Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 00:03, реферат
Японские острова длинной цепью вытянулись больше чем на 3,5 тыс. га, от умеренных широт почти до тропика. На большей части территории страны субтропический климат. Здесь растут кипарисы, бамбук, вечнозеленые деревья которыми покрыты крутые горы Японии. Горы занимают больше 3/4 территории.
Введение 3
История культуры средневековой Японии 5
Культура современной Японии 11
Литература 11
Киноискусство 13
Театр 14
Музыка 15
Изобразительное искусство 16
Архитектура 17
Распространение массовой культуры 18
Дома из бамбука и бумаги 20
Завтрак из хризантем 22
Японская семья 23
Искусство чайной церемонии 24
Кимоно с узором четырех времен года 26
Любование сакурой 42
Заключение 29
Список литературы
Министерство образования и науки российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Санкт - Петербургская государственная лесотехническая академия
Страница: 1/10
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
История культуры средневековой Японии 5
Культура современной Японии 11
Литература 11
Киноискусство 13
Театр 14
Музыка 15
Изобразительное искусство 16
Архитектура 17
Распространение массовой культуры 18
Дома из бамбука и бумаги 20
Завтрак из хризантем 22
Японская семья 23
Искусство чайной церемонии 24
Кимоно с узором четырех времен года 26
Любование сакурой 42
Заключение 29
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Япония, которую называют страной восходящего солнца, а также столицей востока, расположена на островах Тихого океана. Самый большой из них - Хонсю. На север от него лежит остров Хоккайдо, на юг - Кюсю и Сикоку, а между ними и вокруг них еще сотни и тысячи мелких и мельчайших островов.
По составу населения Япония - одно из наиболее однородных государств мира. Более 99% населения - японцы. К национальным меньшинствам относятся айны, корейцы, китайцы и окинавцы, которые отличаются от японцев языком, внешностью и образом жизни; соотношение полов близко к 1:1.
Японские острова длинной цепью вытянулись больше чем на 3,5 тыс. га, от умеренных широт почти до тропика. На большей части территории страны субтропический климат. Здесь растут кипарисы, бамбук, вечнозеленые деревья которыми покрыты крутые горы Японии. Горы занимают больше 3/4 территории.
В Японии немало действующих вулканов, нередки землетрясения. Самый высокий потухший вулкан - Фудзияма (3776 м). Для японцев Фудзияма - символ их родины и предмет полурелигиозного поклонения. Лишь небольшие полоски земли вдоль побережья заняты равнинами.
Главная культура японских полей - рис. Страна полностью обеспечивает себя рисом, но ввозит большую часть пшеницы, ячменя, соевых бобов, сахара и других продуктов.
В Японии жаркое лето с проливными дождями и солнечная осень. Осень - пора цветения хризантем, ярко-красной листвы кленов. Но осенью нередки тайфуны - внезапно налетающие ураганные ветры, которые порой причиняют большие разрушения. Зима мягкая, снег если и выпадает, то быстро тает, задерживаясь лишь в горах на Хоккайдо и в северной части Хонсю.
Почти круглый год что-нибудь цветет. Под Новый год, среди заморозков, зацветает дикая слива умэ, цветы которой считаются символом мужества и стойкости. В феврале и марте расцветают камелии, летом цветут лилии, ирисы и азалии, но самое знаменитое - это весеннее цветение вишен сакуры. В эти дни японцы устремляются полюбоваться нежными, быстро опадающими цветами. Вишня наряду с хризантемой считается национальным цветком Японии.
Япония - высокоразвитая индустриальная страна. В крупных городах на десятки километров тянутся ряды причалов, складов, заводов и фабрик. Для многих из них не хватает места на суше, и они сроятся на отвоеванной у моря, искусственно насыпанной почве. Рисовым полям и чайным плантациям приходится потесниться, чтобы уступить место все новым и новым фабричным корпусам.
Новое в Японии тесно переплетено со старым, иностранное - с национальным. Японский домашний быт во многом непохож на европейский. При входе в дом обувь оставляют на пороге: на полу расстелены чистые желтоватые соломенные циновки, по которым ходят только в носках. Здесь мало мебели, утварь хранится в стенных шкафах, откуда на ночь достают матрацы и простыни и стелют их на полу, на циновках, а на день убирают обратно. Сидят японцы чаще всего тоже на полу, на плоских подушечках, за низким обеденным столом.
Хотя в городах немало столовых и ресторанов с европейской кухней, дома японцы питаются в основном традиционной пищей. Это пресный вареный рис, который едят из чашек палочками, острые и соленые приправы к нему, в основном овощные, а также рыбные. По улову рыбы страна занимает одно из первых мест в мире. Мяса и молочных продуктов японцы потребляют немного, и распространились они в быту лишь в последние десятилетия.
По государственному устройству Япония - конституционная монархия, но император играет лишь символическую роль. Правительство формируется парламентом, в котором большинство мест принадлежит Либерально-демократической партии, защищающей интересы крупных капиталистов.
Япония по общему объему промышленного производства перегнала все европейские страны. Промышленность выпускает самые разнообразные товары. Почти все, что видишь в Японии, - от электровоза до носового платка - японского производства.
Японские товары на мировом рынке успешно конкурируют с европейскими и американскими, так как по качеству они ничуть не хуже, а по цене дешевле. Особым успехом пользуются японские суда, электронная аппаратура, транзисторные радиоприемники, автомобили, изделия из синтетических тканей и шелка, посуда, игрушки.
Япония очень бедна полезными ископаемыми и почти все сырье для промышленности должна ввозить. Это не только нефть, но и коксующий уголь, железная руда и руды цветных металлов, шерсть, лесоматериалы и многое другое.
Япония - страна древней и высокоразвитой культуры. Вызывает восхищение искусство старинных и современных японских мастеров: пейзажная живопись, архитектура, литература, театр. Всемирную известность получили такие специфически японские виды декоративного искусства, как икебана - умение составлять цветочные композиции, бонсай - выращивание карликовых комнатных деревьев. Далеко за пределы страны шагнули традиционные японские виды спорта - борьба дзюдо и бокс, каратэ.
В Японии много замечательных архитектурных и исторических памятников - огромных статуй и храмов Будды, пагод, парков, замков и дворцов князей и императоров.
Несмотря на сложность письменности, в Японии поголовная грамотность. В школу идут с шести лет. Обязательно девятилетнее образование. Но это не полное среднее образование. Для его получения необходимы еще три года учебы в повышенной школе. Лишь тогда можно поступать в высшее учебное заведение. И в повышенной школе, и в высших учебных заведениях обучение платное и доступно далеко не всем. В Японии около 230 университетов, но большинство из них частные, где обучение стоит очень дорого. Государственных университетов немного, обучение в них несколько дешевле. Но при поступлении бывают огромные конкурсы.
В Японии издается много книг. и. пожалуй ни в одной капиталистической стране не переводится и не издается так много произведений советской литературы, как в этой стране. Очень популярны произведения русских классических и советских композиторов. Япония и Россия - соседи, и народы обеих стран заинтересованы в развитии дружественных отношений.
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ
Японцы, впервые замеченные на мировой арене в III веке, вступили на эту арену тогда, когда мир - в своих главных частях – почти повсюду становился средневековым. Японии значение имело, конечно, то, что такое средневековье тогда уже твердо установилось в Китае. Однако шагнуть прямо от первобытного общества к средневековью японцы не могли.
О том, какими путями проникала на Японские острова континентальная культура, говорят письменные памятники - как китайские, относящиеся к этим же векам, так и японские, возникшие, правда, позднее - в VIII веке, но содержащие сведения явно более раннего происхождения. Из источников мы узнаем о переходивших на Японские острова - и нередко большими группами - китайцах. Естественно, эти переселенцы приносили с собой культуру своей родины. Это делали также и не менее многочисленные переселенцы с Корейского полуострова. Континентальная культура еще более ощутимым потоком приходила б Японию через Корею и отчасти даже в корейской редакции.
Материальной культурой дело, однако, не ограничивалось: к японцам проникала и китайская иероглифическая письменность, некоторые знания. В VI веке отмечается появление в Японии конфуцианских и буддийских сочинений, буддийских изображений: и те и другие были занесены корейцами из Пэкчэ.
Можно с достаточной степенью достоверности обрисовать и главные черты культуры духовной: прежде всего - в области верований. В источниках отмечается, что у японцев, попавших в Китай, похоронный обряд был таким: в случае смерти кого-либо из своих они избирали одного из своего состава, которому в течение определенного срока предписывалось не причесываться, не мыться, не стирать одежду, не есть мясо, не сближаться с женщиной. Если в это время кто-либо заболевал или случалось вообще какое-нибудь бедствие, виновником считался этот человек и его убивали.
Эти данные относятся к III веку: о более позднем времени судить по прямым письменным источникам мы не можем, так как таковых нет: первые письменные источники, появившиеся в Японии, -"Кодзики" и "Нихонги" -относятся к VIII веку.
От начала VIII века до нас дошли первые письменные памятники Японии. Главные из них - "Кодзики" и "Нихонги". Эти памятники могут служить источником сведений о древней Японии, если пользоваться ими достаточно осмотрительно, поскольку на них лежит явная печать века их записи, а век этот - начало сложения ранней формы феодального государства. Это древнейшая история страны - причудливое переплетение старых мифов, легенд и сказаний с историческим преданием, с записями фухито (писцов), переплетение, сведенное в одно целое, трактованное в духе средневекового строя. С этим японское древнее общество и перешло в общество средневековое.
VII-IX века - время оживленных сношений японцев с окружающим миром. К переустройству у себя древнего общества в средневековое японский народ подошел собственным путем, но оформление этого переустройства происходило по китайским образцам.
реклама в интернет
Проникновение китайской культуры наблюдается еще в эпоху Ней. Это были прежде всего земледельческие орудия, оружие, украшения, то есть предметы материальной культуры. Однако китайские переселенцы занесли в Японию и свое письмо. Первые - открыты до сих пор - следы такого письма относятся к 430 году.
Японские исследователи полагают, что в начале VII века буддизм если и вообще как-то распространялся, то не как философия, а как. религия, воспринимаемая притом примитивно - в духе той же магии, в какой выступала тогда собственная религия японцев - синтоизм. Обе религии уживались друг с другом.
Буддизм принимался тогда как религиозно-магическое орудие укрепления государства под властью царей Ямато, ставших императорами. Все действия двора свидетельствуют, что к буддизму тогда подходили прежде всего с точки зрения интересов власти. Личной религией, религией отдельного человека, ищущего в ней что-то для себя, буддизм в Японии тогда еще не стал. Буддизм в Японии на этом этапе своей истории принадлежал больше политики, чем религии. Поэтому и храмы были органами государства, а духовенство - чиновниками духовного ведомства. Число храмов, которые можно назвать монастырями, неуклонно росло. Широким потоком шла из-за моря литература - сутры, шастры. Монахи, возвращавшиеся из Китая, привозили и церковную утварь, иконы, статуи. В Японию буддизм принес высокую материальную культуру: возводились храмы по образцам, виденным в Китае, и строились они большей частью под наблюдением иноземных мастеров; развивалось прикладное искусство; нужны были священные изображения - появились живопись и скульптура. VII - VIII века в Японии – время расцвета искусства и прежде всего того, которое так или иначе связано с буддизмом.
Хлынувшая с континента в Японию новая культура далеко не ограничивалась тем., что принес с собой буддизм. Произошло событие - одно из крупнейших во всей истории японской культуры: была открыта возможность записывать слова своего языка знаками чужого письма, как транскрипционными. Образованные японцы настолько хорошо знали китайскую историческую литературу, что уловили этот прием и воспользовались им для себя. И не только воспользовались, но довели до полноты: транскрибировали весь текст.
Японское искусство VIII века, как изобразительное, пластическое, так и словесное, представляет собой своеобразное переплетение своих и чужеземных элементов, по происхождению да и по характеру весьма разнородных. Эта мысль справедлива, как справедливо и то, что во всем этом разнородном искусстве действовал единый художественный гений японского народа.
В IX веке с возникновением новых явлений в жизни японского общества многое изменилось и в культуре Японии, прежде всего в мире буддизма. Появились монастырские владения, фактически - церковные поместья, а так как настоятелями монастырей становились члены тех же знатных фамилий, получилось, что буддизм стал не только идейным, но и экономическим орудием господствующего класса, и прежде всего - его верхушечного слоя, аристократии.
Куртуазная поэзия и куртуазный роман являются не только самым крупным достижением культуры аристократического общества; полноценностью своего художественного выражения, законченностью формы, человеческой глубиной содержания эта поэзия и эта проза представляют высшее, что тогда в этой области мог создать японский национальный гений. Литература Х - XII веков и по языку и по