Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 21:53, курсовая работа
XVIII век в России – это не только время взлета общественного самосознания, общественной и философской мысли, но и время расцвета искусства. Рядом с именами корифеев русской науки и литературы – Ломоносова, Фонвизина, Радищева, Державина стоят имена русских художников – Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Лосенко, Шибанова.В XVIII веке в живописи начинает преобладать реалистическое направление. Героем искусства, носителем общественного и эстетического идеалов становится живой и мыслящий человек. В это время формируются новые жанры живописи: исторический, пейзажный, бытовой. Разнообразие и полнота жанровой структуры получили развитие в последние десятилетия XVIII в. Живопись широко распространяется: обогащаются царские собраний, складываются фамильные коллекции в столицах, провинциальных городах и усадьбах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О творчестве Д. Г. Левицкого можно говорить бесконечно. В серии его картин «Смолянки» ему удалось передать атмосферу манерности и кокетливого жеманства, которая окружала воспитанниц Смольного института. Манерность этих подростков производит впечатление наигранной и напускной, и за ней ощущается подлинное увлечение их театральными ролями и неподдельное детское веселье. Кроме того, Левицкий не придает чертам девочек благообразия, наоборот, подчеркивая их формирующиеся, подчас непривлекательные черты, а также их детскую угловатость.
Кроме того, нельзя забывать и о вкладе Д.Г. Левицкого в развитие живописи. Он изобразил так называемый «портрет в роли». Портретам присуща эффектная зрелищность, так как воспитанницы представлены в театральных костюмах на сценических площадках и на фоне живописных кулис. Использование в качестве фона занавесей и театральных декораций — прием, который позволяет автору показать, что предметом изображения является здесь не реальная жизнь, а театр. Но при этом изображениям свойственны жизненность и поэтичность — постоянные приметы стиля художника. В портреты смолянок художник вносит сюжетное начало, показывает человека в действии, когда раскрываются черты его характера, а не просто запечатлевая модель, позирующую в неподвижности. Своеобразие замысла заключается прежде всего в том, что перед нами не портреты в обычном смысле этого слова, а портреты-картины, в которых раскрывается то или иное действие. Героини Левицкого танцуют, играют на арфе, исполняют театральные роли. Другой особенностью замысла является то, что портреты составляют цельный и замкнутый цикл, объединенный не только внешне, при помощи декоративных приемов, но и обладающий внутренним единством, общей душевной настроенностью. Все портреты варьируют, в сущности, одну и ту же тему цветущей, жизнерадостной юности.
В композиции произведений цикла художником использована несколько пониженная линия горизонта: то есть художник показывает своих моделей с той же точки, с какой зритель из партера смотрит на сцену. Этому же эффекту способствует то, что модели «поставлены» у переднего края холста и направляя движение вдоль его плоскости, что так же вносит новое дыхание в портретную живопись.
«Смолянки»
- это великое произведение талантливого
художника, они будоражат воображение,
ими можно любоваться бесконечно,
они как будто застыли и
через минуту оживут, продолжат петь,
танцевать, играть на арфе. Они передают
целую эпоху, мы видим их характеры,
настроение, их интересы. Несмотря на то,
что «Смолянки» - это цикл картин,
каждая из них индивидуальна, прекрасна
и неповторима.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Беляев А.А., Новикова Л.И., Толстых В.И. Эстетика. Словарь. М., 1989
2. Валицкая А.П. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735--1822). Л., 1985.
3. Гершензон-Чегодаева
Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. М.,
1964.
4. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. - Режим доступа: http://www.tretyakovgallery.ru
5. Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. – Режим доступа: http://rusmuseum.ru
6. Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. - М.: Из-во Московского университета, 1994. – С. 146-158.
7. Кузнецов С.О. Неизвестный Левицкий. Портретное искусство живописи в контексте петербургского мифа. - СПб., 1996.
8. Кузнецова Э. Д.Г.Левицкий.
1735-1822. “Смольнянки”. М., 1968.
9. Лебедев А.В. Рокотов и Левицкий // Искусство. - 1985. - № 7. - С. 61-68.
10. Молева Н.И. Дмитрий
Григорьевич Левицкий. М., 1980.
11. Петров. В.Н. Д.Г.Левицкий.
“Смольнянки. Л., 1965.
12. Смирнов Г.В. Дмитрий Григорьевич Левицкий. Л., 1968.
13. Столбова Е.И. Д.Г. Левицкий и масонство // Д.Г. Левицкий. 1735--1822. Сборник научных трудов. - М.: ГРМ., 1987.
14. Яблонская Т.В. Левицкий. М., 1985.
15. www.abcgallery.com
16. www.biografija.ru
17 www.artsait.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Информация о работе Творчество Д.Г. Левицкого. Портретная серия “Смольнянки”