Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2011 в 09:51, доклад
Трактаты Леон Баттиста Альберта и Гиберти являются бесценным источником для изучения художественных взглядов людей раннего Возрождения, точнее говоря, первого их поколения, чьими руками было создано новое реалистическое искусство.
В противовес живописцам позднего треченто (особенно сиенским художникам) Альберти требует от живописи, «чтобы она казалась очень выпуклой и похожей на то, что она изображает». Здесь невольно вспоминаются образы Мазаччо, которые Альберти, без сомнения, тщательно изучал и которые послужили для Б. Бернсона отправной точкой в его рассуждениях о «tactile values». Эта «выпуклая», то есть пластически осязательная форма сделалась основой всей флорентийской живописи XV века и получила позднее наиболее законченное выражение в созданиях Микеланджело.
Говоря о композиции, трактуемой как «правило живописи, согласно которому сочетаются части написанного произведения», Альберти без колебания отдает предпочтение «историям». Под этим термином он понимает сюжетную, многофигурную композицию, в которой главное место занимает человек. Человек стоит в центре его внимания. Здесь перекликающийся с учениями гуманистов антропоцентризм легко объясняет это пристрастие Альберти к «историям», получавшим совсем иное толкование в позднейшей академической живописи.
Строить композицию Альберти рекомендует «с самых близких поверхностей, в особенности тех, которые проходят параллельно сечению» (то есть плоскости картины). Поверхности для Альберти — «первое дело в живописи. Из композиции поверхностей рождается то очарование в телах, которое называют красотой». «Когда поверхности соединяются на лице так, что они принимают на себя приятные и мягкие тени и света и не имеют жестких торчащих углов, мы, конечно, скажем, что эти лица прелестны и нежны. Итак, в композиции поверхностей следует всячески искать прелести и красоты предметов, для достижения чего, как мне кажется, нет более подходящего и верного пути, чем заимствовать эту композицию у природы, следя за тем, как она, эта удивительная мастерица всех вещей, отменно компонует поверхности в прекрасных телах». Столь повышенный интерес Альберти к «поверхностям» продиктован его чисто флорентийскими вкусами, всегда отдававшими предпочтение пластически трактованной форме перед световоздушной средой.
От
композиции «поверхностей» Альберти переходит
к композиции «членов тела», которые
должны «хорошо соответствовать
друг другу», иначе говоря, быть соразмерными.
Для этого «следует сначала связать
каждую кость в живом существе,
затем приложить его мышцы
и, наконец, целиком облечь его плотью».
Альберти еще не делал, как Леонардо,
анатомических вскрытий трупов и
не знал так хорошо внутренней структуры
организма, но уже ясно понимал значение
анатомии для реалистического
Альберти пишет не только о композиции поверхностей и членов тела, но и о композиции самих тел. «В истории они должны быть согласованы друг с другом как по величине, так и по своим действиям». При этом «тела по своим положениям» должны быть «очень похожими друг на друга». Альберти требует «разнообразия изображенного», но он ратует в то же время, чтобы оно было «умеренным и полным достоинства и стыдливости. Я осуждаю тех живописцев, которые, желая казаться щедрыми, не оставляют пустого места и этим вместо композиции сеют самое разнузданное смятение». Эти слова можно трактовать как оппозицию против перегруженных композиций тречентистов, Джентиле да Фабриано и Пизанелло. Здесь Альберти идет даже так далеко, что советует изображать «одинокие фигуры», потому что они придают «вящее достоинство истории». И тут же он признает значение многофигурных композиций. «Итак, я хочу, чтобы в каждой истории соблюдались, как я говорил, и скромность и стыдливость и прилагались все усилия к тому, чтобы ни в одной фигуре не было того же жеста или позы, что в другой». И здесь проявляется стремление порвать со стереотипностью поздних «джоттесков» и противопоставить их художественным решениям ясные, легко обозримые композиции в духе Мазаччо.
«История будет волновать душу тогда, — продолжает далее Альберти, — когда изображенные в ней люди всячески будут проявлять движение собственной души». В этом месте трактата Альберти переходит к проблеме движения. «Подражать всем движениям души — дело нелегкое». «Некоторые движения называются аффектами, как-то горе, радость и страх, вожделение и тому подобное, они же — движения тела». Подобно Леонардо, Альберти ставит знак равенства между движением тела и движением души, предполагая их адекватность. Он рекомендует избегать «слишком резких движений», когда человеческая фигура уподобляется «фехтовальщику», и в то же время отмечает: «... приятно видеть какое-нибудь движение и в волосах шерсти, ветвях, листве и одеждах». Здесь невольно вспоминаются картины Боттичелли и Поллайоло, но это уже более поздний этап в развитии флорентийской живописи. В своем учении о движении Альберти явно стремится к более живому, менее статичному изображению человека, с большим количеством индивидуальных оттенков.
Далее Альберти еще раз возвращается к проблеме столь ценимой флорентийскими живописцами светотени. «Свет и тень, — пишет он, — заставляют вещи казаться выпуклыми». Его особенно привлекают «те лица, которые, словно изваянные, кажутся выступающими из картины» (вскоре этот идеал получит воплощение у Андреа дель Кастаньо). Он ценит белую и черную краски, поскольку они «заставляют написанные вещи казаться выпуклыми». Но он рекомендует пользоваться ими с осторожностью. «Не следует делать какую-либо поверхность настолько белой, чтобы нельзя было сделать ее куда белее», иначе говоря, чтобы нельзя было достичь в ней рельефа (rilievo).
Не
случайно Альберти пишет во второй
книге о цвете на последнем
месте. Он признает, что «имеется некая
дружба между цветами, так что
один, присоединяясь к другому, придает
ему достоинство и прелесть».
Розовый цвет, зеленый и голубой
хорошо сопоставляются друг с другом,
белый цвет радует со всяким другим,
«темные цвета не лишены известного
достоинства в окружении
В третьей книге Альберти пишет о требованиях,, предъявляемых к художнику. Он должен быть «высоконравственным», «человечным», «обходительным», «сведущим во всех свободных искусствах», хорошо знающим «геометрию», основательно знакомым с «поэтами», из чьих творений можно почерпнуть «большую пользу для красивой композиции истории» (Альберти имеет здесь в виду «вымышленные», иначе говоря, поэтические сюжеты). Ему представляется полезным, «чтобы каждый живописец поддерживал близкое общение с поэтами, риторами и другими подобными людьми, искушенными в науках (то есть с гуманистическими кругами. — В. Л.), ибо они либо дадут ему новые замыслы, либо, во всяком случае, помогут ему красиво скомпоновать историю».
Очень большое значение Альберти придает учебе. «Совершенствование же в искусстве достигается прилежанием, упорством и старанием». Сначала живописец должен «выучить каждую отдельную форму каждого члена и запомнить, каковы могут быть различия в каждом члене». Затем, приступая к композиции, Альберти советует пользоваться эскизами, расчерченными параллелями (то есть на квадраты), что облегчает перенос композиции наброска на картину. Он порицает работающих с «пылким увлечением», предлагает художнику все тщательно взвесить, «как следует обдумать то, что он собирается делать, и затем довести это до совершенства с великим прилежанием». Однако ему ясны опасности чрезмерного прилежания. «Необходимо, — пишет он, — избегать и кропотливости тех, которые хотят, чтобы все было безупречно и уж слишком чисто, и под руками которых вещь стареет и грязнится прежде, чем они [художники] ее закончат». Этот текст можно воспринимать как скрытую критику мелочного натурализма позднеготической живописи, в первую очередь миниатюры.
В своем трактате Альберти не устает напоминать о необходимости постоянно ориентироваться на природу. «Все, что мы собираемся написать, — говорит он, — мы будем заимствовать у природы». Но природа в своих единичных проявлениях далеко не всегда достигает совершен- ства505. Его достигает художник, который «выбирает самое красивое». Этому отбору Альберти придает исключительное значение. О нем он пишет и в трактате «О статуе». Только в результате OTgOpa может художник создать прекрасное произведение искусства.
В «Десяти книгах о зодчестве», написанных позднее, около середины XV века, теоретическая мысль Альберти стала зрелее, что позволило ему дать более четкие определения понятию красоты. Он опять настаивает на принципе «выбора». «Дело ума, — пишет он в применении к архитектуре, — выбор, распределение, размещение и тому подобное, что придает сооружению достоинство. Дело рук — складывание, прикладывание, отнятие, оттесывание, шлифовка и тому подобное, что сообщает сооружению прелесть»506. «Краса, достоинство, изящество и тому подобное — такие свойства, что если отнять, убавить или изменить в них что-либо, они тотчас же искажаются и гибнут». В поисках того «чудесного», что озаряет «весь лик красоты», Альберти приходит к понятию «гармонии (concinnitis), которая, без сомнения, есть источник всей прелести и
красы. Ведь назначение и цель гармонии — упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту». «Красота есть некое согласие и созвучие частей в том, частями чего они являются .. .»507. Все эти определения красоты лишены и намека на трансцендентные силы, игравшие столь большую роль в эстетике новоплатоников. Здесь все построено на признаках, имманентных форме, то есть на том, что видимо и что может быть измерено.
Трактаты
«О статуе» и «Три книги о живописи»
— своего рода манифесты нового
искусства. Умный и впечатлительный
Альберти, попав во Флоренцию, жадно
впитал в себя, как губка, все впечатления
от работ Брунеллески, Донателло
и Мазаччо. Впитал в себя и переложил
их на язык теории, подведя научную
базу под практическое учение об искусстве,
учение, облегчавшее скульптору и
живописцу создание реалистических
образов — объемных («выпуклых»)
фигур в трехмерном, основанном на
перспективе пространстве, как бы
живых и двигающихся, выражающих
позами и жестами «движения
На
трактатах Альберти лежит печать
рационализма, который лежал и
в основе всех учений ранних флорентийских
гуманистов. Он вскрывает разумные
основы изучаемых им явлений и
дает им разумную аргументацию. Он никогда
не говорит о художнике, а лишь
об овладении им мастерством, не говорит
и о творческой фантазии, а лишь
о необходимости изучения «природных
вещей». Ориентация на природу проходит
красной нитью через оба его
трактата, и этот момент он сознательно
заостряет в полемическом задоре,
выступая апологетом нового искусства.
Однако он никогда не забывает о
необходимости для художника
«отбора», развитого чувства меры,
тонкого понимания
Трактаты Альберти — радостные трактаты. Они проникнуты верой в прекрасную природу, в безграничные возможности художника, в человеческий разум, широко использующий науку для решения новых художественных задач. И поэтому Альберти читается так легко, хотя нас отделяют от него пятьсот с лишком лет.
Историческое
место трактатов Альберти было очень
хорошо определено А. Блантом: «По сравнению
с его предшественниками, самыми характерными
чертами Альберти являются рационализм,
классицизм, научный метод, непоколебимая
вера в природу. При сопоставлении с неоплатониками
позднего кватроченто черта, которая более
всего бросается в глаза, — это полное
отсутствие идеи воображения в его писаниях.
Все приписывается разуму, методу, имитации,
измерению ... И это весьма логично. Художники
раннего кватроченто, чьи идеи он выражает,
были полностью захвачены изучением видимого
мира, который они лишь недавно открыли.
В чем они нуждались, так это в практическом
совете, а не в абстрактной спекуляции;
именно это и давал им Альберти»508.