Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:45, реферат
Одна из крупнейших работ Освальда Шпенглера "Закат Европы" открывается словами: "В этой книге будет сделана попытка определить историческое будущее". Действительно, немецкий теоретик создает свой метод исследования истории, в рамках которого рассматривает ряд культурных формаций древности, и на основе проводимых им параллелей с современностью пытается определить судьбу Запада.
ВВЕДЕНИЕ...........................………………………………………… ……..3 стр.
Локальность культур и идея прогресса………………….. ……..4 стр.
Развитие культур...................……………………………………. 8 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................……………………………………………12 стр.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….15 стр.
Как
же рисует Шпенглер возникновение, эволюцию
и гибель культур? Зарождение культур,
говорит он, происходит в тот момент,
когда "из первобытно-душевного
Гибель культуры происходит после того, как «эта душа осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств... и, таким образом, вновь возвратится в первичную душевную стихию". "Когда цель достигнута и идея, т.е. все изобилие внутренних возможностей, завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламываются - она становится цивилизацией".
Ранний период существования культуры - время поисков средств выражения; время определения, формулировки идей. "Чем более приближается культура к зрелости, тем более мужественным, резким, властным, насыщенным становится ее окончательно утвердившийся язык форм, тем яснее становятся ее черты." Наконец, завершив все, что можно было сделать, "усталая, вялая и остывшая", душа "теряет радость бытия и стремится ... из тысячелетнего света обратно в потемки перводушевной мистики...".
Говоря о стадиях развития культуры, О.Шпенглер немедленно проводит параллели с античностью, Египтом и в первую очередь с Европой. Для него не подлежит сомнению то, что Запад давно превратился в цивилизацию, что душа его, которую он называет "фаустовской", находится в стадии завершения. Из этого положения и вырастает его тезис о неизбежной гибели Запада.
Блестящие аналогии, проводимые Шпенглером, заставляют нас увидеть в современности те явления, которые предшествовали исчезновению великих культур древности. Наиболее наглядно завершение внутренней идеи, создание стройной концепции, означающей конец творчества, показано на примере двух математик: античной и западной. "Теперь на этой высочайшей точке - истощив все свои внутренние возможности и исполнив свое назначение быть отражением и чистейшим выражением идеи фаустовской души - математика Запада заканчивает свое развитие, совершенно так же, как это сделала математика античной культуры в III веке".
Переход от культуры к цивилизации, говорит Шпенглер, вызывает появление "трех или четырех мировых городов", "которые всосали в себя все содержание истории и по отношению к которым вся остальная страна культуры нисходит на положение провинции ...". "Мировой город - это означает космополитизм вместо «отечества», холодный практический ум вместо благоговения к преданию и укладу, научная иррелигиозность в качестве окаменелых остатков прежней религии сердца...".
Житель мирового города не признает традиций, борьба с которыми есть, по мнению Шпенглера, борьба с культурой. Цивилизация, говорит философ, означает конец науки, искусства, философии, творчества.
Но вместе с тем в слова О.Шпенглера о цивилизации проникает некий всеобщий пафос, некое признание необходимости и важности этого периода. "... Для Шпенглера в цивилизации - своя, новая жизнь, какой бы краткий век ей не был отмерен". Немецкий мыслитель утверждает, что искусства и философия в настоящее время истощены и бесплодны; он говорит, что "в наши дни изобретатели, дипломаты и финансисты больше философы, чем все те, кто занимается плоским ремеслом экспериментальной психологии".
Выдвигая тезис о том, что нынешняя эпоха иррелигиозности ("что вполне покрывается понятием об укладе жизни мирового города") есть одновременно период упадка, О.Шпенглер замечает, что не мы выбирали это время. "Все сводится к тому, чтобы уяснить себе это положение, эту судьбу, и понять, что, как бы мы ни обманывали себя относительно действительного положения вещей, мы не можем перешагнуть через него". Главный вопрос, который следует задать себе прежде, чем приступить к какой-либо проблеме - "что доступно человеку в наше время и от чего он должен отказаться?"
Итак,
критикуя европоцентризм, Освальд Шпенглер
создает концепцию, направленную на
выявление исторического
Но, хотя философ говорит о закате Европы, его работу нельзя назвать проникнутой ощущением смерти, завершения. Каждый период существования любой культуры имеет свой смысл, свои цели, и Запад в этом смысле не стал исключением. Теперь, когда понятия культуры и цивилизации в философии Шпенглера определены достаточно четко, следует сказать несколько слов об историческом аспекте его мировоззрения. Жизнь - действительно центральное понятие рассматриваемой концепции, что наиболее четко проявляется в понимании О.Шпенглером ставшего и становления. Становление означает творчество, поиск, выражение во внешнем внутренней идеи. Ставшее неизбежно следует за становлением и при этом лишено динамики последнего.
Нетрудно увидеть, что цивилизация есть нечто ставшее, тогда как ранняя стадия культуры - становление. Цивилизация - завершение культуры, ибо ставшее всегда неподвижно, а неподвижность - это смерть.
Время О.Шпенглер полагает совершенно особым явлением, так как пространство не подчинено закономерности направления. И в этом убеждении коренится его идея о существовании двух в корне различных способов познания мира. Один из них он зовет природой, второй - историей.
"Природа
и история - вот два крайних,
противоположных способа
О.Шпенглер говорит, что нет четкой границы между двумя этими способами мировосприятия, но добавляет, что природа по существу является искусственным творением разума, "старческого" интеллекта, и поэтому характерна для стадии цивилизации. Возникновение природного понимания мира вызвано бунтом "чистого разума" против идеи судьбы, предопределенности. В противовес судьбе выдвигается принцип причинности, который позволяет выявлять закономерности между современным и будущим состояниями, управлять ими. Таково духовное обоснование превращения культуры в цивилизацию, перехода от становления к ставшему, данное немецким философом.
И задача западной философии, по его мнению, состоит в том, чтобы создать некоторый "специфически западный" "вид исследования истории в высшем смысле", который позволил бы проникнуть в мирочувствование не только присущее собственно Европе, но и во всякое другое, в корне отличное от нашего, и при этом дал бы возможность заранее определить пути и перспективы развития иных культур.
История культуры для Шпенглера - это ее судьба, и поэтому он говорит, что возможности внутренней идеи культуры, ее "прафеномен" реализуются во внешних формах истории. Этот новый метод исторического исследования, "Морфологию органического, истории и жизни, всего того, что подчинено направлению и судьбе", мыслитель называет физиогномикой.
Итак, из всего сказанного можно сделать ряд выводов. Согласно концепции О.Шпенглера культура - это набор качеств и структур, имеющий во многом ценностную основу, привязанный к некоторой нации либо стране и определяющий ментальность входящих в нее людей. Культуры имеют локальный характер, что означает отсутствие общей направленности исторического процесса и бессмысленность самого понятия человечества. Понять культуру можно, выявив ее стиль, который, в свою очередь, возникает из идейной основы, первичного символа - "прафеномена". О.Шпенглер рассматривает культуру как надбиологический организм, закономерно проходящий определенные стадии развития. При этом происходят поиски средств реализации основной идеи, выявляются исторические формы данной культуры.
Цивилизация - исход и завершение этих поисков, последняя стадия развития. Она характеризуется ослаблением влияния традиций, упадком религиозности, ростом городов, распространением причинно-следственных (природных) взглядов на мир.
Немецкий мыслитель путем ряда аналогий с культурами прошлого доказывает неизбежную гибель Западной культуры. "...Падение Западного мира представляет собой ни более ни менее как проблему цивилизации". Европа давно уже перешла в цивилизационную стадию, и ее окончательная гибель - только вопрос времени. Этим О.Шпенглер объясняет все кризисные явления, охватившие современное общество.
Глубокая эрудированность, смело проводимые параллели, широта рассматриваемых вопросов и почти поэтическая напряженность повествования делают обоснование высказанной в "Закате Европы" концепции чрезвычайно убедительным (и зачастую маскируют недостатки аргументов).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. «Антология культурологической мысли» - Авт. - сост. С.П. Мамонтов, А.С.
Мамонтов – Москва: Изд-во РОУ, 1996 год.
2. «Закат Европы» – Шпенглер О. – Т.1 Москва, 1993 год.
3. «Культурологии» - Кармин А.С., Новикова Е.С. СПб.: Питер, 2008. – 464с.
4.
www.dic.academic.ru/dic.nsf/
5.
www.librero.ru/.../ponatie_