Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:05, реферат
Разработкой науки о культуре Л. Уайт занимался всю жизнь. В нее он включает выяснение структуры культуры, анализ соотношения понятий "культура" и "общество", критерий прогресса культур, теорию культурных систем и объяснение таких классических проблем антропологии, как экзогамия, системы родства, эволюция форм брака и др. Значительное место в ней занимает теория символов.
В способности людей к символизму Л.Уайт видел исходный элемент культуры, определяющий признак человечества. " Символ, - пишет он, - можно определить как вещь или явление, действие или предмет, значение которого навязано человеком: святая вода, фетиш, ритуал, слово" (7) . Символ есть, таким образом, совокупность физической формы и значения. Значение определяется культурной традицией, его нельзя установить при помощи органов чувств или химического анализа. Для иллюстрации Л.Уайт приводил пример со святой водой, которая по составу не отличается от обычной. Он ввел понятие символического поведения, "в результате которого создаются и воспринимаются неразличимыми органами чувств значения" . Они подвластны лишь рациональному осмыслению, решающую роль в котором играет язык. Слова есть важнейшие рациональные символические формы в культуре. Л.Уайт отводил определенную роль знаковой природе культуры. Он различал два вида знаков: связанных с физической формой и независимых от нее. Неподвластность мира символов чувственному восприятию подчеркивала рациональный, интеллектуальный характер культурных явлений (культурные коды, обычаи, понятия) по сравнению с явлениями мира животных.
3. Технологический
детерминизм Л.Уайта.
ОСНОВНЫМ содержанием
динамики культурных изменений является
степень энергооснащенности человечества.
Энергетическую теорию эволюции культуры
Л.Уайт развивал под влиянием В.Оствальда
и других сторонников энергетизма.
Основой его воззрений явилось
положение В.Оствальда, согласно которому
"история цивилизации является
историей возрастания человеческого
контроля над энергией". В соответствии
с этим Л.Уайт предлагал рассматривать
культуры как формы организации
и системы по преобразованию энергии.
Он использовал в культурологии
понятие "энтропия" как степень
организованности процессов. Во всей Вселенной
господствуют законы термодинамики, по
которым энергия стремится к
равномерному рассеянию в пространстве,
а структура Вселенной - к упрощению
(увеличение энтропии), в пределе
к некоему абсолютно
Критерием прогресса в эволюции культур он считал возрастание количества энергии, используемой общностью. История представлялась ему беспощадной битвой людей с природой за все больший уровень контроля над энергией. Он даже неоднократно использует слово "обуздание" для описания этого процесса. Первым уровнем и источником энергии являлся человеческий организм. Эра человеческой энергии сменилась эрой покорения солнечной энергии в форме возделывания культурных растений и использования домашних животных. Затем наступили эпохи ветра, воды, органического топлива, и, наконец, в XX в. люди осваивают атомную энергетику.
Таким образом, критерий общественного прогресса, согласно Л.Уайту, состоит в: "1) количестве обуздываемой за год энергии на душу населения; 2) эффективности технологических средств контроля и использования энергии; 3) количестве производимых продуктов и услуг, удовлетворяющих человеческие потребности" (8) . В соответствии с данными положениями "цель" потока культурных изменений - аккумулировать и придавать структурную форму энергии, рассеянной в пространстве или существующей в потенции в окружающей природе. Хотелось бы заметить, что предложенный Л.Уайтом критерий прогрессивного развития описывает развитие технологических цивилизаций, но не затрагивает огромное разнообразие культурных общностей, имеющихся на Земле. Кроме этого, не ясно, есть ли качественные стадии энергетического развития человечества или присутствует лишь количественный рост в различных формах энергетики.
Признавая решающую роль энергетического базиса, Л.Уайт практически отождествлял уровень технологического и культурного развития. Более того, он полагал, что каждому способу "обуздания энергии" соответствуют определенные культурные ценности, идеология общества. "Можно предсказать , - писал он, - тип социальной идеологии для общества с паровой машиной и атомным реактором" (9) . Подобный способ рассмотрения культур получил название технологического детерминизма.
Технологический
детерминизм проявился и в
интерпретации значения частей или
слоев культуры. Культурная система
состоит из трех уровней: "технологический
слой в основании, философский наверху
и социологический между ними"
(10) . Технологический уровень