Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:37, реферат
Проблема мироздания волновала общество во все времена. Естественное желание познать природу своего возникновения побуждала к написанию трудов многих философов античности; первые греческие философы – Анаксимен, Анаксимандр, Фалес, несколько позднее – последователи учения Пифагора – Эмпедокл, Гераклит и другие – размышляют о происхождении мира, его строении; пытаются постигнуть его начала и причины.
Введение 3
I. Основные идеи Тимея 7
II. Природа происхождения Вселенной 8
III. Время как движущееся подобие вечности 12
IV.Создание человека 14
Заключение 16
Список литературы 17
Содержание
Введение 3
I. Основные идеи Тимея 7
II. Природа происхождения Вселенной 8
III. Время как движущееся подобие вечности 12
IV.Создание человека 14
Заключение 16
Список литературы 17
Введение
Проблема мироздания волновала общество во все времена. Естественное желание познать природу своего возникновения побуждала к написанию трудов многих философов античности; первые греческие философы – Анаксимен, Анаксимандр, Фалес, несколько позднее – последователи учения Пифагора – Эмпедокл, Гераклит и другие – размышляют о происхождении мира, его строении; пытаются постигнуть его начала и причины.
Однако
хотелось бы заострить внимание на
таком древнегреческом
Возможно, опасаясь за собственную жизнь, он покидает столицу и в сопровождении нескольких близких друзей отправляется в Мегару (древнегреческий город, находящийся в юго-западной части Мегариды). Позднее Платон продолжает путешествовать – посещает Египет и Кирену, где встречается с Аристиппом и математиком Феодором, которые сопровождают его в последующих переездах. Также философ посещает Южную Италию – «колыбель элеатизма», там встречается и ведет беседы с Парменидом и Зеноном Элийским, а также с Пифагором. В Таренте Платон посещает известного пифагорейца Архита, в Локрах – Тимея. Около 388 года он покидает Италию и предпринимает путешествие в Сицилию, Сиракузы, где правил Дионисий I Старший; совершает там несколько неудачных политических опытов, затем возвращается в Афин, где и основывает в 387 году в садах Академа первое философское образовательное учреждение, знаменитую Академию, где и преподает до самой смерти.
В отличие от работ многих древнегреческих философов, по-видимому, до нас дошли все труды Платона. Полное собрание его сочинений насчитывает 36 произведений, разделяемых на 9 тетралогий; такого рода классификация работ позволяет наглядно наблюдать развитие философии Платона. Среди перечисленных произведений следует особо отметить неаутентичные диалоги; авторство и хронология сочинений Платона долго и тщательно исследовались еще начиная с эпохи эллинизма (времена популярности Аристофана Византийского, II век до н. э.).
Окончательная последовательность платоновских диалогов была установлена лишь ближе к концу XIX века; все они были разделены на 4 независимые группы: сократические, платонические, среднеплатонические и поздние. Предлагаемое разделение принималось повсеместно, не смотря на то, что некоторые из ученых, изучающих историю философии, настаивают на существовании только трех групп: сократические диалоги, диалоги среднего и позднего периода. К первой группе принадлежат такие работы, как «Ион», «Гиппий Меньший», «Гиппий Большой», «Хармид», «Лахет», «Лисий», «Эвтифрон», «Апология», «Критон», «Протагор», «Горгий» и «Менон»; ко второй же – «Федон», «Пир», «Федр», «Кратил», «Эвтидем», «Теэтет», «Парменид» и «Государство» (Politeia). В третью группу вошли «Софист», «Политик», «Филеб», «Критий», «Законы» (Nomoi), письма и «Тимей», в котором Платон и приводит рассуждения ученика Сократа о происхождении мира и человека.
В так называемых сократических диалогах раннего периода главную роль, безусловно, играет Сократ, потому как он является основным оппонентом описываемых бесед. В процессе дискуссий наставник Платона рассматривает множество различных этических понятий, основной их целью считая нахождение истинного определения. Прекрасно владея ораторским искусством, Сократ убеждает противников в бессмысленности их суждений, признавая все из приведенных аргументов недействительными. На протяжении всех разговоров он предпринимает несколько попыток поиска истины, однако ни одна из них его не удовлетворяет; таким образом, поднимаемые вопросы остаются открытыми, что впоследствии послужит поводом для критических нападок скептиков. В диалогах первой группы еще не идет речи об идеях.
Диалоги среднего периода представляются более зрелыми в художественном представлении, отличаются четкостью композиции и присутствием поэтического вдохновения. В них формируются принципы собственного идеализма Платона, однако выразителем этих идей по-прежнему остается Сократ.
Работы последней группы являют модифицированное учение об идеях – рассмотрение концепции Мировой Души (в произведениях «Филеб» и «Тимей»). Стиль сочинений Платона претерпевает значительные изменения; Сократу в них принадлежит роль слушателя, а в «Законах» он и вовсе не появляется.
Постольку поскольку все работы за исключением «Апологии» и писем являются диалогами, Платон признается творцом этого жанра литературной прозы; основные достоинства его сочетаются с философской рефлексией – ограниченной, правда, в той мере, в какой ограничен метод вопросов и ответов, единственно способный реально вовлечь индивида в рефлексию. Интересно отметить, что ни в одном из сохранившихся произведений Платон не изложил полной собственной идеалистической концепции; во всяком случае, у нас нет возможности наблюдать четкую исчерпывающую систему взглядов философа. Это подтверждает он сам в письме VII1, содержащем в себе более всего автобиографических мотивов и являющемся одним из основных источников знаний об учении Платона.
«Тимей» - один из самых прославленных и часто комментируемых диалогов Платона; однако представляется, что он вызвал резкую критику со стороны учеников Академии. Данное произведение посвящено космологии, физике и биологии; в то же время в нем изложены сведения об Атлантиде. Диалог оказал значительное влияние на развитие древнегреческой философии, а также обсуждался и комментировался в средние века и эпоху Возрождения. Большую часть диалога составляет речь астронома и пифагорейца Тимея, который повествует о создании видимого космоса и мира в целом демиургом на основе постигаемого умом бытия и бесформенной материи.
Итак, обратимся же к рассуждениям Тимея о происхождении мира и человека, описанным в диалоге Платона «Тимей»2.
I.
Основные идеи Тимея
Прежде всего, следовало бы обозначить основные идеи Тимея.
Для начала философ предлагает разграничить следующие понятия: «что есть вечное, не имеющее возникновения бытие и что есть вечно возникающее, но никогда не сущее»3. Под «не имеющим возникновения» Тимей подразумевает все те понятия, о которых можно сказать, что они всегда до настоящего момента существовали, существуют в данную минуту и будут существовать вечно, так как то, что не возникло, а присутствовало изначально, не может и исчезнуть или же погибнуть. Вечно существующее бытие не подвластно ощущению, соответственно, оно может быть только обдумано; постигнуто при помощи размышления и рассуждения. В противовес сущему нашему рассмотрению предлагается «вечно возникающее», то есть все то, что существует исключительно в отдельные периоды времени, но с точки зрения вечности не существует вообще. Большинство окружающих нас в повседневной жизни предметов и понятий относится именно к этой форме бытия; они постигаемы при помощи чувств, подвластны мнению и неразумным формам познания.
Далее Платон приводит рассуждения Тимея о том, что ничто из возникающего не возникало без какой-либо на то причины; в основе возникновения того или иного предмета непременно стоит необходимость достижения какой-либо цели. Соответственно, демиург любой вещи, создавая ее, преследует определенную цель, и если эту цель возможно отнести к вечно сущим не возникающим понятиям, то произведение выйдет успешным; в случае же, если причина создания вещи имела характер вечно возникающей, творение демиурга получится бессмысленным и бесполезным. Это также объяснимо тем, вечно возникающая суть причины является никогда не существующей, что значит, что самой причины в общем-то нет.
Таким образом, один из основных вопросов, волнующих говорящего – какова природа возникновения мира – можно рассмотреть как вопрос отнесения мира к одной из предложенных групп всех вещей, то есть – является ли Вселенная вечно существующей, или же она была создана высшим демиургом? И в том случае, если верно второе, что явилось первообразом ныне существующего мира?
Прежде чем приступить к непосредственным рассуждениям о сущности происхождения мира, Тимей также обращает внимание слушателей на то, что, даже если бы уже имелись ответы на рассматриваемые вопросы и были бы они истинны, то говорить о них было бы запретно. Он объясняет это тем, что «слово о каждом из них сродни тому предмету, который оно изъясняет»4. То есть, рассуждая о чем-то высшем, способном создать мир таким гармоничным, каким мы можем его наблюдать, мы можем использовать только слова неточные и неопределенные, потому как в силу божественности создателя и приземленности наших представлений мы не способны оценить всю благость демиурга.
«Мы
должны помнить, что и я, рассуждающий,
и вы, мои судьи, всего лишь люди,
а потому нам приходится довольствоваться
в таких вопросах правдоподобным
мифом, не требуя большего»5.
II.
Природа происхождения
Вселенной
Итак, прежде всего Тимей предлагает нашему вниманию рассмотрение причины возникновения Вселенной – цели, которую преследовал демиург при создании мира. Безусловно, создателю чуждо и не приемлемо чувство зависти в силу его возвышенности и безупречной гармонии; следовательно, устраивая возникновение мира, он желает видеть его подобным самому себе. Именно эту идею Тимей считает наиглавнейшей причиной рождения космоса, соглашаясь со многими философами, также признающими ее наиболее значимой. Упорядоченность и идеальность Вселенной философ также находит очевидной, что и подтверждает следующими словами: «невозможно ныне и было невозможно издревле, чтобы тот, кто есть высшее благо, произвел нечто, что не было бы прекраснейшим»6.
Между тем ни одно из творений, лишенное ума, каким бы оно не было от своей видимой природы, не может быть прекраснее того творения, что наделено умом. В то же время существование ума без души невозможно. Следовательно, максимально благая Вселенная должна иметь ум и душу, оставаясь при этом целостным и упорядоченным единством; Тимей считает, что именно из этих соображений творец «устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил Вселенную»7. В таком случае, весь космос вокруг нас, то есть все окружающее пространство следует признать неким живым существом, которое обладает как душой, так и разумом. Более того, весь мир, произошедший изначально как совершенная форма среди всего представляемого и мыслимого, являясь живым видимым существом, содержит в себе множество сродных по природе, но различных относительно друг друга живых существ. Возникновение же мира обусловлено исключительно божественным провидением, постольку поскольку, исходя из представленной выше логики, нет ничего более возвышенного и всемогущего, чем бог.
Единственность неба и невозможность существования неисчислимого количества ему подобных повествователь объясняет созданием его в соответствии с так называемым образцом; причем один из основных критериев схожести первообраза и подобия и есть единородность.
Вместить в себя душу и разум может только тело, или же существо, присутствующее в телесной форме; значит созданный творцом космос и есть нечто, имеющее телесную основу. В то же время всякое тело видимо и осязаемо, следовательно, составляющие космоса должны обладать вышеупомянутыми свойствами. По словам Тимея, «видимым ничто не может стать без участия огня, а осязаемым – без чего-то твердого, твердым же ничто не может стать без земли»8. Таким образом, он предлагает нам обозначить землю и огонь как две из основ, составляющих физический аспект космоса, остальные из них – вода и воздух – необходимы для объединения и установления совершенной связи между всеми частями; связь же считается совершенной в том случае, если она сопряжена числом четыре. Некоторыми математическими рассуждениями Тимей доказывает необходимость упорядоченности пропорции и возможность оптимального единства нескольких составляющих в том случае, если их число составляет именно четыре. Пропорция способствует возникновению дружбы, укрепляющей союз частей; разрушение построенной самотождественности становится возможным только в том случае, если этого возжелает сам создатель рассматриваемого единства. Важно отметить, что каждая из четырех составляющих принадлежит космосу целиком и полностью; создавая Вселенную именно таким образом, творец хотел впоследствии видеть ее совершенной и непричастной каким либо недугам или дряхлению.
Информация о работе Учение Платона о происхождения жизни и человека