Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 08:39, реферат
Ислам - третья и последняя из развитых религий. Она возникла на Ближнем востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных событиях, что христианство и иудаизм. Это религиозная система, сложившаяся на базе двух ее предшественников, так что заимствования в плане общекультурном, но и чисто теологическом, религиозно-культовом, ощутимы на каждом шагу. Ими наполнена священная книга мусульман – Коран.
Введение
1. Основные направления в исламе
2. Другие течения в исламе
3. Новейшие секты в исламе
Заключение
Список используемой литературы
Наконец в XI веке от того же корня отделилась еще одна группа – друзы. Друзы совмещают принцип единобожия с признанием последнего воплощения божества в фатимидском халифе Хакиме и ожиданием его второго пришествия. Разделяют учение о переселении душ своих единоверцев. Составляют замкнутую организацию, возглавляемую уккаль (умные, знающие), которые руководят массой верующих (джуххаль – невежественные). Религиозные собрания уккаль проходят в культовых зданиях, расположенных вне населенных пунктов. На протяжении средних веков и нового времени друзы имели свою наследственную земледельческую аристократию, династии правящих эмиров (Манны, Шихабы и др.). наибольшнго подъема власть друзских эмиров достигла в Ливане при Фах – раддине II Маане. Основным занятием населения было земледелие. Последователи секты до сих пор известны как друзы в Ливане.
Новейшие секты в исламе.
В новейшее время появились новые секты в исламе.
Среди бедуинов Аравии в XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился протест против богатства и роскоши городских купцов и богачей. Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков Ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному Богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм сделался господствующей религией.
Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX века. Их идейным вождем выступил Мохаммед Али, принявший прозвище «Баб» («врата» в смысле посредника между людьми и Богом). Движение получило название бабитского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба полно мистических представлений. Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено властью имущих, главари подверглись суровой казни (1850 год).
Однако движение бабистов имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого настроя. Один из бывших последователей Баба – Мирза Хусейн Али, принявший прозвище «Бехаулла», существенным образом изменил бабистское учение. Он тоже проповедовал равенство всех людей, но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей. Новое течение стало называться бехаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде. Бехаизм нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке.
Под знаком ислама происходили
и некоторые массовые освободительные
движения в колониальных странах. Самое
известное – махдистское
Заключение.
Итак, Ислам показал себя одной из наиболее значительных сил среди мировых религиозных систем. Его сила состояла и состоит в том, что он пронизал все поры мусульманского общества, определил характер социально-экономических отношений, культуру и быт правоверных. Духовная жизнь в странах Ислама протекает в рамках Ислама, остается исламской как по сути, так и по форме. Как бы далеко ни ушли от первоначального учения Мухаммада те или иные секты или толки, выступать против Ислама в странах, где он признан государственной религией, нельзя ни прямо, ни даже косвенно. Таким образом, сила ислама не в количестве его адептов, а в его идейно - институционной слитности (несмотря на наличие огромного числа направлений, течений и сект), в той безусловной солидарности правоверных, основы которой были заложены еще Мухаммедом. Ислам и сегодня живая, развивающаяся религия, которая активно вторгается в социально-политическую жизнь исламских стран и в мировую политику.
Список используемой литературы.
Социально-политические представления в исламе. История и современность. М., 1987.
Васильев Л.С. История религий Востока. Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2002.
Данильян О.Г., Тараненко В.М. религиоведение. Учебник. Серия: Образовательный стандарт XII. Издательство Эксмо,2005.
Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. Краткий курс. Издательство Питер,2007.
Крывилев И.А. Истории религий. М.: Издательство Мысль,1976.
Кулаков А.Е. Религии мира. М., 1996
Матецкая А.В., Самыгин С.И., Религиоведение. Краткий курс. Издательство Феникс, 2008.
Религиоведение. Учебное пособие. Под ред. М.М. Шахнович. Серия: Учебное пособие. Издателбство Питер, 2006.