Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 03:55, творческая работа
Главная задача университета состоит в том, чтобы "просветить" человека, приобщить его к полноте культуры своей эпохи, открыть ему с ясностью и необходимостью огромный настоящий мир, чтобы студент выходя из тепличных условий академической жизни навстречу современному, постоянно меняющемуся и развивающемуся миру , смог втиснуть в него свою жизнь, чтобы она стала аутентичной".
НИЯУ МИФИ Крюкова Мария У5-721
Эссе
Тема: “Университетское
образование как феномен
С того момента как в Санкт-Петербурге был открыт Академический университет (1724), для нашей страны открылась возможность идти на поиск универсальной истины. Весь смысл университета содержится в девизе universitas litterarum ( «целокупность познания»), исходя из него миссия его, помочь человеку обрести в процессе образования знание, ориентированное на нравственность, духовные смыслы, единые мировоззренческие принципы.
Но вернемся в 21век, в культурной ситуации последних трёх десятилетий вследствие прямых политических и технологических влияний глобализации и информационно-технологической революции университеты претерпевают существенные изменения своих функций и стратегии развития. Происходящие изменения такие как автономизации университетов как элементов социальной структуры и коммерциализации процесса образования. В условиях глобализации главной целью высшего образования становится производство полезного с точки зрения экономики агента производства, а идея университета начинает трактоваться в узком экономическом смысле: нацеленности на практический результат. Жёсткая конкуренция вынуждает университеты, быть гибкими в способах организации образовательного пространства, ориентироваться в своём развитии на потребности рынка, а не на "универсальные" проблемы знания, активно внедрять виртуальные формы обучения, формировать и поддерживать свои имидж и брэнд. Что способно уничтожить сам дух академического сообщества и разрушить научную репутацию университетов.
Давайте разберемся каким же должно быть восприятие идеи университета, как феномен общечеловеческой культуры?
Главная задача университета состоит в том, чтобы "просветить" человека, приобщить его к полноте культуры своей эпохи, открыть ему с ясностью и необходимостью огромный настоящий мир, чтобы студент выходя из тепличных условий академической жизни навстречу современному, постоянно меняющемуся и развивающемуся миру , смог втиснуть в него свою жизнь, чтобы она стала аутентичной".
Сейчас часто можно услышать вопрос. Зачем современному человеку и современному студенту знание, которое не обеспечивает ему никаких преимуществ на рынке труда и в социальной иерархии? Подобные рассуждения основаны на восприятия студента, прежде всего, как будущего агента производства и носителя определённой профессии. При подобном подходе игнорируется то, что составляет одно из ярких проявлений именно человеческой природы: потребность в непрактической деятельности и в смыслах. Образование, рассматриваемое как процесс приобщения индивида к культурным смыслам – а именно так должно мыслиться университетское образование, – обязательно предполагает культурно-эстетические мотивы субъекта образования. Образование выступает процессом само становления, саморазвития, в котором поиск истины неотделим от нравственного поиска.
Если мы надеемся, что выпускник университета будет не только профессионалом, но и широко мыслящим социальным субъектом, мы должны создавать в университетской образовательной среде условия для развития рефлексивности. Суть современного высшего образования должна выражаться фразой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее» Поэтому университеты призваны не столько передавать знания, которые постоянно устаревают, сколько помочь студентам овладеть базовыми компетенциями, позволяющими приобретать знания самостоятельно. С моей точки зрения человек не должен убивать в себе мыслителя, а наоборот стремиться исполнять завет Сократа:” я знаю лишь то, что ничего не знаю”, этот девиз должен звучать в душе студента, чтобы граница, очерчивающая круг данной специальности, не превращалась во внутреннюю ограниченность. Так специалист должен помнить, что его специализация есть лишь часть знания, изучение которой должно направлять на поиск полноты истины, на овладение глубинами науки.Таким образом одна из проблем реализации университетского образования заключена в том, чтобы сформировать в личности потребность в образовании. Личность, в которой сформирована такая потребность, является личностью самосозидающей.
Проведённый анализ позволяет сделать вывод о том, что противоречия современного университета, связанного с балансированием между требованием экономической эффективности и сохранения культуротворческой миссии, приводят к трансформации прежнего университета. Университет выступает таким социальным институтом, который более всего способен органично связать идеи знания, технологий, рынка, глобального мира, гражданственности и культурного многообразия. Традиционная интегративная функция университета осуществляется ныне в значительно более широком масштабе, чем это было в прежние эпохи, что позволяет рассматривать университет как модель мультикультурного сообщества.
Информация о работе Университетское образование как феномен общечеловеческой культуры