Трансформация ценностей современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 21:10, реферат

Описание

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

Работа состоит из  1 файл

Трансформация ценностей современной молодежи.docx

— 19.57 Кб (Скачать документ)

Трансформация ценностей  современной молодежи.

Каждое общество имеет  уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку  набор ценностей, которые усваивает  индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных  социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм.

Изучение ценностных ориентаций молодежи Российской Федерации предусматривало  не только выявление современных  ценностных приоритетов молодого поколения, но и изучение процесса трансформации  его ценностных ориентаций. Это связано  с тем, что в условиях, когда  в российском обществе не стало стабильности, роль общечеловеческих ценностей становится более значимой. Они выступают  в качестве сильных мотиваторов в поведении индивидов и широкого круга общественности, ведущими систему к тому или иному будущему, так как основная функция ценностных ориентаций: регуляция поведения как осознанного действия в определенных социальных условиях.

При исследовании трансформации  ценностных ориентаций важно учитывать  действие двух механизмов – преемственности  и изменчивости. Изменение ценностных ориентаций необходимо представлять как  различные состояния ценностного  сознания молодежи, которые характеризуют  тот или иной тип ценностной ориентации, в частности: сохранение старой ценностной системы личности; развитие человека через его обогащение внутренним содержанием ценностных ориентаций.

Объект исследования - духовный мир человека, в котором постоянно актуализируется система ценностных ориентаций, объективно переходящих от одних форм устойчивого функционирования к другим, более сложным и зрелым, при условии динамичного развития личностных особенностей молодежи.

Предмет исследования: ценностная саморегуляция духовно-нравственной жизни современной молодёжи в условиях трансформации общества.

Цель исследования состоит в изучении ценностных предпочтений молодежи с учетом трансформационных процессов в жизнедеятельности современного общества.

Гипотеза:  В обществе происходит трансформация структуры ценностных ориентаций современных подростков

Одним из главных аспектов эволюции ценностных ориентаций современной  молодежи является реально существующая социокультурная ситуация. Здесь следует выделить общепоколенческие особенности и проблемы, характерные для современной молодежи. Среди них можно отметить: динамичное изменение участия молодежи во многих областях ее жизни; проявление патернализма к молодым людям и как их ответная реакция - наличие элементов разрыва поколений; проявление сегрегации в молодежной среде; утрата прежних идеалов и неумение ставить цели в жизни, что ведет к асоциальному поведению; специфика социальной адаптации; неоднозначное и по-разному воспринимаемое в обществе проявление молодежной субкультуры; аполитичность среди молодых людей; проявление агрессивности, насилия; расширение девиантности в молодежной среде и протестных настроений.

Кризис ценностных ориентаций молодежи усугубляется недостатками в  деятельности институтов социализации. Существенными симптомами являются растущая неэффективность работы данных институтов, навязывание молодым людям прежних, традиционных ценностей. По мере обострения кризиса внешнее воздействие на молодежь становится все более разнонаправленным. Такая ситуация усложняет процесс социализации молодежи, выработку ее определенных ориентиров и установок. Как ключевой недостаток в характеристике молодежи следует выделить наличие ее бездуховности. Это проявляется, в частности, в неспособности объяснить и понять многогранность и сложность происходящих в обществе процессов, в принижении значимости интеллекта и творчества. А это, в свою очередь, порождает пренебрежительное отношение к знаниям, образованию, распространению негативных стилей экономического поведения (теневая экономика), поверхностное отношение к истории и культуре России, родного края. 
Наиболее актуальные проблемы молодёжи связаны с духовно-нравственной сферой бытия: отсутствие мировоззренческих основ социально-культурной идентификации молодёжи; разрушение механизма преемственности поколений вследствие общей дезинтегрированности культуры, размывания ее ценностных основ и традиционных форм общественной морали; снижение интереса молодёжи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания; низкая активность молодёжи в решении общенациональных, региональных и местных проблем. Противоречиво изменяется ценностное восприятие межпоколенческих отношений. Возрастает их стремление к экономической самостоятельности, автономности, независимости, но растет значение родительской семьи, усиливается зависимость от нее.

Современные исследования, в том числе социологические, дают основание предполагать, что  в постсоветской России сосуществуют несколько систем ценностных ориентаций, к которым принадлежат как  молодое, так и старшее поколение  россиян. Одна приближается к постиндустриальной индивидуалистической модели ценностей (носитель прозападного типа - жители столицы  и наиболее крупных российских городов), и ее придерживаются на данный момент, по самым оптимистичным оценкам, не более 20% населения страны. Другая система ценностных ориентаций представлена носителями традиционного российского  менталитета и тяготеет к патриархально-коллективистской модели (жители большинства российских провинций) - примерно 35-40%.

Немаловажное значение для  успешного жизненного развития имеют  оценки собственных возможностей в  самоопределении и самореализации человека. Как известно, самореализация выступает как синтез цели и результата процесса формирования личности и в  то же время как критерий ее успешности. Он включает в себя индивидуальный успех и самосохранение личности в социуме.

Самореализация предполагает умение самостоятельно принимать решения  и быть ответственным за него, наличие  способности к непрерывному саморазвитию, личностному и профессиональному  росту, самоуправлению, самосовершенствованию, творчеству.

В ходе социологического опроса была сделана попытка выяснить, какие  черты в наибольшей степени характерны для молодежи современной России. Из полученных данных следует, что современной  молодежью больше всего ценятся  такие качества, как раскованность, стремление показать свою индивидуальность. Более трети опрошенных в целом  по всем группам респондентов оценили  эту черту как наиболее приоритетную у других молодых людей.

Система ценностных ориентаций, являясь не только элементом духовной сферы, проявлением социального  творчества, одновременно выступает  проекцией отношения молодёжи к  окружающей социальной действительности в форме реализации сущностных сил  молодёжи, и в этом смысле она  является не только барометром настроений молодёжи, но индикатором стабильности общества. От того насколько сбалансирована система ценностных ориентаций под  влиянием политических, экономических  и культурных институтов зависит  не только эффективности социально  — культурного воспитания молодёжи, поступательный характер образовательных  процессов, но и динамика социально  — политических преобразований в  стране. Необходимы существенные коррективы как в самой концепции, так и в механизме реализации государственной политики в области молодёжной культуры.

Степень научной  разработанности проблемы

В кризисные периоды состояния  общества подростки оказываются, как  отмечают ученые В.Г. Алексеев, Б.С. Волков, И.С. Кон и др., - самыми социально  неустойчивыми, нравственно неподготовленными  и не защищенными. Современные подростки  испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых  ценностей.

Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский,.Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,,В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека – потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности.

Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др.

Ключевые понятия

 

Ценность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность.

Нравственность -  это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».

Ценностная ориентация -  комплекс духовных детерминант деятельности людей или отд. человека, а также соответствующих им социально-психол. образований, к-рые интерпретируются в положит, ракурсе их значений. В качестве таких детерминант могут выступать представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы, переживания людей.

Социальная трансформация - процессы изменений в обществах или социальных системах.

Духовная  сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.


Информация о работе Трансформация ценностей современной молодежи