Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 17:15, контрольная работа
Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности.
Федеральное агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Кафедра
Экономической теории и мировой
экономики
контрольная работа
по курсу «культура делового общения»
Тема: Сущность этики деловых
отношений
Выполнил:
Студент группы 365
Ф.И.О. Абросимова С.Н.
Проверил:
Макарова Т.Д
Шумиха
2011
Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Соответственно, этика деловых отношений выделяет одну из сфер общественной жизни. Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных отношений имеют некоторые отличительные особенности.
Этике деловых отношений уделяется в последнее время все большее внимание. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в системе вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых отношений» и др.). Курсы изучения основ общей этики поведения вводятся также в некоторые школьные программы, в систему среднего специального образования, причем с течением времени охват учебных заведений подобными курсами увеличивается.
Работодатели
уделяют все большее внимание вопросам
этики деловых и личностных взаимоотношений
при отборе персонала и его приеме
на работу, а также в процессе непосредственного
выполнения сотрудниками своей профессиональной
роли. При этом необходимо подчеркнуть,
что понятие «профессиональная роль»
включает в себя не только способности
к выполнению должностных обязанностей,
но и навыки взаимоотношений с внешним
окружением (коллегами, руководством,
подчиненными, клиентами, партнерами и
др.) в процессе реализации зафиксированных
для конкретной должности профессиональных
задач или функций. Соблюдение этики
деловых отношений является одним
из главных критериев оценки профессионализма
как отдельного сотрудника, так и организации
в целом.
Выполнение
сотрудниками какой-либо организации
норм и правил этики деловых отношений
становится ее «визитной карточкой» и
определяет во многих случаях тот факт,
будет ли внешний партнер или клиент
иметь дело с данной организацией в дальнейшем
и насколько эффективно будут строиться
их взаимоотношения. Использование норм
и правил этики деловых отношений воспринимается
окружающими благожелательно в любом
случае, даже если человек не обладает
достаточно отработанными навыками применения
правил этики. Эффект восприятия усиливается
многократно, если этичное поведение становится
естественным и ненарочитым. Это происходит
тогда, когда правила этики являются внутренней
психологической потребностью человека,
а также отработаны в процессе систематического
тренинга. Причем этот тренинг предполагает
использование как специальных обучающих
практических занятий в рамках той или
иной образовательной программы, так и
любой ситуации, складывающейся в процессе
профессиональной деятельности, для отработки
навыков этики взаимоотношений. Например,
изучив правила проведения деловой беседы
или телефонных переговоров, можно использовать
любую беседу в качестве тренинга.
Необходимо отметить, что указанный подход следует распространить не только на сферу служебных взаимоотношений, но и использовать соответствующие жизненные ситуации в отношениях с друзьями, родственниками, случайными собеседниками.
Еще раз следует подчеркнуть, что этика включает в себя систему универсальных и специфических (например, для какой-либо профессиональной деятельности) нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике.
Вряд ли можно считать правильным такое положение, когда один и тот же человек ведет себя принципиально по-разному в деловой и домашней обстановке. Корректным во взаимоотношениях, внимательным и вежливым с людьми надо быть всегда и везде. Сказанное не исключает, например, определенную твердость и организаторские навыки во взаимоотношениях с близкими, равно как и чуткое отношение к личным проблемам коллег по работе. Известна древняя мудрость: «относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Дальнейшее описание норм и правил этики деловых отношений раскрывает сущность приведенного высказывания, т. е., другими словами, отвечает на вопрос: какого отношения к себе мы хотим? Вряд ли подвергается сомнению тот факт, что отношение окружающих к конкретному человеку (и наоборот) в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом. Желательные проявления отношения других к себе в повседневной жизни мы естественным образом переносим и в сферу деловых отношений. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и умения воплощать их на практике.
Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому. Немаловажную роль играет в данном случае такая кажущаяся мелочью деталь, как этика приветствия, рукопожатия и представления человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни. Для установления приятных и полезных деловых взаимоотношений необходимо уметь заинтересовать человека своими четкими и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Эти проблемы решаются при отработке навыков риторики, важных в повседневной жизни и особенно в служебной обстановке. Эти навыки должны найти свое воплощение в специальных правилах подготовки и ведения беседы, так как с необходимостью их применения мы сталкиваемся повсеместно. Достижение результата беседы, причем в уважительной форме, является важным условием как в бытовой, так и в деловой обстановке.
Частным вариантом беседы выступает телефонный разговор. Общие правила этики (такие, как, например, вежливость, внимательность к собеседнику, умение направлять беседу и т.п.) дополняются в данном случае некоторыми специальными, определяемыми спецификой телефонного разговора. Использование этих правил позволит составить положительное мнение о собеседнике вне зависимости от того, какой разговор происходил — личный или деловой. Проведение любых бесед подводит к необходимости высказывания в адрес своих собеседников критических замечаний или суждений, поскольку нас не всегда устраивают поступки и высказывания нашего окружения. Общая и деловая этика критических замечаний в чей-либо адрес содержит сходные правила, которые, в свою очередь, основываются на главных нормах этических взаимоотношений.
Итак, практически все направления деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т. п.