Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 22:45, доклад
Наиболее обширный и стилистически цельный пласт среднеуральскго фольклора, играющего роль центрального момента жанровой системы в том ее варианте, который отражен в записях кнца 19-20 вв. представлен причетно песенным комплексом традиционной свадьбы.
Уральская свадьба (конспект
по Т.Калужниковой)
Наиболее обширный
и стилистически цельный пласт
среднеуральскго фольклора, играющего
роль центрального момента жанровой
системы в том ее варианте, который
отражен в записях кнца 19-20 вв.
представлен причетно песенным комплексом
традиционной свадьбы.
Основынми этапами
местного свадебного действа являются:
сватовство (сговор, сватанье) - представление
рожа жениха (сваха и крестный - "тысяцкий"),
встав под матицей, в этикетных выражениях
обращаются к родителям невесты с предложением
породниться;
просватанье
и рукобитье (рукожатие) - в день сватовства
или через несколько дней после него в
доме невесты участники ритуала с обеих
сторон довариваются о предстоящей свадьбе
и ударяют п рукам, скрепляя таким брахом
заключенный договр взрослые ходят кругом,в
центре которого жених хлещет невесту
лентой или плеткой; невеста причитает,
девушки "воют" групповые причеты.
Вечорки (девичник)
- вечерами в период от просватанья до
венца девушки помогают невесте помогают
невесте готовить приданое, после чего
вместе с пришедшими парнями играют в
поцелуйные игры, водят паровые хороводы,
танцуют кадриль
слава (юг Свердл.обл)
- в период от просватанья до обрученья
подруги неветсы выходят на вечерней заре
за ворота ее дома и поют "Слава,слава,да
Боже, Господи"
орешник (юг Свердл.обл.)
- в один из вечеров от просватанья до обрученьья
жених с дружкой приезжают в дом невесты;
для молодежи устраивают застолье; жених
выкупает невесту у подруг.
Зоря (зорю кличут,ггаркают,
поют, ревут, воют) - в горнозаводских районах
так называют исполнение групповых причитаний
подругами невесты у ворот ее дома
на вечерней заре в любой из дней от просватанья
до венца; на юге свердл обасти это визит
девушек к жениху, его теткам,дядям,свахе,
во время которого поется групповая причеть
"Слить ли,слить ли, дойти,доступить";
хозяйки дарят девушкам "зорю" - сладкие
пироги, блины, оладьи.
обряды
невесты-сироты - в один их дней от просватанья
до венца невеста вместе с подругами посещают
могилы родителей и причитают там с "хлёстаньем".
езда 2по
веники" (юг свердл обл) - накануне
обрученья перед баней девушки едут к
жениху ьез невесты; две из них наряжаются
женихом и невестой, "невеста" причитает,
остальные поют групповое причитание;
девушки передают жениху невесты подарки:
в ответ он украшает два веника - один конфетами,
лентами, второй - мылом. Поездка заканчивается
угощением невестиных подруг и весельем.
довенечная
баня - накануне обрученья днем невеста
идет с подругами в баню; перед баней мать
расплетает дочери косу; в бане невеста
бросает в девок мылом, веником - в кого
попадет,та скоро выйдет замуж. все этапы
банного ритуала сопровождаются сольными
причитаниями невесты и групповыми - девушек.
катание
девушек по деревне - перед обрученьем
(юг свердл обл) девушки,ряженые женихом
и невестой, дружкой и подручьями, катаются
на лошадях по деревне, заезжают в дом
жениха, где для них устраивается угощенье.
Обрученье - накануне
венца в доме невесты проходит вечеринка,
на которую приглашаются близкие родственники
жениха и невесты; приехавшие гости встают
в два ряда - с одной стороны мужчины, с
другой - женщины, (невеста здоровается
со всеми "об руку"). невеста уходит
в куть (место избы перед печкой, отделенное
от остального пространства занавеской),
а жених выкупает ее; во время застолья
семья невесты одаривает семью жениха;
по выходе из-за стола гости ходят вокруг
жениха с невестой кругом под песни; приезд
гостей сопровождается звучанием причитаний
(у невесты сольное, у девушек групповое),
остальные этапы обрученья - исполнением
песенных величаний для родственников
жениха и песен, комментирующих обрядовые
ситуации.
утреннее
бужение невесты
в день венца - мать или подруги будят
невесту причитаниями.
сжигание
девьей красоты (юг свердл олбл0 - с той
стороны, откуда должен приехать жених,
девушки под причитания сжигают девью
красоту (ленту) на костре.
раздача
красоты - невеста под причитания дарит
девушкам ленты, лежащие перед ней на блюде.
отказ
невесты от хлеба-соли
в родительском доме - по окончании
застолья, устраиваемого ля девушек после
раздачи красоты, отец отодвигает от дочери
стол (или мать закрывает перед дочерью
тарелку с едой), а невеста ломает ложку
либо бьет тарелку. Эпизод сопровождается
причитанием.
благословение
невесты родственниками
к венцу - невеста встает на расстеленную
шубу; отец с матерью, а затем крестные,
братья, сестры, под причитания благословляют
ее иконой, хлебом-солью и чешут девушке
волосы.
встреча свадебного поезда в доме невесты и расплетание косы - в горнозаводских районах перед приездом свадебного поезда невеста сидит в кути с покрытой платком головой, в южных зонах региона - за столом в окружении малолетних родственников, "вооруженных" мутовками, пестиками, скалками; поезжан не впускают в ворота, требуя выкупа, они откупаются и проходят в избу; на территории горных заводов сваха жениха
проходит в куть, где под причитания расплетает невесте косу; невесту одевают в величальный наряд; на юге, юго-востоке и юго-западе свердл области жених и дружка и подружье, войдя в горницу, выкупают у маленьких детей место за столом рядом с невестой (вариант: косу невесты); затем происходит расплетание ее косы и одевание; отец выводит дочь из кути, обводит вокруг стола, соеиняет руки невесты и жениха и
обращается к будущему
мужу дочери с наставлением ее "одевать,
обувать, на работу посылать"; звучат
песни, комментирующие обрядовую ситуацию
и велтчания для поезжан.
отъезд
под венец - перед отъездом под венец
невеста прощается с домом, подругами,
она причитает, припадая к кутиему
окну, столу, девушкам; иногда перед отъездом
под венец происходит блвгословление
невесты родителями; к венцу молодые
едут врозь в сопровождении своих крестынх.
венчание - у нестарообрядческого
населения совершается в церкви, у старообрядцев
- в часовне.
глухой
воз - во время венчания приданое
невесты отвозят в дом жениха, и раскладывают
его там на всеобщее обозрение.
встреча
молодых в доме
жениха после венца - молодоженов встречают
родители жениха с иконой и злебом-солью
под песни, комментирующие обрядовую ситуацию.
окрученье (окручивание)
молодой - за столом невесту завешивают
большой шалью, снимают с головы цветы,
свахи делят ее волосы надвое, плетут две
косы, укладывают их вокруг головы и покрывают
голову файшонкой - черной кружевной косынкой;
у старообрядцев деление косы происходит
в часовне после "брачанья".
свадебный
пир (столованье) у
жениха - во время пира звучат приговорки
и величальные песни.
проверка честности молоой и баня для новобрачных - утром второго свадебного дня дружка и обе свахи поднимают молодых с постели, смотрят рубашку новоюрачной; переодевают ее в другую, а из старой шьют куколку, если молодая была девственницей, делают "елочку" (еловую ветку или графин с красным вином украшают красной лентой), невестины цветы вешают на икону; если же она не сохранила девственность до венца, то
начинают "чудить"
- у тарелок отбивают края, у блинов
и пирогов вырезают середину, черпают
воду шумовкой, величальные цветы
надевают на мусорное ведро и т.п.;
затем новобрачных ведут в
баню.
визит
к родителям молодой - с украшенными
еловыми ветками молодые вместе со свахами
едут к родителям невесты; жених благодарит
родителей за дочь, выпивает красного
вина и разбивает рюмку.
пирожный
стол - в третий день свадьбы в доме молодого
подают рыбный пирог; молодая одаривает
родню мужа.
визиты
к поезжанам и
гулянья по деревне (юг и ю-з свердл
обл) - в третий и последующие свадебные
дни молодые посещают поезжан; по улицам
ходят ряженые, которые нередко носят
украшенные ветки по деревне.
в свадьбе как центральном ритуале жизненного цикла воплощаются две перходные ситуации:
1. "территориальные"
переход невесты в другую
2. "инициационный"
переход молодых 9 в первую
очередь невесты) в старшую возрастную
группу.
1. "свой-чужой".
2. "смерть как
второе рождени" умирание
свадьба-веселье. (запад,юг)
свадьба-похлроны (рус.север)