Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:11, реферат
В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т. д. Культурология же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.
Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание и осознанную социальную реализацию свободы.
Введение ............................................................................................................... 3 1. Культура как предмет культурологи .............................................................. 4 2. Основание типологии культуры ..................................................................... 6 3. Как осуществляется типологизация культур ................................................ 8 4. Задачи, решаемые с помощью метода типологии культур ........................ 13 Заключение ......................................................................................................... 14 Список использованных источников и литературы ....................................... 15
Она
позволяет выявить природу
Близко
к социальному подходу к
Какие задачи позволяет решать такая типология? Она позволяет проследить точки психологического напряжения и найти регуляторы для снятия напряженности; выявить мотивы поведения, характер ожидаемой активности и т.п.
Можно назвать целый ряд других критериев и оснований, по которым осуществлялась типологизация культур. Так, К. Маркс дал экономико-историческую типологию культур, положив в основу классификации теорию общественно-экономических формаций, отличающихся друг от друга способами производства и системами общественных отношений. Соответственно этому он выделил исторически сменяющие друг друга типы культур: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, буржуазно-капиталистический и будущий коммунистический.
В.И. Ленин выделял типы буржуазной и пролетарской культур, положив в основу их классификации классовый признак.
Сегодня
бурно идет обсуждение проблемы деления
культур на типы по степени реализации
и присутствия в них
Даже
указанный перечень критериев, по которым
даются типологии культуры, указывает
на то, что оснований для
4.
Задачи, решаемые
с помощью метода
типологии культур.
Социокультурный
мир выступает перед
Прерогативой
исследователя является выбор основания
для типологии, причем таких оснований,
как будет показано далее, может быть несколько.
Современное культурологическое знание
представлено различными типологиями,
классификациями культур. Это не означает,
что одни из них более правильны, чем другие.
Смысл заключается в том, что сами исследовательские
задачи диктуют необходимый набор показателей,
которые и выступают основанием для той
или иной типологии культуры. "В сегодняшней
познавательной парадигме исследовательские
намерения рассматриваются как значимый
фактор, влияющий на весь ход научной работы,
включая получаемые данные и их интерпретацию.
Поэтому невозможна "объективная"
классификация культур "самих по себе",
каковыми они являются "на самом деле"
Заключение
Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей.
В
основе каждого такого смыслового мира
лежит доминирующий смысл, смысловая
доминанта культуры. Смысловая доминанта
культуры - это тот главный смысл,
то общее отношение человека к
миру, которое определяет характер
всех остальных смыслов и отношений.
При этом культура и ее смысловая доминанта
могут реализовываться по-разному, но
наличие смыслового единства придает
целостность всему, что делают и что переживают
люди. Объединяя и вдохновляя людей, культура
дает им не только общий способ постижения
мира, но и способ взаимного понимания
и сопереживания, язык для выражения тончайших
движений души. Наличие смысловой доминанты
культуры создает саму возможность культурологии
как науки: нельзя сразу охватить культуру
во всех ее аспектах, но можно выделить,
понять и проанализировать доминирующий
смысл. А дальше надо уже изучать различные
способы его реализации, обращаться к
деталям и конкретным формам его воплощения.
Список
использованных источников
и литературы
1. Багдасарьян Н.Г. Культурология. Учебник для студентов технических вузов. – М.: Высшая школа, 1999.
2. Бердяев
Н. А. Философия свободы.
3. Виролайнен
М.Н. Типология культурных
4. Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996.
5. Кравченко
А.И. Культурология. Учебное
6. Мареева
Е.В. История и теория
Информация о работе Типология культуры. Варианты типологизации