Театр как вид исскуства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:13, контрольная работа

Описание

Цель данной работы разобрать сущность театра.

Содержание

Введение 3
1.Сущность театра 4
2. Жанры театра 8
3. Виды театра 11
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Работа состоит из  1 файл

театр как вид исскуства.docx

— 44.69 Кб (Скачать документ)

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального  образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»


 

Факультет дистанционных образовательных технологий

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «Культурология»

 

 

 

Вариант № 24

 

Выполнил:

Шарова Анастасия Павловна

ФИО полностью (заполняется студентом)

Группа:

01-12Э (И)

(заполняется студентом)

Контактная информация:

nastenka_sharova@mail.ru; 79129807176

e-mail, номер сотового телефона (заполняется студентом)

Проверил:

 

ФИО преподавателя

Дата:

 

Оценка:

 

Примечания:

 
 
 
 

 

 

Пермь 2012 г.

 

Оглавление

Введение 3

1.Сущность  театра 4

2. Жанры театра 8

3. Виды театра 11

Заключение 15

Список используемой литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Театр –  одно  из  древнейших  и  самых  распространенных (численно  и географически) искусств, международный характер которого очевиден для всякого  мало-мальски  посвященного  в  специфику  этого  вида  культуры. Именно театр, как  никакое другое искусство, вбирает  в себя множество элементов.

Театр разнообразен и разнолик. Человеческая память хранит представление о величии театров  самых разных эпох. Древнегреческие  и древнеримские театры до сих  пор пленяют воображение  своей  масштабной и  грандиозной архитектурой,  своим  удивительным  образом  организованным  пространством.

Театр - форма исполнительского искусства. Театр - это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т. д. Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. При этом актёром не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком.

Театр считается  самым сильным средством влияния  на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и  через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения.

Цель  данной работы разобрать сущность театра.

Так же поставлены такие задачи как:

  1. Проанализировать структуру театра;
  2. Рассмотреть виды театров;
  3. Изучить жанры театра.

 

 

 

  1. Сущность театра

Театр –  вид искусства, художественно осваивающий  мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.

За двадцать пять веков своего существования  театр прошёл путь от ритуального  действа до спектаклей, трактующих сложные духовные вопросы.

Театр может жить  не  только  в  великолепных  архитектурных  зданиях, он может обитать и на улице, совершенно не теряя при этом своей магической  притягательности.  Таков  театр  Петрушки,  для  которого  только  нужна была ширма  и шарманщик. Роскошные театры Италии, великолепные театральные сооружения Европы и стран Дальнего Востока, театры  как  памятники  архитектуры  –  все  это  разнообразие  сохранилось  и дошло до наших дней.

В театре всех времен и всех народов было существенно и декоративное оформление  спектакля,  и  пространственное  его  построение,  и  символика  или характерность костюма. Некоторые  из этих элементов, например, традиционный костюм, прожили в театре несколько сот лет и до наших дней существуют  в своей неизменности. Спектакль в театре  всегда  сопровождался музыкальным оформлением.  С древнейших  времен  традиционные музыкальные инструменты использовались  во  время театрального  представления. В современном театре спектакль немыслим без яркого светового оформления, без использования сложной машинерии. Хотя  справедливости ради стоит сказать, что уже в средневековом театре строились театральные здания с уникальными сценическими машинами.

Театр - искусство коллективное.   С древнейших времен в создании спектакля принимали участие не только актеры, но и драматурги, пишущие для театра сценарии или драмы. В новое время, с XIX в., в театре появляется еще одна значительная фигура – режиссер, т. е. человек, организующий спектакль как некое целое. А театр ХХ в. уже однозначно называют режиссерским. Спектакль - это результат деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьёт костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей. Недаром существует определение "работники театрального цеха": спектакль - это и творчество, и производство.

Театр предлагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно, собственный на бор художественных средств. Спектакль - это и особое действие, разыгранное в пространстве сцены, и особое, отличное, скажем, от музыки образное мышление.

В основе театрального представления  лежит текст, например пьеса для  драматического спектакля. Даже в тех  сценических постановках, где слово  как таковое отсутствует, текст  бывает необходим; в частности, балет, а иногда и пантомима имеет  сценарий - либретто. Процесс работы над спектаклем состоит в перенесении  драматургического текста на сцену - это своего рода "перевод" с  одного языка на другой. В результате литературное слово становится словом сценическим.

В античности сформировалось два типа сцены и зрительного зала: сцена  коробка и сцена амфитеатр. Сцена  коробка предусматривает ярусы  и партер, а сцену амфитеатр  зрители окружают с трёх сторон. Сейчас в мире используют оба типа. Современная техника позволяет  изменять театральное пространство - устраивать помост посреди зрительного  зала, сажать зрителя на сцену, а  спектакль разыгрывать в зале. Большое значение всегда придавали  театральному зданию. Театры обычно строились  на центральной площади города; архитекторы  стремились, чтобы здания были красивыми, привлекали внимание. Приходя в театр, зритель отрешается от повседневной жизни, как бы поднимается над реальностью. Поэтому не случайно в зал часто ведёт украшенная зеркалами лестница.

Усилить эмоциональное воздействие  драматического спектакля помогает музыка. Иногда она звучит не только во время действия, но и в антракте - чтобы поддержать интерес публики.

 Главное лицо в спектакле  - актёр. Актер – это душа театра, хотя сам по себе «актер» может быть и куклой (как в театрах кукольных), его лицо может скрывать маска (как в театрах античных или традиционных восточных),  он может  только  петь  или  только  говорить (как  в  театрах  оперных или драматических), может, наконец, просто молчать (как в театре пантомимы).  Но  все  это  разнообразие  театров  все  же  объединено  искусством живого человека.

Зритель видит перед собой человека, таинственным способом превратившегося  в художественный образ - своеобразное произведение искусства. Конечно, произведение искусства - не сам исполнитель, а  его роль. Она творение актёра, созданное  голосом, нервами и чем-то не уловимым - духом, душой.

Чтобы действие на сцене воспринималось как цельное, необходимо его продуманно и последовательно организовать. Эти обязанности в современном  театре выполняет режиссёр. От таланта  актёров в спектакле зависит, конечно, многое, но тем не менее  они подчинены воле руководителя - режиссёра. Люди, как и много  веков назад, приходят в театр. Со сцены звучит текст пьес, преображённый  силами и чувствами исполнителей. Артисты ведут свой диалог - и  не только словесный. Это беседа жестов, поз, взглядов и мимики.

Фантазия художника декоратора с помощью цвета, света, архитектурных  сооружений на площадке заставляет пространство сцены "заговорить". И всё вместе заключено в строгие рамки  режиссёрского замысла, что придаёт  разнородным элементам завершённость  и цельность.

Зритель сознательно (а порой и  бессознательно, будто против воли) оценивает игру актёров и режиссуру, соответствие решения театрального пространства общему замыслу. Но главное - он, зритель, приобщается к искусству, непохожему на другие, творимому здесь и сейчас. Постигая смысл спектакля, он постигает и смысл жизни. История театра продолжается.

Первое, что видит зритель после  того, как откроется (или поднимется) занавес, - это сценическое пространство, в котором размещены декорации. Они указывают место действия, историческое время, отражают национальный колорит. При помощи пространственных построений можно передать даже настроение персонажей (например, в эпизоде  страданий героя погрузить сцену  во мрак или затянуть её задник чёрным).

Во время действия с помощью  специальной техники декорации  меняют: день превращают в ночь, зиму - в лето, улицу - в комнату. Эта  техника развивалась вместе с  научной мыслью человечества. Подъёмные  механизмы, щиты и люки, которые в  давние времена приводились в  действие вручную, теперь поднимает  и опускает электроника. Свечи и  газовые фонари заменены на электролампы; часто используют и лазеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Жанры театра

Театральные постановки подразделяются по жанрам:  драма, трагедия, комедия, мюзикл и т.д.

Водевиль - вид комедии положении с песнями-куплетами и танцами. Возник во Франции; с начала XIX в. получил общеевропейское распространение. Лучшим произведениям присуши задорное веселье, злободневное отображение действительности.

Драма - один из ведущих жанров драматургии, начиная с эпохи Просвещения, в котором изображается мир реального человека в его остроконфликтных, но не безысходных отношениях с обществом или собой. В XX в. драма отличалась серьезным содержанием, отражала различные аспекты жизни человека и общества, исследовала человеческую психологию. Драма  в узком смысле слова  –  драматическое  произведение с острым, но разрешимым конфликтом, не ведущим к катастрофе. Драма занимает среднее положение между трагедией и комедией, и это делает ее открытой для любой тематики, позволяет сочетать трагическое и комическое.

Комедия - вид драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического. Как и трагедия, родилась в Древней Греции из обрядов, сопровождавших шествия в честь бога Диониса. Комедия, трезво исследуя человеческую природу, высмеивала пороки и заблуждения людей. По принципу организации действия различают комедию характеров, положений, идей. По типу сюжетов комедии могут быть бытовыми и лирическими, по характеру комического содержания - юмористическими, сатирическими.

Мелодрама - пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возникла в конце XVII в. во Франции, в России — в 20-е гг. XIX в.

Мим - комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизационные сценки сатирического и развлекательного характера.

Мистерия - жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. Мистерии представлялись на площадях городов. Религиозные сцены в них чередовались с интермедиями.

 Монодрама - драматическое произведение, исполняемое одним актером.

Моралите - жанр западно-европейского театра XV—XVI вв., назидательная аллегорическая драма, персонажи которой олицетворяли различные добродетели и пороки.

Мюзикл - музыкально-сценическое произведение, главным образом комедийного характера, в котором используются средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств, жанр сформировался в США в конце XIX в.

Пародия - жанр в театре, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, стиля, стереотипов речи и поведения.

Пастораль - опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни.

Соти - комедийно-сатирический жанр французского театра XV—XVII вв., разновидность фарса.

Трагедия - вид драмы, проникнутый пафосом трагического. В античности отображал непосредственную жизнь персонажей трагических событий, действие преобладало над рассказом. В эпоху Возрождения в пьесах было отброшено считавшееся обязательным единство действия, трагическое часто соединялось с комическим. В дальнейшем трагедия строго регламентируется: опять преобладает единство действия, места и времени; наблюдается размежевание комического и трагического. В современном театре трагедия в чистом виде встречается редко. Основу трагедии составляют острые общественные конфликты, коренные проблемы бытия, столкновения личности с судьбой и обществом. Трагедия - драматическое произведение, в основе которого лежит глубокий неразрешимый конфликт, заканчивающийся чаще всего гибелью героя.

Трагикомедия - драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В основе ее лежит ощущение относительности существующих критериев жизни; одно и то же явление драматург видит и в комическом, и в трагическом освещении, характерна для XX в.

Фарс - вид средневекового западно-европейского народного театра бытового комедий но-сатирического характера, существовавший в XIV—XVI вв.

Информация о работе Театр как вид исскуства