Сущность и законы культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:58, реферат

Описание

Культура придает определённое значение человеческой деятельности и жизни (скажем, труд рассматривается и оценивается как долг, или же, как обязанность, или же, как повинность, или как способ достижения других целей), вносит в них смысл. Поэтому культуру можно также представить как совокупность значений, с помощью которых люди осмысливают себя и окружающий их мир.
Культура олицетворяет своеобразие, уникальность и неповторимость общества, народа, социальной группы, того субъекта, которому она принадлежит. Культуру с этой точки зрения можно представить как портрет социальной общности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Что такое культура? Сущность культуры…………………………………….4
2. Структура культуры……………………………………………………………9
3. Законы развития культуры…………………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников…………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

реферат Сущность культуры.docx

— 38.64 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Что такое культура? Сущность культуры…………………………………….4

2. Структура культуры……………………………………………………………9

3. Законы развития культуры…………………………………………………...11

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованных источников…………………………………………...20

 

Введение

В массовом сознании утвердилось  представление о культуре как  об особой сфере общества, которая  как бы отделена от повседневной жизни  и фактически тождественна искусству  и литературе. Этот взгляд закреплен  в выражениях типа «работник культуры», «деятели культуры», под которыми подразумеваются  поэты и писатели, музыканты и  артисты.

На деле же культура –  явление масштабное, несводимое к  одному только искусству, явление соразмерное обществу и цивилизации. Потому культура не только теснейшим образом связана со всеми сторонами жизни общества и человека, а пропитывает ее.

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально  он означал возделывание почвы. В Средние века им обозначали прогрессивные методы возделывания зерновых, таким образом, возник ныне хорошо известный термин «агрикультура».

В XVIII – XIX веках культура интерпретируется в аристократическом  духе. Культурными стали считать  образованных, начитанных, «хорошо  воспитанных» людей, обладавших «хорошими манерами». Такое понимание культуры, как видно, в некоторой мере сохранилось и до наших дней: мы, например, говорим о культурных и некультурных людях, о бескультурье, связываем культуру с образованностью, интеллектуальным трудом. Это деление, таким образом, восходит к делению общества на культурных аристократов и некультурное простонародье.

Впоследствии под культурой  стали понимать всё, что создано  человеком в отличие от естественного мира, природы. С позиций современной философии и науки, культура – очеловеченный, преобразованный людьми мир. Это вторая природа, надстроенная человеком над первой, «натуральной». Она, следовательно, включает в себя фактически то же содержание, что и понятия общества и цивилизации.

 

1. Что такое культура? Сущность культуры

Человек живет не только в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие лишь узкому кругу посвященных.

Культура многогранна, и  только в системе ценностей можно  достаточно содержательно понять ее проявления. А проявления ее бесконечны. Можно говорить о культуре человечества, о культуре различных эпох (античная, средневековая), о культуре различных этносов и стран (русской и России, французской и Франции), о религиозных культурах (буддисткой, исламской, христианской), культуре различных социальных групп и профессий (крестьяне, горожане) и даже о культуре отдельных личностей (Пушкина, Конфуция и др.).

В традиционном понимании  слово «культура» (от латинского calture) первоначально означало возделывание, переработку почвы. Впоследствии этот термин был перенесен римлянами на человека и стал означать его воспитание и образование, то есть «возделывание» человека. Культуру в этом смысле стали противопоставлять понятию некультурности, дикости, варварства.Современная наука рассматривает культуру как жизнетворчество, как творчески сознательную деятельность по преобразованию природы и общества, результатами которого являются постоянное пополнение материальных и духовных ценностей, совершенствование всех сущностных человеческих сил.

Культура как явление  социального бытия человека и  человечества привлекает многих исследователей пытающихся по-разному, в зависимости от общих философских посылок, идеологических установок и конкретных знаний, осуществить анализ той или иной области культуры и дать свою отличную от других исследователей интерпретацию культурных процессов.Однако, большинство специалистов, исследующих процессы культуры и творчества, считают, что культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, и все акты деятельности людей.

Культура – это формы  общения и отношения людей  в повседневной практике. Культура предполагает определенный, характерный для данного общества уровень знаний, а значит, и процесс овладения знаниями, умениями, навыками, нормами и ценностями общества.В обыденном понятии культура выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творческого процесса и свободы. Именно культура отличает человека от первобытного существа.

Надо различать:

    • во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека;
    • во-вторых, осознание и осознанную социальную реализацию свободы.

Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития.

Понятие «культура» означает универсальное отношение человека к миру, через которое человек сознает мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе.Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки – мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди живут и чувствуют иначе, чем мы.Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новыми знаниями, но и новым творческим опытом.

Понятие культуры настолько  широко и многогранно, включает в  себя такое количество совершенно разнородных  компонентов, что обобщить все это  богатство одной лапидарной дефиницией означает, либо стать его содержанием, либо ограничиться самой общей абстракцией. Однако мы сделали пока лишь первый шаг к правильному пониманию и определению культуры.Как реализуется универсальное отношение человека к миру? Как оно закрепляется в человеческом опыте и передается от поколения к поколению?Ответить на эти вопросы и означает охарактеризовать культуру.

Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит  любое явление, любой предмет  с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Смысл – это содержание человеческого бытия, взятое в особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что откроем в мире и в самих себе.Смыл надо отличать от значения, то есть предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в понятии или образе, сам по себе он вовсе необязательно является предметным. Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально. Но и те и другие смыслы могут стать общезначительными, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств.Именно такие смыслы образуют культуры. Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. Культура есть универсальный способ, каким человек делает мир – «своим», превращая его в Дом смыслового бытия.Таким образом, весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры.

Отсюда можно дать определение  культуры.

Культура – это универсальный  способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество. Для того чтобы раскрыть сущность культуры, необходимо снова повториться. Термин культура первоначально означал возделывание почвы, ее культивирование, то есть изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Камень, отшлифованный морским прибоем, так и остается компонентом природы, и тот же камень, обработанный дикарем, − искусственный объект, выполняющий определенную функцию, принятую в данном сообществе – орудийную или магическую.

Таким образом, в этом первоначальном содержании термина выражена особенность  культуры – заложенное в ней человеческое начало – и акцентировано внимание на единство культуры, человека и его деятельности.

Согласно наиболее распространенному  сегодня пониманию этого термина, культура есть смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов, символическое измерение социальных событий, позволяющее индивидам жить в особом жизненном мире, который они все более или менее понимают, и совершать поступки, характер которых понят всеми остальными.

История понятия культура, многообразие ее истолкований наводят  на мысль: а возможно ли строгое и  вместе с тем универсальное определение  культуры?Разница культур преподносит  массу несовпадений, существенных отличий. Но все, что не принято и не понято нами, не всегда заблуждение. В каждой культуре есть своя специфика.Запад  стремился ответить на вопросы, что  есть мир и каково место человека в этом мире.Восток репродуцировал мир из своего внутреннего ощущения и постижения человека, как единственного достойного внимания самоценности.

Существо трансляции традиционности культуры в том и состоит, что  с помощью ряда специальных приемов  духовная личность учителя возрождается в ученике.История культуры предстает как цель катастрофическая. Каждому новому поколению в соответствии с ведением культурного процесса приходилось бы создавать те же самые структуры на том же месте, а проще говоря, создавать велосипед.Культура выступает чутким сейсмографом жизненных событий. От ее состояния, развития зависит интеллектуальный потенциал не только отдельной личности, но и всего народа, даже всего человечества. Где же, как ни в культуре живет и проявляется народный дух? Всякая культура есть культура духа, т.к. имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями.

Таким образом, понятие «культура» в самом прямом (и наиболее близком первоначальному материальному) смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных или телесных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем и ординарном смысле – это черта личности, возникшая вследствие обучения, воспитания в области вкуса, здравого смысла и критичности суждений; культурой нередко называют и просто воспитанность.  

2. Структура культуры

Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства − материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и другие). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию).

Гармоничное развитие культуры естественно предполагает органическое единство материальной и духовной культур. Культура включает в себя не только предметные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы права и морали), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей в рамках коллектива и общества)

Культура, если ее рассматривать  в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Таким образом, артефакты будучи материальными или духовными ценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы.

В силу того, что человек, по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так  и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает  и потребляет пищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры. Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующий фактор в развитии культуры.

 Человек создает и  использует мир вещей и мир  идей, который вращается вокруг него; и его роль − это роль демиурга, роль творца, а место его в культуре − это место центра мироздания артефактов, то есть центра культуры.

Человек творит культуру, воспроизводит  и использует ее как средство для  собственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира, который называется культурой мира, «второй природой», «искусственно созданным» обиталищем человечества. Это тот мир реальностей, который на планете Земля до человека не существовал, реальность, которая возникает, живет и развивается вместе с человеком и которая будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.

 

Информация о работе Сущность и законы культуры