития, представить культуру как самопротиворечивое явление, как диалектическое единство противоположностей. Одно из основных противоречий развития культуры - это противоречие между творческой и стереотипической деятельностью.
Стереотипы - относительно устойчивые, повторяющиеся способы деятельности, служащие средством сохранения и передачи социального опыта.

Обряды - это формализованные варианты привычного действия, символические модели поведения.
Они несут большую эстетическую нагрузку и выступают не только формой закрепления и передачи социального опыта, но и формой эмоционального отношения к миру. Кроме того, обряды способствуют сплочению группы, укреплению связей между людьми, снятию напряженности и недоверия в отношениях между ними. Обряды сопровождают важные моменты в жизни человека. Например, существуют обряды, связанные с рождением ребенка (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, помолвка, выкуп невесты), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в студенты).
Культовым видом обряда является церемония.

Церемония - торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок - церемониал.

Церемония - последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию каких-либо событий и дат. Функции этих действий - подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Коронование - пример важной для общества церемонии.

Другим видом обряда является ритуал.

Ритуал - форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий, выражающая определенные социальные и культурные ценности.

Смысл ритуала заключен не в самих составляющих его действиях, а в том, что они обозначают (символизируют). В силу своего символического характера ритуальные действия лишены непосредственной целесообразности. Пример ритуала - принесение жертв языческим богам.

Кроме обрядов к стереотипам относятся обычаи.

Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать.

К нарушителям применяются неформальные санкции - неодобрение, изоляция, порицание. Обычаи закрепляются коллективными привычками и воспроизводятся в неизменном виде в течение длительного исторического периода. Обычаи действуют в непроизводственной сфере, хотя в ряде регионов мира они регулируют и трудовые процессы. К обычаям можно отнести традиционные трудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания. В повседневной жизни действуют привычные правила гигиены, правила отношений между людьми в общественных местах, на улице, в городском транспорте. Обычаем регулируются часы и условия приема пищи, сна.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиция - это механизм непосредственной передачи культурной информации во времени.

Первоначально слово "традиция" означало "передача", "предание", что подчеркивает ее устойчивость, преемственность. Традиция по сравнению с обычаями и обрядами является более обобщенной, интегральной формой деятельности. Традиционными могут стать встречи бывших одноклассников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, другие - в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом. Традиции способствуют устойчивости и равновесию общества. Выступая как коллективная память, они являются важным элементом этнического самосознания.

Обычаи и традиции воспроизводят уже накопленный культурный опыт. Выход за рамки существующих стереотипов, создание новых форм культуры осуществляется в процессе творчества.

Творчество - это деятельность, порождающая новое.
Научная гипотеза или новая закономерность, техническое изобретение или выявление практической значимости той или иной идеи - все это результаты творческой деятельности. Создание известного с помощью нового (новых приемов и средств) также является творчеством. Творческими являются достижения, которые вносят вклад в историю мировой культуры. Творчеством является и деятельность, в процессе которой человек открывает для себя нечто новое или создает его, даже если оно представляет собой общепризнанное достояние культуры.

Существует не только творческое производство, но и творческое потребление. Творческое потребление предполагает напряженную внутреннюю работу мыслей и чувств, личностное общение, соавторство. Оно приводит к формированию у человека новых способностей, представлений, качеств. Таким образом, новое, возникающее в процессе творчества, бесконечно разнообразно и по форме, и по содержанию, и по масштабам, и по своей социальной значимости для общества и для отдельной личности.

Какова диалектика традиций и творчества, как они взаимосвязаны? Традиции и творчество нередко представляют как абсолютные противоположности, антиподы. Однако, это упрощенный подход, не учитывающий диалектической связи между ними, а также того, что существуют разные виды традиций. Есть такие обычаи и традиции, которые исключают творческий момент, не допускают нововведений. Их можно сравнить со скафандром, непроницаемым для внешних влияний. К ним относятся религиозные, бытовые традиции. Они регламентируют поведение человека путем детальных предписаний, передают информации в виде непосредственного образца для подражания. На их основе формируются простые привычки, носящие характер автоматизмов. Привычки играют важную роль в воспитании, способствуют приобщению к культуре ребенка или же взрослого человека, попавшего в иную культурную среду.
В процессе исторического развития возникли традиции, в основе которых лежит не детализированная схема деятельности, а принцип, общая идея, творческий метод, т. е. абстрактные образования. Заключенный в них социальный опыт выступает лишь в качестве общего ориентира деятельности человека. Это пластичные, подвижные традиции. Они располагают достаточно широким диапазоном вариативности, изменчивости, хотя при этом ядро, основа традиций также остается без перемен.

Примером таких традиций являются философские традиции - материалистическая и идеалистическая. Они существуют еще с древности. С развитием философии изменялись, принимали разные формы, но сохраняли при этом свои основные принципы. Аналогичная ситуация характерна и для художественных традиций. Например, реалистическая традиция существует с эпохи Возрождения и до наших дней. При этом реализм принимал разные исторические формы. Был просветительский реализм в 18 в., критический реализм 19 в., социалистический реализм 20 в. Художники и писатели, используя этот метод, осмысливали новые явления, процессы, проблемы современной им действительности.

Таким образом, традиции и творчество диалектически взаимосвязаны. Традиции могут включать творчество в качестве момента. Творчество, в свою очередь, опирается на традиции, синтезирует все предшествующие достижения культуры. Новое направление в культуре может отказываться от одних традиций, но обращаться к другим. Например, Возрождение отвергло традиции средневековой культуры, но обратилось к более древним традициям античности. Авангардизм отказался от классических традиций, принципов реализма, но многое заимствовал из культуры Востока. Новое не может возникать вне преемственной связи с предшествующим.

Эта тема имеет еще один, очень важный аспект. Существует проблема соединения нововведений с социокультурной средой. Всякое нововведение обречено на забвение и отторжение, если оно не встречает признания со стороны общества, если отсутствует социальный спрос, и в обществе нет социальных сил, заинтересованных в развитии нового вида деятельности. Показательный пример дает история книгопечатания в Западной Европе и России. И. Гутенберг начал печатать книги в середине 15 в. Культурная среда была настолько готова к восприятию этого факта, что уже к концу 15 в. было выпущено около 40 тысяч изданий книг общим тиражом 10 - 12 миллионов экземпляров. В России первая книга была напечатана И. Федоровым в 1564 г. Но этот факт не привел к качественным изменениям в развитии культуры. В 16 в. в России вышло всего 16 изданий. И. Федоров из-за угрозы обвинения в ереси вынужден был уехать в Западную Русь. Еще долгое время рукописные книги оставались главными в церковном и светском знании. Широкое книгопечатание началось в России только с 18 в. Таким образом, социальная среда определяет судьбу открытий и изобретений.

5. СУБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОКИ, СОДЕРЖАНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ. ПОНЯТИЕ ЭЛИТЫ И ЭЛИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ.

По субъекту - носителю культуру принято подразделять на мировую и национальную. Мировая культура - лучшие достижения национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура приобретает мировую известность, если ее ценности становятся достоянием всего человечества. Например, в древности всемирное значение имели греческая и римская культуры, в средние века - культура Византии, в эпоху Возрождения - Италии; в 19 веке русская культура приобретает мировую известность. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость, оригинальность проявляются как в духовной сфере (языке, искусстве, религии), так и в материальной сфере (особенностях экономического уклада, ведения хозяйства, традициях труда и производства).

В рамках каждой национальной культуры в соответствии с конкретным носителем выделяются культура социальных общностей (классов, социальных групп, слоев) и культура личности. Культура личности - это знания, ценностные ориентации, умения, навыки, привычки, способы действия конкретного человека, уровень его интеллектуального, нравственного, эстетического развития. Таким образом, можно выстроить такую цепочку субъектов деятельности и соответствующих им видов культуры: культура личности - культура социальных общностей - культура этносов (народностей, наций) - культура стран (государств) - культура региональных сообществ - культура человечества в целом.

Существует еще одно деление культуры по субъекту - носителю, в соответствии с которым различают массовую и элитарную культуру. По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения:

1. Предпосылки массовой культуры формируются с возникновением христианской цивилизации, появлением упрощенных вариантов Библии, рассчитанных на массовую аудиторию.
2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе 17 - 18 вв. приключенческого, детективного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. В качестве примера, как правило, приводят творчество Д. Дефо (1660 - 1731) - автора широко-известного романа "Робинзон Крузо". Книги Дефо написаны простым, ясным, доступным всем языком.
3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал принятый в 1870 г. в Великобритании закон об обязательной, всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества 19 в. - роман.
4. Все выше изложенное - это предыстория массовой культуры. В собственном смысле слова, она возникает на рубеже 19 - 20 вв. в США. Именно в это период формируется современное индустриальное общество, одной из главных особенностей которого становится всеобъемлющая массовизация жизни.

На это обращают внимание многие исследователи, в частности, американский философ О. Тоффлер (род. 1928 г.). Он считает, что современное общество основано на массовом производстве, массовом распределении, массовом образовании, массовом досуге, массовых средствах информации, массовых политических движениях, на массовых средствах уничтожения. Миллионы людей встают примерно в одно и то же время, одновременно устремляются к местам своей работы и так же возвращаются домой, смотрят одни и те же телепередачи, живут в однотипных жилищах, привержены одним и тем же привычкам, вкусам, ценностям. Одним словом, ведут стандартизированный образ жизни. Одним из проявлений этой массовости является массовая культура. Подробный анализ массы, массовой психологии и культуры был дан известным испанским философом Х. Ортега-и-Гассетом (1883 - 1955) в работе "Восстание масс". Характеризуя современный век, он отмечает, что массы внезапно стали видны, вышли на авансцену, "герои исчезли, остался хор".

Информация о работе Сущность и структура культуры