Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:31, контрольная работа
Существующий в культурологи цивилизационный подход предполагает анализировать общественные процессы, всемирную историю через призму зарождения, развития и гибели локальных цивилизаций.
Введение
Существующий в культурологи цивилизационный подход предполагает анализировать общественные процессы, всемирную историю через призму зарождения, развития и гибели локальных цивилизаций.
История
человечества, всемирная история
– это история локальных
Ученые
по-разному оценивают
Цивилизационная
карта планеты включает в себя
лимитрофы – промежуточное
Существующая
концепция локальных
1. Теория локальных цивилизаций Тойнби
К числу наиболее
представительных теорий цивилизаций
относится, прежде всего, теория А. Тойнби
(1889—1975), который продолжает линию
Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Его
теория может считаться
Таких развившихся «локальных цивилизаций» Тойнби насчитывает более двадцати. Это - западная, две православных (русская и византийская), иранская, арабская, индийская, две дальневосточных, античная, сирийская, цивилизация Инда, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя, египетская и другие. Он указывает также на четыре остановившиеся в своем развитии цивилизации — эскимосскую, момадическую, оттоманскую и спартанскую и пять «мертворожденных».
Однако сразу
возникает вопрос: почему некоторые
общества, подобно многим примитивным
группам, становятся неподвижными на ранней
стадии своего существования и не
складываются в цивилизации, тогда
как другие достигают этого уровня?
Ответ Тойнби таков: генезис цивилизации
нельзя объяснить ни расовым фактором,
ни географической средой, ни специфической
комбинацией таких двух условий,
как наличие в данном обществе
творческого меньшинства и
Группы, в которых налицо эти условия, складываются в цивилизации. Группы, не обладающие ими, остаются на доцивилизованном уровне. Механизм рождения цивилизаций в этих условиях сформулирован как взаимодействие вызова и ответа. Среда умеренно неблагоприятная непрерывно бросает вызов обществу, а общество через свое творческое меньшинство отвечает на вызов и решает проблемы. Такое общество не знает покоя, оно все время в движении, благодаря движению оно рано или поздно достигает уровня цивилизации.
Возникает и
второй вопрос: почему четыре цивилизации
(дальнезападная христианская (ирландская),
дальневосточная христианская (несторианская
в Средней Азии), скандинавская
и сирийская развивались
Рост цивилизации,
по мнению ученого, отнюдь не сводится
к географическому
Тойнби считает,
что рост цивилизации состоит
в прогрессивном и
Интересна мысль
Тойнби о том, что растущая цивилизация
— это постоянное единство. Ее общество
состоит из творческого меньшинства,
за которым свободно следует, подражая
ему, большинство — внутренний пролетариат
общества и внешний пролетариат
варварских соседей. В таком обществе
нет братоубийственных схваток,
нет твердых, застывших различий.
В результате процесс роста представляет
собой рост целостности и индивидуального
своеобразия развивающейся
И еще один, третий
вопрос: как и почему цивилизации
«надламываются, разлагаются и распадаются»?
Не менее 16 из 26 цивилизаций сейчас
«мертвы и погребены». Из оставшихся
в живых десяти цивилизаций «полинезийская
и кочевая... находятся сейчас при
последнем издыхании; а семь из восьми
других в большей или меньшей
степени — под угрозой
Упадок, как считает Тойнби, нельзя приписать космическим причинам, географическим факторам, расовому вырождению или натиску врагов извне, который, как правило, укрепляет растущую цивилизацию. Нельзя объяснить его и упадком техники и технологии, ибо во всех случаях упадок цивилизации является причиной, а упадок техники — следствием или симптомом первого.
Сам упадок — это не единовременный акт, а весьма длительная стадия, которая, согласно Тойнби, состоит из надлома, разложения и гибели цивилизаций. Между надломом и гибелью цивилизации нередко проходят столетия, а иногда и тысячелетия. Так, например, надлом египетской цивилизации произошел в XVI в. до н.э., а погибла она только в V в. н.э. Период между надломом и гибелью охватывает почти 2000 лет «окаменевшего существования», «жизни в смерти». Но как бы долго это ни длилось, судьба большинства, если не всех, цивилизаций влечет их к конечному исчезновению, раньше или позже. Что касается западного общества, то оно, видимо, по Тойнби, обнаруживает все симптомы надлома и разложения. Но все же он считает, что мы можем и должны молиться, чтобы нам не было отказано в отсрочке, причем просить ее вновь и вновь с сокрушенным духом и сердцем, полным раскаяния.
Подробный анализ
повторяющихся моментов, симптомов
и фаз упадка цивилизаций дается
в разных томах исследования Тойнби.
Здесь можно коснуться только
некоторых. Творческое меньшинство, опьяненное
победой, начинает «почивать на лаврах»,
поклоняться относительным
Именно в такие
периоды «внутренний
Таким образом, нетворческие силы общества совершают творческий акт.
Это, вообще говоря, одно из многочисленных противоречий в системе Тойнби. Когда «универсальное государство» господствующего меньшинства рушится, «универсальная церковь» внутреннего пролетариата (например, христианство) служит мостом и основанием для новой цивилизации, отчужденной и в то же время дочерней по отношению к прежней.
А как поступает в такой ситуации внешний пролетариат? Стремится врасти в старую цивилизацию? Отнюдь, нет. Он организуется и начинает штурмовать падающую цивилизацию. Таким образом, раскол входит в тело и душу цивилизации. Он приводит к росту распрей и братоубийственным войнам... Раскол в душе обнаруживает себя в глубоком изменении настроенности и поведения членов разлагающегося общества. Он ведет к возникновению четырех типов личностей и «спасителей»: архаистов, футуристов (спасителей с мечом), отреченных и безразличных стоиков и, наконец, преображенного религиозного спасителя, нашедшего опору в сверхчувственном мире Бога.
В такие времена
чувство затерянности в потоке, чувство
греха все возрастают. Половая
распущенность и смещение принципов
(синкретизм) становятся господствующими.
Вульгаризация и «
Но рано или поздно она обычно исчезает. Единственный плодотворный путь — это путь преображения, перенос цели и ценностей в сверхчувственное царство Божие. Оно не может остановить разложение данной цивилизации, но может послужить посевом, из которого вырастает новая дочерняя цивилизация. Таким образом, это шаг вперед в вечном процессе возвышения от человека к сверхчеловеку, от «града человеческого к граду Божьему», как предельному итогу человека и цивилизации.
Эти свои рассуждения Тойнби заканчивает почти на апокалиптической ноте: «Цель преображения — дать свет тем, кто погряз во тьме... Она достигается в поисках царства Божьего, чтобы привести его жизнь в действие... Таким образом, цель преображения — царство Божие...»
Следовательно,
вся человеческая история или
весь процесс цивилизации
Деятельность духа, струящегося по земле и влекущего свои нити по ткацкому станку времени, — это история человека, как он себя проявляет в генезисе и росте, в разложении человеческих обществ. Во всем этом колыхании жизни мы можем слышать биение основного ритма вызова и ответа, отступления и, возвращения, расстройства и соединения, отчуждения и усыновления, раскола и возрождения.
Вечные повороты колеса — не пустое повторение, если с каждым поворотом они влекут колесницу все ближе к цели, и если «возрождение» означает рождение чего-то нового, то колесо существования — не просто дьявольская выдумка, не простое средство подвергнуть вечной муке осужденного Иксиона. Творение не было бы творческим, если бы оно не поглощало в себе все существующее на небе и на земле.
С предложенной Тойнби теорией «локальных цивилизаций» согласны далеко не все исследователи. Наиболее развернутая критика содержится в трудах П.А. Сорокина (1889—1968). По его мнению, достаточно спросить, насколько достоверна общая схема теории подъема и упадка цивилизаций, как оценки сразу меняются. Труд, вообще говоря, слишком обширен и явно перенасыщен пухлыми цитатами из Библии, мифологии, поэзии. Стремление использовать чрезмерно развернутые поэтические и символические образы помешали автору более четко выстроить свою теорию и сделать ее значительно доступнее.