Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:13, реферат
Виды искусства:
Декоративно-прикладное искусство.
Живопись.
Скульптура.
Архитектура.
Театр.
Музыка.
Киноискусство.
Искусство, одна из форм общественного
сознания, составная часть духовной
культуры человечества, специфический
род практически-духовного
Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Оно объявлялось "подражанием природе" - и "свободным формотворчеством"; "воспроизведением действительности" - и "самопознанием Абсолюта", "самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков, их идеологических установок, опорой на различные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства. Эта сложность, многогранность структуры не осознаётся и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность искусства то как гносеологическую, то как идеологическую, то как эстетическую, то как творчески-созидательную и т. д. Неудовлетворённость такими однолинейными определениями приводила некоторых искусствоведов к утверждению, что в искусстве органически взаимосвязаны разные моменты - познание и оценка реальности, или отражение и созидание, или модель и знак. Но и такие двухмерные истолкования его сущности не воссоздают с должной полнотой сложную его структуру.
Процесс исторического развития
общественного разделения труда
привёл к тому, что из первоначальной
слитной, синкретической человеческой
жизнедеятельности выделились и
получили самостоятельное существование
многообразные отрасли
Вместе с тем искусство выступает одновременно и как подобное реальной жизни, и как отличное от неё - выдуманное, иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук. Художественное произведение возбуждает в одно и то же время глубочайшие переживания, подобные переживаниям реальных событий, и эстетическое наслаждение, проистекающее из его восприятия именно как произведения искусства, как созданной человеком модели жизни.
Искусство как специфическое
общественное явление представляет
собой сложную систему качеств,
структура которой
Художественно-творческая деятельность
человека развёртывается в многообразных
формах, которые называют видами искусства,
его родами и жанрами. Обилие и
разнообразие этих форм могут показаться
хаотическим нагромождением, в действительности
же они являются закономерно организованной
системой видовых, родовых, жанровых форм.
Так, в зависимости от материальных средств,
с помощью которых конструируются художественные
произведения, объективно возникают три
группы видов искусств.: 1) пространственные,
или пластические (живопись, скульптура,
графика, художественная фотография, архитектура,
декоративно-прикладное и дизайн), т. е.
такие, которые развёртывают свои образы
в пространстве; 2) временные (словесные
и музыкальные), т. е. такие, где образы
строятся во времени, а не в реальном пространстве;
3) пространственно-временные (танец; актёрское
искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое
- театр, киноискусство, телеискусство,
эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы
которых обладают одновременно протяжённостью
и длительностью, телесностью и динамизмом.
С другой стороны, в каждой из этих трёх
групп искусства художественно-творческая
деятельность может пользоваться: 1) знаками
изобразительного типа, т. е. предполагающими
сходство образов с чувственно воспринимаемой
реальностью (живопись, скульптура, графика
- так называемые изобразительные искусства.;
литература, актёрское искусство); 2) знаками
неизобразительного типа, т. е. не допускающими
узнавания в образах каких бы то ни было
реальных предметов, явлений, действий
и обращенных непосредственно к ассоциативным
механизмам восприятия (архитектурно-прикладные
искусства, музыка и танец); 3) знаками смешанного,
изобразительно-
Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка. Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д. С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт и т. д.
Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.
Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство, раздел искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Его произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины 19 в. утвердилась классификация отраслей по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно-прикладное искусство одновременно принадлежит к сферам создания и материальных, и духовных ценностей. Произведения этого вида искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру.
Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения этого жанра в то же время как бы поглощаются ею, т.к. обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.
Архитектоника предмета, обусловленная
его назначением, конструктивными
возможностями и пластическими
свойствами материала, часто играет
основополагающую роль в композиции
художественного изделия. Нередко
в декоративно-прикладном искусстве
красота материала, пропорциональные
соотношения частей, ритмическая
структура служат единственными
средствами воплощения эмоционально-образного
содержания изделия (например, лишённые
декора изделия из стекла или др.
ничем не тонированных материалов).
Здесь наглядно проявляется особое
значение для декоративно-прикладного
искусства чисто эмоциональных,
неизобразительных средств
Для создания декора широко
привлекаются орнамент и элементы (порознь
или в самых различных
В единстве художественной и
утилитарной функций изделия, во
взаимопроникновении формы и
декора, изобразительного и тектонического
начал проявляется
Живопись
Живопись, вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Как и другие виды искусства, живопись выполняет идеологические и познавательные задачи, а также служит сферой создания предметных эстетических ценностей, будучи одной из высокоразвитых форм человеческого труда.
Живопись отражает и в
свете тех или иных концепций
оценивает духовное содержание эпохи,
её социальное развитие. Мощно воздействуя
на чувства и мысли зрителей, заставляя
последних переживать действительность,
изображенную художником, она служит
действенным средством
В силу наглядности образа оценка жизни художником, выраженная в его произведении, приобретает особую убедительность для зрителя. Создавая художественные образы, живопись использует цвет и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с недоступной др. видам изобразительного искусства полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, свето-воздушную среду. Живопись не только непосредственно и наглядно воплощает все зримые явления реального мира (в т. ч. природу в её различных состояниях), показывает широкие картины жизни людей, но и стремится к раскрытию и истолкованию сущности совершающихся в жизни процессов и внутреннего мира человека.
Доступные данному виду искусства широта и полнота охвата реальной действительности сказываются и в обилии присущих ей жанров (исторический, бытовой, батальный, анималистический и др.).
По назначению, по характеру исполнения и образов различают: живопись монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека; станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определенным местом; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись; миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т. д.).