Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 18:41, реферат
В повседневной жизни понятия культуры и цивилизации нередко используются как синонимы. Эти понятия и в самом деле близки. Однако, в строгом смысле, между культурой и цивилизацией есть существенные различия. Понятие цивилизации (от лат. civilis - "гражданский, государственный, городской") появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в XIX в., это понятие использовалось для характеристики высшей ступени развития общества в цепочке "дикость -варварство -цивилизация・・.
1. Как соотносятся
между собой понятия «культура»
В повседневной жизни понятия культуры и цивилизации нередко используются как синонимы. Эти понятия и в самом деле близки. Однако, в строгом смысле, между культурой и цивилизацией есть существенные различия. Понятие цивилизации (от лат. civilis - "гражданский, государственный, городской") появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в XIX в., это понятие использовалось для характеристики высшей ступени развития общества в цепочке "дикость -варварство -цивилизация・・. В XX столетии под цивилизацией стали понимать также локальные моно- и полиэтнические общности с выраженной социокультурной спецификой. В противовес теории глобальной эволюции всего человечества была выдвинута концепция "исторических цивилизаций", проходящих путь от саморазвития досаморазрушения. Историками и этнографами был выделен ряд исторических цивилизаций: древнеегипетская, вавилонская, греческая, римская, индийская, византийская, мусульманская, средневековая, западноевропейская и т. п. Заслуживает внимания позиция немецкого философа и историка О. Шпенглера, автора книги "Закат Европы". Культура, по мысли Шпенглера, на последних стадиях своего развития перерождается в цивилизацию. Цивилизация следует за культурой, писал Шпенглер, "как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием". Культура -живой развивающийся организм, она дает простор для творчества, для развития искусства. Цивилизация же, по мнению философа, приносит с собой господство бездушного интеллекта и техники.
Сегодня в научном мире
понятие цивилизации
1) цивилизация - это историческая
эпоха, пришедшая на смену
образование государства;
возникновение письменности;
отделение земледелия от ремесла;
расслоение общества на классы;
появление городов;
2) цивилизация - это локальная межэтническая общность, которая формируется за счет общей исторической судьбы и длительного и тесного культурного взаимодействия народов. В этом случае культура как совокупность норм, традиций, символов, как специфический набор способов социальной практики конкретного исторического сообщества выступает в качестве признака, отличающего одну цивилизацию от другой.
2. Каковы правовые основания культуры?
Правовая культура
- это обусловленное всем
Правовые основания культуры: справедливость, патриотизм, свобода, равенство, закон.
Правовая
культура общества зависит,
Вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой деятельности.
Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.
3. В чем сущность
христианства как явление
Христианство оказало
большое влияние на развитие европейской
и мировой культуры. Оно имеет
социальные и духовные, религиозные
истоки. Социальные истоки христианства
связаны с потребностью мировоззренческого
освоения и обеспечения нарождающейся
новой реальности – феодальных отношений,
требующих во многом нового понимания
и реализации личной свободы. Если в
языческой античности свобода и
гражданство взаимно
Христианство в значительной мере было подготовлено греко-римской духовной культурой, в которой появляются имеющие принципиальное значение для христианства идеи Бога как бесконечного духа, связи человеческой души с Божеством, внутренней его противоположность миру духа, потребность в искуплении, наконец, идея Логоса как посредника между Богом и людьми.
Как мировая религия христианство представляет собой соединение веры, культа, этики и социальной организации. Основные идеи христианства – греховность человеческого рода, спасение, необходимое каждому человеку; искупление грехов перед Богом, сострадание.
Среди ценностных ориентаций христианства ведущее место занимает учение о том, как должен жить человек, в чем смысл его бытия. Впервые моральные заповеди были сформулированы не только как запреты, но и как рекомендации, направленные на улучшение человека: целью его жизни становится спасение через духовное совершенствование.
Христианство знаменовало
собой становление новой
Христианство объединило народы Европы, придало смысл их существованию в ожидании царства Божия, внесло историзм в понимание развития культуры (от Адама и Евы и Рождества Христова до Страшного суда). Христианство стало первой религией, способной влиять на огромные массы самых разных людей-единоверцев. Оно высветило роль духовной жизни человека, внесло в мировоззренческий хаос народов наступающего средневековья начало внутреннего, религиозного единства, духовной общности, тем самым способствовало созданию во многом всеобъемлющей европейской культуры.
4. Выделите эстетические признаки барокко?
Эстетические признаки стиля барокко.
• грандиозность;
• пышность и динамика;
• возвеличивающий патетизм;
• интенсивность чувств;
• пристрастие к эффектным зрелищам;
• совмещение иллюзорного и реального;
• сильные контрасты материалов и фактур, света и тени.
5. В чем специфика постмодернистского понимания "нового"?
Постмодерн по-своему проинтерпретировал
новоевропейский принцип
Новизна начинает трактоваться как то, что дает возможность испытать наслаждение. Начинается погоня за новизной во всех сферах культурной деятельности. Эротичность новизны — то специфическое к ней отношение, которое привнес постмодерн.
Абсолютизируя новое, приписывая ему функции, с одной стороны, быть способом оценки мира, а с другой, — возрождать наслаждение, освобождая его от давления стереотипов всякого рода, постмодерн превращает новое в способ жить в забвении традиций.
Чистая новизна возможна
только в опыте забвения, т.е. в
таком способе жизни, когда люди
теряют навык и потребность обращаться
к прошлому, к национальной культурной
традиции. Новизна, в постмодернистском
понимании, возможна только в процессе
освобождения от власти всех без исключения
норм, правил, принципов традиционной
культуры. Новое возможно там и
тогда, где и когда способность
жить без опоры на нормы, установленные
Церковью, государством, национальным
бытом и т.д., доведена до предела.
В такой ситуации человеческого
существования новизна
Новизна, с точки зрения постмодернистов, вызывать у нее оцепенение ума и отупение чувств должна шокировать публику.
Новизна — это одновременно
и вызов требованиям
Видение новизны постмодернистского
толка не совместимо с такими основополагающими
для человеческого бытия
6. Чем можно объяснить подъем культуры в эпоху Петра 1?
Особенностью культурных преобразований было их насаждение «сверху», нередко путем навязывания чуждых русскому обществу европейских бытовых традиций. Повсеместно вводится новая, более практичная европейская одежда, упраздняются многочисленные запреты в общественной жизни и в быту, характерные для средневековья. Изменился внутренний порядок дома, система дворцовых интерьеров. Появились новые формы общения, развлечений, многочисленные светские праздники. Начиная с 1 января 1700 г. Россия перешла на новое летоисчисление от Рождества Христова, как это было принято в большинстве европейских стран. С этого времени стали устраивать елки и отмечать Новый год.
Существенным образом преобразился государственный подход к организации просвещения, образования и науки. Петр I говорил о необходимости развития просвещения и науки для того, чтобы поднять культурный уровень общества. Важным шагом на пути прогресса образования и просвещения стало введение более приближенных к практическим нуждам алфавита и гражданского шрифта. В первой четверти XVIII в. появляются первые средства массовой информации – газета и журнал, были напечатаны сотни книг, возникают библиотеки и общедоступный театр, парки и парковая скульптура, дворцовая архитектура.
7. Согласны ли вы с
тем, что культура в
Спад культуры в современной России.
Накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.
Художественном наследии. Надо со всей ответственностью признать, что резко снизилось пополнение музейных собраний произведениями прошлых лет. Кроме того, заморожено создание новых экспозиций в федеральных музеях субъектов Российской Федерации. Вне государственного музейного фонда в ряде случаев уже навсегда остались бесценные шедевры русского искусства, приобрести которые не могли ни сами музеи, ни Министерство культуры.
Сократились поступления в библиотеки иностранной научной и социально-значимой литературы. Даже в Российской государственной библиотеке и Российской национальной библиотеке по сравнению с 1995 годом они уменьшились почти в два раза. Скудное получение современной научной литературы усугубляет отставание России в освоении новейших научно-технических достижений и технологий, порождает информационный дефицит в науке, образовании и экономике.
Грустным явлением стала эмиграция лучших представителей российской культуры, утрата её бесценного творческого потенциала. Покидают Россию художники и поэты, вокалисты и танцовщики, а также педагоги вместе со своими учениками, музыканты мирового класса, новое поколение российских звёзд.
Литература.
1. Келле, В.Ж. Цивилизация и культура / В.Ж. Келле. - М.: Знание, 2005. - 224 с.
2. Морозов П.А. Основы права.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004;
3. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии . Курс лекций. М., 1996.
4. Учебное пособие для
вузов. Елисеев Анатолий
5. История русской культуры IX-ХХ вв.: Пособие для вузов / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина; Под ред. Л.В. Кошман. М., 2003.