Театральные представления средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 18:48, доклад

Описание

В средневековой культуре представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство. Средневековые городские праздники, с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами восходили к языческим культам и обрядам. Так, новогодний римский языческий праздник календ, которому церковь противопоставила свой рождественский цикл, в Византии справлялся вплоть до XIII века.

Работа состоит из  1 файл

эпоха возраждения праздников.docx

— 23.96 Кб (Скачать документ)

В средневековой  культуре представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство. Средневековые городские праздники, с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами восходили к языческим культам и обрядам. Так, новогодний римский языческий праздник календ, которому церковь противопоставила свой рождественский цикл, в Византии справлялся вплоть до XIII века.

Новогодним календам (1—5 января) предшествовали врумалии (с 24 ноября по 17 декабря), сопровождавшиеся карнавальными шествиями ряженых и плясками, которые первоначально имитировали различные действия при уборке урожая и изготовлении вина. Ряженые лихо плясали и распевали песни, в которых высмеивались церковнослужители и судейские чиновники. Служители христианской церкви нещадно преследовали вольные игры народа, объявляя их «порождением дьявола».

Народные забавники гистрионы  существовали у всех народов Европы. В разных странах их называли по-разному: жонглерами, шпильманами, и т. д. В  России они назывались скоморохами. Гистрионы устраивали и представления  кукольного театра, первые упоминания о которых относятся к концу XII века. Расцвет деятельности гистрионов в Западной Европе как массового  и популярного искусства происходит с XI по XIII век, т. е. падает на время возникновения средневековых городов.

Ваганты (derlei vagantes — лат. – «странствующие клирики») были либо недоучившимися семинаристами, либошколярами, либо разжалованными священниками. Они выступали с озорными латинскими песнями, пародирующими церковные гимны. Так, вместо обращения к «Богу всемогущему» следовало обращение к «Бахусу всепьющему». Пародировалась даже молитва «Отче наш».

Театральные представления средневековья:

Миракль

Само название миракль происходит от латинского слова «чудо». И действительно, все конфликты, порой очень остро отражавшие жизненные противоречия, в этом жанре разрешались благодаря вмешательству божественных сил святого Николая, девы Марии и т.д. С течением времени эти пьесы, сохраняя религиозную мораль, все острее показывали произвол феодалов, силу темных страстей, владевших знатными и богатыми людьми. В первом из известных нам мираклей – «Игра о святом Николае» (1200)-в центре внимания было чудо, совершенное святым для избавления христианина, попавшего в языческий плен, и лишь отзвуком шла история о крестовых походах. Большинство мираклей строилось именно на бытовом материале – из жизни города, из жизни монастыря или средневекового замка.

Моралите

Моралите — соединение народной театральной традиции и  христианской морали. Народные истоки жанра — аллегорическое олицетворение  борьбы Лета с Зимой. В моралите принцип  олицетворения применяется к  христианским добродетелям и грехам. На груди у героев таблички с надписями, в руках атрибуты: Надежда — якорь; Возмездие — меч; Правосудие — весы; Вера — Библия; Совесть — зеркало; Обжорство — баранья нога; Пьянство — бутыль. Актеры поясняют происходящее. Моралите — единственный жанр, который пережил время Реформации в Англии. Все остальные были объявлены идолопоклонническими.

Мистерия

Мистерия явилась выражением расцвета средневекового города, его  культуры. Она выросла из так называемых - городских процессий в честь  религиозных праздников, в честь  торжественных выездов королей. Из этих празднеств постепенно складывалась площадная мистерия, использующая ранний опыт средневекового театра. Ярким  примером ранней мистерии может служить  огромная (50 тысяч стихов, 242 действующих  лица) «Мистерия Ветхого завета», содержавшая 38 отдельных эпизодов. Ее главными героями были Бог, ангелы, Люцифер, Адам и Ева. В мистерии показывалось сотворение мира, восстание Люцифера против Бога, библейские чудеса.

Фарс

Фарс прошел долгий путь скрытого развития. Само название происходит от латинского farta («начинка»). Он высмеивает солдат-мародеров, монахов-торговцев индульгенциями, дворян, купцов. Остро подмеченные и обрисованные черты характеров несли сатирически заостренный жизненный материал.Главными принципами актерского искусства для фарсеров были характерность, доведенная до пародийной карикатуры.

Карнавалы

Празднества карнавального  типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимали в  жизни средневекового человека огромное место. Кроме карнавалов с их площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые праздники дураков (festa stultorum) и праздник осла, существовал особый, освященный традицией вольный пасхальный смех. Более того, некоторые церковные праздники имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону. Таковы, например, так называемые храмовые праздники, обычно сопровождаемые ярмарками и площадными увеселениями. Карнавальная атмосфера царила также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор винограда. И бытовые пирушки не обходились без элементов смеховой организации, например, избрания на время пира королев и королей для смеха. Шуты были их неизменными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала (прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав, посвящений в рыцари и др.).

Придворные театрализованные представления средневековья и  эпохи Возрождения

Театрализованные  представления, одна из разновидностей массового зрелища, были популярны не только у простого люда. В эпоху Возрождения ими увлекались и при королевских дворах, и в домах знатных вельмож. При этом менялся социальный смысл праздника. Привилегированному классу массовые  театрализованные  представления служили средством утверждения власти могущественных феодалов, средством прославления деяний сильных мира сего.

Сохранились красочные  описания пышных придворных празднеств и фейерверков, дававшихся при дворе миланского герцога Джани Галеаццо. В их числе – необычное театрализованное представление, поставленное в честь женитьбы молодого герцога. Придворных поэт Бернардо Беллинчони написал поэму о планетах, спускающихся с небес и поздравляющих новобрачных. На основе этой поэмы было сделано театрализованное представление, для которого в большом зале герцогского дворца соорудили специальную и очень сложную конструкцию. Под потолком, высоко над головами зрителей, вращались семь планет. Их изображали девушки и юноши. Под нежное пение хора и звуки оркестра «планеты» спускались вниз и, обращаясь к новобрачным, исполняли поэму Беллинчони.

 

 

Автором инсценировки, режиссером – постановщиком, художником и конструктором этого удивительного представления был великий Леонардо да Винчи, проявлявший большой интерес к театрализованным представлениям. Под его руководством при миланском дворе были поставлены и многие другие празднества и фейерверки, для которых он изобрел различные пиротехнические эффекты.

Издавна  в Европе были известны и «Праздники на воде» - феерические зрелища, которые пользовались большой популярностью у знати. В частности, празднества на открытом воздухе любила устраивать английская аристократия елизаветенской эпохи. Фаворит королевы Елизаветы, граф Лестер устроил в своем замке Кенильворт близ Стратфорда празднество в честь посетившей его королевы. В парке замка, на озере, была поставлена сказочная феерия с водной пантомимой, всевозможными пиротехническими эффектами, превращениями и т.п.  В один из моментов герой представления появился перед зрителями на спине дельфина.

Шекспир упоминает  эту деталь в «Двенадцатой ночи». По сведениям исследователей, великий драматург присутствовал на этом празднике в числе многочисленных зрителей, пришедших из Стратфорда поглядеть на разыгравшееся на озере представление.

В более позднее  время, XVII –XIX веках, в европейских столицах или их окрестностях устраивались придворные праздники на воде. В качестве примера можно привести праздник в Лондоне на Темзе, устроенный в честь короля Георга I. К этому событию композитором Генделем было написано выдающееся произведение «Музыка на воде», исполняемое и в наши дни.

Король с приближенными  плыл по реке на небольшом корабле. Его сопровождал корабль, где  оркестр под управлением Генделя  исполнял только что сочиненную композитором пьесу. Премьера нового создания Генделя  состоялась посреди Темзы, за что  и осталось за ним навсегда название «Музыка на воде».

В 1760 году при дворе  короля Станислава Августа на озерах парка в Лазенки был создан «Театр на воде». В России с 1852 года давали спектакли царский Петерговский театр, расположенный на прудах Заячьего ремиза.

Необходимо отметить, что  театрализованные зрелища, устраиваемые при королевских дворах и в  замках феодалов, ни по своему классовому характеру, ни по тематике, ни по масштабам  никак не определяли и не могли  определить развитие жанра массовых празднеств и зрелищ – самого демократического искусства того времени. Его всегда определяла площадь и улица, народные массы, в глубинах которых зарождались  эти праздники и где сам  народ был главной движущей силой.

Со второй половины XVII века в европейской истории  массовых праздников и зрелищ наступает  «мертвый сезон». Стало тихо на городских площадях: не слышно веселых песен, не звенят струны мандолин, аккомпанирующих жонглерам и буффонам, не звучат сатирические куплеты, не видно празднично одетых горожан, то мчавшихся в стремительных хороводах, то превращавшихся в зрителей и взрывавших площадь громовым хохотом, бешеными рукоплесканиями и криками одобрения, а иногда и воплями ужаса.

В эпоху Возрождения в Англии во время праздников устраивались всевозможные игрища; например, приход лета отмечался по традиции празднеством , приуроченным к 1 мая. В пьесах Шекспира неоднократно упоминаются «Майские игры» - массовые игрища с пением и плясками. Веселые массовые игры устраивались также и на рождество.

Итак, карнавалы, уличные спектакли, «дурацкие» представления, масленичные гуляния шумели, пели, танцевали на городских площадях средневековых городов. Но зачастую народная песня и веселый танец шли рядом со смертью и войнами.

Так было во Франции во второй половине XVI века. Страну десятилетиями  раздирали династические распри, терзали многочисленные религиозные  войны. Католики преследовали гугенотов. Медичи выясняли при помощи огня и  меча взаимоотношения с Гизами, Валуа воевали с Бурбонами… Города разрушались и разорялись, селения сжигались в огне междоусобиц, народ нищенствовал. Жестокость века достигла кульминационной точки в 1572 году, в ту навечно памятную для просвещённой Европы ночь, вошедшую в историю под названием «Варфоломеевской Одна из разновидностей традиционных массовых праздников европейских городов посвящена памятным историческим событиям, славному прошлому страны. Так, в Кракове с XIII века празднуют «Звежинецкий ляйконик». Этот городской праздник связан с легендой о победе поляков над татарами у Звежинца, под Краковом в 1288 году.

Праздник начинается на рассвете, как только отзвучит с башни Мариацкого костела хейнал – сигнал, которым краковские трубачи возвещали начало дня. В этот день сигнал обрывается на полуноте в память о трубаче, пронзенном татарской стрелой. И сегодня, как и много веков назад, улицы и площади Кракова заполняют веселые толпы ряженных, превращая весь город в огромную сценическую площадку…

В Тироле, австрийской  горной провинции, славящейся на весь мир удивительной красотой горных пейзажей, глубоких ущелий, уходящих к голубым ледникам, нависающим над далекими равнинами, и изящными, словно игрушечными поселениями, с глубокой древности до наших дней дошли праздники под открытым небом. В дни праздников улицы и площади тирольских городков заполняют веселые процессии костюмированного карнавального шествия. В пестрой толпе мелькают огромные – чуть ли не в человеческий рост – маски: страшные оскалы злых горных духов, весело хохочущие добрые персонажи тирольского фольклора, причудливые шапки, украшенные белыми перьями, возвышающиеся метра на полтора над головами. Вся эта яркая, шумная, веселая процессия проходит по городку, вовлекая в праздничное веселье все новые и новые группы горожан. Повсюду звучат веселые тирольские йодли, видны группы танцующих в ярких национальных костюмах. На маленьких городских площадках выступают детские духовые оркестры, обращаются в воззваниями к горожанам средневековые герольды.».


Информация о работе Театральные представления средневековья