Урал XVIII век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 18:41, реферат

Описание

В повседневной жизни понятия культуры и цивилизации нередко используются как синонимы. Эти понятия и в самом деле близки. Однако, в строгом смысле, между культурой и цивилизацией есть существенные различия. Понятие цивилизации (от лат. civilis - "гражданский, государственный, городской") появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в XIX в., это понятие использовалось для характеристики высшей ступени развития общества в цепочке "дикость -варварство -цивилизация・・.

Работа состоит из  1 файл

В повседневной жизни понятия культуры и цивилизации нередко используются как синонимы.docx

— 26.25 Кб (Скачать документ)


1. Как соотносятся  между собой понятия «культура»  и «цивилизация»?

В повседневной жизни понятия  культуры и цивилизации нередко  используются как синонимы. Эти понятия  и в самом деле близки. Однако, в строгом смысле, между культурой  и цивилизацией есть существенные различия. Понятие цивилизации (от лат. civilis - "гражданский, государственный, городской") появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в XIX в., это понятие использовалось для характеристики высшей ступени развития общества в цепочке "дикость -варварство -цивилизация・・. В XX столетии под цивилизацией стали понимать также локальные моно- и полиэтнические общности с выраженной социокультурной спецификой. В противовес теории глобальной эволюции всего человечества была выдвинута концепция "исторических цивилизаций", проходящих путь от саморазвития досаморазрушения. Историками и этнографами был выделен ряд исторических цивилизаций: древнеегипетская, вавилонская, греческая, римская, индийская, византийская, мусульманская, средневековая, западноевропейская и т. п. Заслуживает внимания позиция немецкого философа и историка О. Шпенглера, автора книги "Закат Европы". Культура, по мысли Шпенглера, на последних стадиях своего развития перерождается в цивилизацию. Цивилизация следует за культурой, писал Шпенглер, "как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием". Культура -живой развивающийся организм, она дает простор для творчества, для развития искусства. Цивилизация же, по мнению философа, приносит с собой господство бездушного интеллекта и техники.

Сегодня в научном мире понятие цивилизации используется в основном в двух значениях:

1) цивилизация - это историческая  эпоха, пришедшая на смену варварству  и знаменующая высший этап  развития общества. В этом случае  можно сказать, что культура  появилась раньше цивилизации.  К примеру, правомерно говорить  о древнеиндийской цивилизации  или цивилизации майя, в то  время как к первобытнообщинному  строю, вряд ли можно применить понятие цивилизации. Основными признаками перехода к цивилизации считают:

образование государства;

возникновение письменности;

отделение земледелия от ремесла;

расслоение общества на классы;

появление городов;

2) цивилизация - это локальная межэтническая общность, которая формируется за счет общей исторической судьбы и длительного и тесного культурного взаимодействия народов. В этом случае культура как совокупность норм, традиций, символов, как специфический набор способов социальной практики конкретного исторического сообщества выступает в качестве признака, отличающего одну цивилизацию от другой.

2. Каковы правовые основания культуры?

    Правовая культура - это обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим  строем, качественное состояние  правовой жизни общества, выражающееся  в достигнутом уровне развития  правовой деятельности, юридических  актов, правосознания и в целом  в уровне правового развития  субъекта (человека, различных групп,  всего населения), а также степени  гарантированности государством  и гражданским обществом свобод  и прав человека.


Правовые основания  культуры: справедливость, патриотизм, свобода, равенство, закон.

       Правовая  культура общества зависит, прежде  всего, от уровня развития правового  сознания населения, т.е. от  того, насколько глубоко освоены  им такие правовые феномены, как  ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры  при решении споров, поиска компромиссов  и т.д., насколько информировано  в правовом отношении население,  его социальные, возрастные, профессиональные  и иные группы, каково эмоциональное  отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным  органам, юридическим средствам  и процедурам, какова установка  граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т.д.  Это первый элемент правовой  культуры.

Вторым элементом структуры  правовой культуры является уровень  развития правовой деятельности.

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень  развития всей системы юридических  актов, т.е. текстов документов, в  которых выражается и закрепляется право данного общества.

 

3. В чем сущность  христианства как явление культуры?

Христианство оказало  большое влияние на развитие европейской  и мировой культуры. Оно имеет  социальные и духовные, религиозные  истоки. Социальные истоки христианства связаны с потребностью мировоззренческого освоения и обеспечения нарождающейся  новой реальности – феодальных отношений, требующих во многом нового понимания  и реализации личной свободы. Если в  языческой античности свобода и  гражданство взаимно обусловливали  друг друга, то феодализм предполагал  свободу человека как отказ от гражданства, поглощающего личность, а  также от рабства, сковывающего развитие производства.

Христианство в значительной мере было подготовлено греко-римской  духовной культурой, в которой появляются имеющие принципиальное значение для  христианства идеи Бога как бесконечного духа, связи человеческой души с  Божеством, внутренней его противоположность  миру духа, потребность в искуплении, наконец, идея Логоса как посредника между Богом и людьми.

Как мировая религия  христианство представляет собой соединение веры, культа, этики и социальной организации. Основные идеи христианства – греховность человеческого рода, спасение, необходимое каждому человеку; искупление грехов перед Богом, сострадание.

Среди ценностных ориентаций христианства ведущее место занимает учение о том, как должен жить человек, в чем смысл его бытия. Впервые  моральные заповеди были сформулированы не только как запреты, но и как  рекомендации, направленные на улучшение  человека: целью его жизни становится спасение через духовное совершенствование.

Христианство знаменовало  собой становление новой культуры, в которой человек признавался  личностью, воспринимался как земное воплощение Бога, а сам Бог –  как воплощение любви к людям, как небесное воплощение Христа.

Христианство объединило народы Европы, придало смысл их существованию в ожидании царства  Божия, внесло историзм в понимание  развития культуры (от Адама и Евы  и Рождества Христова до Страшного  суда). Христианство стало первой религией, способной влиять на огромные массы  самых разных людей-единоверцев. Оно  высветило роль духовной жизни человека, внесло в мировоззренческий хаос народов наступающего средневековья  начало внутреннего, религиозного единства, духовной общности, тем самым способствовало созданию во многом всеобъемлющей европейской  культуры.

 

4. Выделите эстетические  признаки барокко?

Эстетические признаки стиля барокко.

• грандиозность;

• пышность и динамика;

• возвеличивающий патетизм;

• интенсивность чувств;

• пристрастие к эффектным  зрелищам;

• совмещение иллюзорного и реального;


• сильные контрасты  материалов и фактур, света и тени.

 

5. В чем специфика постмодернистского понимания "нового"?

Постмодерн по-своему проинтерпретировал новоевропейский принцип естественного  права настоящего перед прошлым. Этому способствовало в немалой  степени пародийно-негативное отношение  постмодерна к прошлому. Разорвав связь времен, постмодерн превратил  настоящее (современное) в точку  проживания и переживания «здесь»  и «сейчас», не связанную причинно-следственными  отношениями с прошлым. Новое  было абсолютизировано. Новизна превратилась в способ оценки мира. При этом новизна  определяется не в акте ее сопоставления  и противопоставления старому, а  сама по себе как таковая.

Новизна начинает трактоваться как то, что дает возможность испытать наслаждение. Начинается погоня за новизной во всех сферах культурной деятельности. Эротичность новизны — то специфическое к ней отношение, которое привнес постмодерн.

Абсолютизируя новое, приписывая ему функции, с одной стороны, быть способом оценки мира, а с другой, — возрождать наслаждение, освобождая его от давления стереотипов всякого  рода, постмодерн превращает новое  в способ жить в забвении традиций.

Чистая новизна возможна только в опыте забвения, т.е. в  таком способе жизни, когда люди теряют навык и потребность обращаться к прошлому, к национальной культурной традиции. Новизна, в постмодернистском  понимании, возможна только в процессе освобождения от власти всех без исключения норм, правил, принципов традиционной культуры. Новое возможно там и  тогда, где и когда способность  жить без опоры на нормы, установленные  Церковью, государством, национальным бытом и т.д., доведена до предела. В такой ситуации человеческого  существования новизна приобретает  статус архетипа, пронизывающего все  стороны жизнедеятельности. Например, постмодернистские художники сознательно  или бессознательно воспроизводят  архетипические установки на новизну: каждый из них становится творцом собственного нового порядка, строит свой художественный мир, отбрасывая, разрушая с грубой иронией традиционные художественные формы, стили, нормы.

Новизна, с точки зрения постмодернистов,  вызывать у нее  оцепенение ума и отупение чувств должна шокировать публику.

Новизна — это одновременно и вызов требованиям законопослушания, утверждение ценности самоодержимости, нарциссизма, презрения ко всем социальным порядкам. Непослушание — это вид  деструкции, без которой, утверждают постмодернисты, нет новизны.

Видение новизны постмодернистского толка не совместимо с такими основополагающими  для человеческого бытия понятиями, как Бог, душа, совесть и т.д. Это  дает основание критикам постмодерна  утверждать, что новизна как абсолютная ценность развращает людей и общество.


6. Чем можно объяснить подъем культуры в эпоху Петра 1?

Особенностью культурных преобразований было их насаждение «сверху», нередко  путем навязывания чуждых русскому обществу европейских бытовых традиций. Повсеместно вводится новая, более  практичная европейская одежда, упраздняются многочисленные запреты в общественной жизни и в быту, характерные  для средневековья. Изменился внутренний порядок дома, система дворцовых  интерьеров. Появились новые формы  общения, развлечений, многочисленные светские праздники. Начиная с 1 января 1700 г. Россия перешла на новое летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве европейских стран. С этого времени стали устраивать елки и отмечать Новый год.


Существенным образом  преобразился государственный подход к организации просвещения, образования  и науки. Петр I говорил о необходимости развития просвещения и науки для того, чтобы поднять культурный уровень общества. Важным шагом на пути прогресса образования и просвещения стало введение более приближенных к практическим нуждам алфавита и гражданского шрифта. В первой четверти XVIII в. появляются первые средства массовой информации – газета и журнал, были напечатаны сотни книг, возникают библиотеки и общедоступный театр, парки и парковая скульптура, дворцовая архитектура.

 

7. Согласны ли вы с  тем, что культура в современной  России переживает спад?

Спад культуры в современной  России.

Накопившиеся за время  экономического спада проблемы в  сфере культуры значительно превышают  возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная  на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного  наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс  постепенной утраты национального  достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими  поколениями. До настоящего времени  отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.

Художественном наследии. Надо со всей ответственностью признать, что резко снизилось пополнение музейных собраний произведениями прошлых лет. Кроме того, заморожено создание новых экспозиций в федеральных музеях субъектов Российской Федерации. Вне государственного музейного фонда в ряде случаев уже навсегда остались бесценные шедевры русского искусства, приобрести которые не могли ни сами музеи, ни Министерство культуры.

Сократились поступления  в библиотеки иностранной научной  и социально-значимой литературы. Даже в Российской государственной библиотеке и Российской национальной библиотеке по сравнению с 1995 годом они уменьшились почти в два раза. Скудное получение современной научной литературы усугубляет отставание России в освоении новейших научно-технических достижений и технологий, порождает информационный дефицит в науке, образовании и экономике.

Грустным явлением стала  эмиграция лучших представителей российской культуры, утрата её бесценного творческого  потенциала. Покидают Россию художники и поэты, вокалисты и танцовщики, а также педагоги вместе со своими учениками, музыканты мирового класса, новое поколение российских звёзд.

 

 

Литература.


1. Келле, В.Ж. Цивилизация и культура / В.Ж. Келле. - М.: Знание, 2005. - 224 с.

2. Морозов П.А. Основы  права.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004;

3. Радугин А.А. Введение  в религиоведение: теория, история  и современные религии . Курс лекций. М., 1996.

4. Учебное пособие для  вузов. Елисеев Анатолий Леонидович

5. История русской культуры IX-ХХ  вв.: Пособие для вузов / В.С.  Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина; Под ред. Л.В. Кошман.  М., 2003.

 

 

 

 

 


Информация о работе Урал XVIII век