Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:56, реферат
Они пели в унисон и создавали гармонию. Далее, песни, исполняемые ими, были чаще всего их собственными композициями. В итоге слух поражала не только индивидуальность каждой песни, но и гармоничность ее исполнения. На музыке “Битлз” выросло целое поколение 60-х – 70-х годов. Они были примером для мальчишек, мечтавших о сцене. “Битлз” стали учителями для музыкантов 70-х – начала 80-х. Их музыка осталась живой, она всегда актуальна и оказывает большое влияние на современную молодежь. И именно об этом мне и хотелось бы рассказать в данном реферате.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Краткая история группы……………………………………………………...4
2. Причины успеха «Битлз»……………………………………………………..9
3. Битломания как субкультура………………………………………………...12
4. Субкультура битломанов наших дней………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………………...21
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет»
Факультет экологии и химической технологии
Кафедра «Культурология»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
Влияние «Битлз» на современную молодежную культуру
Студент группы 1-ХТБ-1
Преподаватель
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Краткая история группы……………………………………………………...4
2. Причины успеха «Битлз»……………………………………………………..9
3. Битломания как субкультура……………………………………………….
4. Субкультура битломанов наших дней………………………………………16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Много лет прошло с тех пор, когда четверка парней из английского Ливерпуля заводила тогдашнюю молодежь своими песнями. Но, несмотря на это, и в наши дни это слово не утратило своего значения. Наверное, нет на свете человека, который бы не знал и не любил песен ливерпульской четверки. “Битлз” – это не просто одна из рок-групп 60-х. Это целая эпоха в музыке. Они были для 60-х годов тем же, что Пресли для 50-х. Они олицетворяли собой новый рок-стиль и новую эру. “Битлз” дали року второй мощный импульс и превратили пустую развлекательную музыку в целую субкультуру. Сейчас, когда все это уже история, кажется невероятным, что четыре провинциальных парня смогли внести столь глубокие перемены - в самых разных областях жизни и за такой короткий промежуток времени. Яркой вспышкой осветив десятилетие, они оставили за собой радужное сияние, и после них ничто уже не могло оставаться по-старому. До них стриглись коротко и сзади, и с боков, после них даже директора банков стали отпускать волосы, захватывающие уши. До них поп-фильмы были низкопробной спекуляцией, после них фильмы можно было отнести к киноискусству. “Битлз” наложили свой отпечаток на все, к чему прикасались. Прежде всего, когда они играли на сцене, зрители видели и слышали, насколько тесно они спаяны. Они пели в унисон и создавали гармонию. Далее, песни, исполняемые ими, были чаще всего их собственными композициями. В итоге слух поражала не только индивидуальность каждой песни, но и гармоничность ее исполнения. На музыке “Битлз” выросло целое поколение 60-х – 70-х годов. Они были примером для мальчишек, мечтавших о сцене. “Битлз” стали учителями для музыкантов 70-х – начала 80-х. Их музыка осталась живой, она всегда актуальна и оказывает большое влияние на современную молодежь. И именно об этом мне и хотелось бы рассказать в данном реферате.
1. Краткая история группы
В данном случае все началось с дела, а слово “Битлз” появилось намного позднее. Весной 1956 года 15 - летний Джон Леннон образовал группу “The Quarrymen”, которая исполняла песни в стиле скиффл, кантри-энд вестерн и рок-н-ролл. Это был в самом буквальном смысле любительский коллектив: никто из его участников не имел и малейшего опыта в музыке, никто как следует, не владел ни одним инструментом. Джон Леннон ребенком пел в церковном хоре, позднее разучил несколько мелодий на губной гармошке и с помощью матери, игравшей на банджо, освоил с десяток простейших мелодий. Этого оказалось достаточно, чтобы стать лидером и солистом ансамбля. О славе и популярности хотя бы в масштабах города еще тогда не было и речи, тем не менее, группа Леннона выступала все лучше и лучше и сразу очень понравилась Полу Маккартни, когда он 6 июля 1957 года впервые услышал ее в саду приходской церкви св. Петра в ливерпульском районе Вултон. Маккартни играл на гитаре значительно лучше Леннона, знал тексты наизусть десятков американских шлягеров. Последнее было очень важно и ценно, поскольку достать американские пластинки удавалось редко. Через неделю Маккартни вошел в состав группы “The Quarrymen”. В 1958 году Пол посоветовал Джону пригласить в группу своего школьного приятеля Джорджа Харрисона, 15-летнего гитариста, к тому времени уже игравшего в группе. Вскоре коллектив Леннона принял название “Jonny and The Moondogs”, хотя нередко выступал и под прежним названием. Электрогитар у музыкантов не было, но при этом они все меньше исполняли композиций в стиле скиффл и все больше рок-н-роллов. Наряду с американскими шлягерами в репертуар группы входили и собственные песни Леннона и Маккартни, которых к концу 1958 года насчитывалось уже около полусотни. Пол, Джон и Джордж составляли ядро коллектива, остальные музыканты постоянно менялись. В конце 1958-го случилось так, что одни партнеры ушли, а другие не появились, и группа на время распалась. Джон и Пол начали выступать как дуэт под названием “The Nurk”, а Джордж перешел в квартет. Впрочем, этот период длился недолго, и уже в начале 1959-го группа восстановилась, причем с новым участником - Стюартом Сатклиффом. Сатклифф был сокурсником Джона по Ливерпульскому художественному колледжу. Он только что получил за одну из картин премию в 65 фунтов стерлингов и по настоянию Джона купил на эти деньги бас-гитару, хотя играть на ней не умел. Так в ансамбле появился бас-гитарист, постоянного же ударника не удавалось найти еще более года. 29 августа 1959 года группа выступила на открытии нового ливерпульского молодежного клуба “Casbah” и впоследствии давала там концерты регулярно. В ноябре группа приняла новое название “Long John and Silver Beatles”, вскоре сокращенное до “The Silver Beatles”. Слово “beatles” сочетает в себе 2 значения - “beat” (удар, бит) и “beetles” (жуки). Большинство биографов приписывают авторство названия Джону Леннону. Вполне возможно, что он действительно придумал его сам, особенно если учесть его поэтические способности и умение строить целые рассказы и стихотворения на игре слов. Той же осенью 1956 года “Битлз” познакомились с владельцем бара “Jacaranda Club” Эллэном Уильямсом, который разрешил им днем репетировать в пустующем помещении. К тому времени в активе у Леннона и Маккартни было уже больше 100 песен собственного сочинения. В результате бар превратился в первый ливерпульский бит-клуб. Уильямс взял на себя роль менеджера ансамбля, хотя настоящий контракт между ними так и не был заключен. В апреле 1960 года антрепренер отобрал их группу на гастроли по северной Шотландии. Летом 1960 года “Битлз”пригласили на гастроли в Гамбург и им в который раз пришлось срочно подыскивать ударника. В данном случае они остановили свой выбор на Пите Бесте. Это событие (группа впервые обрела стабильный состав) завершает предысторию “Битлз”. А теперь можно рассказать немного о биографии каждого из них. Джон родился 9 октября 1940 года в семье стюарда служившего на торговом судне. Его отец пропал без вести. Мать не имела средств для содержания сына, да к тому же хотела снова выйти замуж. Джон остался жить со своей теткой Мими. Нельзя сказать, что Джон был примерным учеником. Каждый день на него жаловались директору Quarrybank high school, который и посоветовал Джону поступить в художественный колледж. Сам Джон говорил так о том времени: “Я доказывал всем свою правоту и настаивал на самостоятельности. Конечно, я был бы огорчен, если бы я не попал в колледж, но, тем не менее, я его, в конце концов, бросил. Там все было гладеньким, аккуратненьким, а я этого терпеть не мог. И все равно я считаю, что мое детство было счастливым, я никогда не отчаивался, и у меня всегда была наготове улыбка”. В 1956 году Джон познакомился с Полом.
Джеймс Пол Маккартни родился 18 июня 1942 года в частной палате ливерпульской больницы: единственный из “Битлз”, появившийся на свет в таких шикарных условиях. Родители Пола были самыми обыкновенными представителями трудового сословия, да и война была в разгаре. С детства Пол проявлял чудеса дипломатического такта, резко отличаясь от вечно попадавшего в неприятности младшего брата, Майка. Пол успешно окончил начальную школу и поступил в Ливерпульский институт - самую известную среднюю школу города. “Пол мог делать уроки прямо перед орущим телевизором, ” - вспоминает его отец. Он наверняка бы мог поступить в университет. Но узнав о моих намерениях Пол, нарочно стал учиться плохо.
Позже дядя Пола подарил ему трубу, на которой он умудрился подобрать несколько мелодий. Потом Пол, как и многие его сверстники, увлекся гитарой. Первое время у него ничего не получалось. Потом он понял: причина в том, что он левша. Пол поменял местами струны и дело пошло. Пол впервые встретился с “Кворримен” так: “Я был в белом спортивном пиджаке и страшно зауженных черных брюках. Выглядел я классно: прохожие от меня шарахались. После выступления я поговорил с ребятами. Конечно, я постарался блеснуть”. Пол и Джон очень сблизились. Они частенько отправлялись к Полу, жарили яичницу и упражнялись в игре на гитаре. Пол показал Джону аккорды, которые знал, и аккорды для банджо стали не нужны. Джордж единственный из “Битлз” вырос в большой крепкой семье и не испытал в детстве никаких серьезных трудностей. Однако устроить Джорджа в начальную школу стоило больших трудов: в то время школы были переполнены. Тем не менее, Джорджа взяли в Давдейл, ту же школу, где учился Джон. Тот был на 2 года старше и Джорджа не замечал. В Ливерпульский институт он поступил в 1954 году. Пол тогда перешел на второй курс, а Джон уже четвертый год приводил в ужас Quarry bank high school. Ринго родился в 1940 году в ливерпульском районе Дингл. В детстве часто и подолгу болел, поэтому школу так и не окончил. Как и все его сверстники увлекался новой американской музыкой, но поначалу мечтал не о сценической славе, а том, чтобы уехать за океан и стать ковбоем. Ринго не оставался в стороне от музыкальных увлечений того времени, к тому же у него обнаружилось отменное чувство ритма, и он вместе со своими приятелями Роем Треффордом и Эдом Клейтоном образовал любительскую группу “The Ed Clayton Skiffle Group”. В 1958-м Ринго перешел в группу “Rory Storm And The Hurricanes”, а в августе 1962 года присоединился к“Битлз”.В 1960 году “Битлз”предложили гастроли в Гамбурге. Им приходилось играть по восемь часов подряд. Там же они и познакомились со своим будущим барабанщиком– Ринго Старром. Вернувшись в Ливерпуль, они нуждались в месте, где бы они могли выступать таким местом оказался клуб “Каверн” - это был темный и узкий зал со сводчатым потолком. Битлы росли как музыканты, их поклонники расширяли свои ряды и становились все более фанатичными. Они вновь посетили Гамбург и вновь пользовались популярностью. Но они были уже полны таким успехом по горло. Они нуждались в хорошем менеджере, который мог бы показать их публике. Им стал владелец музыкального магазина в Ливерпуле Брайен Эпстайн. Именно ему удалось выйти на звукорежиссера Джорджа Мартина, 6 июня состоялось прослушивание. Они сыграли несколько своих песен: “Love Me Do”, “P. S. I Love You”, “ Ask Me Why” и другие. Джордж Мартин остался доволен, на этом все и закончилось. Когда “Битлз” взяли к себе Ринго их признали лучшей ливерпульской группой. “ Love Me Do” была первой настоящей пластинкой“Битлз”. Однако мир ее не замечал. Следующая пластинка” Please, Please Me” вышла на первое место популярности. Их покорение мира началось со Швеции. Прошел год, “Битлз” превратились в неотъемлемую часть британского образа жизни. В январе 1964 года “ I Want To Hold Your Hand” начала свой путь в американском списке с 83 позиции. Битлы были на гастролях в Париже, когда из-за океана пришла новость: песня вышла в США на первое место. После этого наступил успех, мир был покорен. Последнее выступление “Битлз”состоялось 29 августа 1966 года. После смерти Брайена Эпстайна для них стала обычной работа в студии. Каждый из них уже стал формироваться, как отдельная творческая личность, каждый из них завел семью, у них появились хобби. В середине 1967 года они закончили работу над пластинкой “Сержант Пеппер”, следующей и последней их работой была пластинка “Let It Be”. В 1970 году группа распалась. Почему так произошло? На это есть много субъективных, но и объективных причин. Как известно, творчество всякого крупного художника развивается в условиях определенного социального контекста. Контекстом “Битлз”были 60-е годы, десятилетие относительного благополучия, оптимизма, когда молодежьсчитала, что музыка и любовь сами по себе способны привести к торжеству всемирного добра над всемирным злом, достаточно лишь взяться за руки и повторить за кумирами троекратное “Да! ” Но на подходе 70-е - десятилетие социального нигилизма, протеста, породившее исполненную депрессии, отчаяния и безверия философию панк-движения с ее отрицанием всего и вся. Девизом молодежи 70-х стало троекратное “Нет! ”. В сравнении с песенным миром “Битлз”, это был антимир, и квартет не мог не распасться от соприкосновения с ним. Как все выдающиеся художники, ““Битлз”” до осязаемости остро чувствовали свое время, в соответствии с ним творили и ушли, когда оно кончилось.
2. Причины успеха «Битлз»
К середине 60-х ситуация в популярной музыке изменилась коренным образом. Если в 1962 в американской "горячей десятке" побывало 98 песен, и лишь 2 из них были английскими, то в 1964 баланс сместился: 68 пластинок в десятке были американские, а 32 — английские. Эти цифры говорят все... и ничего. Они говорят, что американскому господству в роке пришел конец. Но они ничего не говорят о том, как, почему и кто это сделал. Ответ прост: это сделали «Битлз». Они были для 60-х годов тем же, что Пресли для 50-х. Они олицетворяли собой новый рок-стиль и новую эру. Они явились первооткрывателями, ведь именно с них началась эпоха биг-бита. Они возродили во всей своей первозданности музыку рок-н-ролла, истоки которой уходят в негритянскую песенную традицию Америки. Они нанесли удар по эстраде, выхолощенной певцами типа Клиффа Ричарда, и превратили пустую развлекательную музыку, исполнявшуюся слащавыми марионетками, в целую субкультуру. Они взорвали опостылевшую сцену. Материей «Битлз» стал вопль. Они вопили оглушительно, в сильнейшем возбуждении, надрывая слух и душу, олицетворяя бунт молодости. Сейчас, когда все это уже стало историей, кажется невероятным, что четыре провинциальных парня смогли внести столь глубокие перемены — в самых разных областях и за такой короткий промежуток времени. Яркой вспышкой осветив десятилетие, они оставили за собой радужное сияние, и после них ничто уже не могло оставаться по-старому. До них стриглись коротко и сзади, и с боков, после них даже директора банков стали отпускать волосы, закрывающие уши. До них поп исполнялся маленьким деревянным пиннокио, после них пиннокио обрезал свои ниточки и стал плясать под собственные мелодии. До них поп-фильмы были низкопробной спекуляцией, после них эти фильмы можно было отнести к киноискусству. Они наложили свой отпечаток на все, к чему прикасались! Что же делало их такими особенными? Если в 1962 вам было 16 или меньше, вы не пытались анализировать это, вы это чувствовали. Вы ощущали своими порами и органами чувств, что эти четверо — необыкновенные. Во-первых, когда они играли перед вами на сцене, вы видели и слышали, насколько тесно они спаяны. Они действительно были коллективом, ансамблем. Состав был довольно стандартный: три гитары — лид, ритм и бас — и ударные. Ничего нового в этом не было: таким же
составом «Shadows» вот уже три года лепили хит за хитом. Однако, «Shadows» были чисто инструментальной группой: ни на одном из их хитов, начиная с 'Apache' (1960), не было вокала. Правда, вокал появился, когда к ним пришел Клифф Ричард, но тогда они превратились просто в группу аккомпанемента, не более. «Битлз» же были непревзойденным вокально-инструментальным ансамблем. Трое из них не только играли, но зачастую и пели все вместе. Ведущего певца фактически не было, и очень часто они по очереди делали основной вокал на одной и той же песне! Они пели в унисон и делали гармонию. Далее, песни, исполняемые ими, были чаще всего их собственными композициями. В итоге, ваш слух поражала не только индивидуальность каждой песни, но и «ансамблевость» исполнения. «Битлз» всегда были законодателями музыкальной моды — и в то же время всегда в стороне от потока. Любая их песня запоминалась сразу, попадала внутрь, была очень проста – и всегда в ней было что-то неуловимое, то, что нельзя повторить, сымитировать. Каждый их альбом был записан на одном дыхании и не походил на предыдущие. Они никогда не повторяли себя - поэтому их музыка не имеет никакого отношения к коммерческой. Они не ограничивали себя каким-то одним стилем - в этом и был их стиль. И почти каждая песня «Битлз» была открытием. Они стали легендой, потому что сумели перевернуть всеобщие представления о том, какой может и должна быть поп-музыка. Наиболее характерной особенностью «Битлз», способствовавшей их поразительному взлету на вершину, было их стремление к совершенству. Казалось, они просто не могли делать что-то кое-как. За что бы они ни брались — вместе ли, порознь, — они постоянно менялись и совершенствовались. Имидж, созданный ими, был синтезом (как и многие другие их новшества) самых разных элементов, которые, слитые воедино, давали уникальное сочетание. Группа нашла свое лицо, меняя направленность текстов, обогащая оркестровки включением самых разных инструментов, расширяя стилистические и эстетические рамки рок-музыки. «Битлз» были действительно свежим явлением на рутинной сцене, действительно лишены глянца, наведенного шоу-бизнесом, и действительно британцами! Они были четырьмя местными, что называется, уличными мальчишками из тех, кого можно встретить в любом приходе. В этом заключался секрет их общения с залом. С самого начала публика признала в них своих. Тогда, в 1963 году, мечта жизни каждого журналиста состояла в том, чтобы услышать хоть одно-единственное слово от «Битлз». И любой репортер мог быть совершенно уверен в том, что его интервью будет отличаться от других. «Битлз» никогда не повторяли своих шуток, не говорили одно и то же, как большинство знаменитостей. Остроумие и непосредственность «Битлз» привлекали к ним внимание не только как к музыкальным гениям, но и как к личностям в высшей степени оригинальным. За двенадцать месяцев, прошедших с момента выхода их первой пластинки, «Битлз» сделались неотъемлемой составной частью «британского образа жизни». Их полное светлого оптимизма утверждение «Yeah! Yeah! Yeah! », ставшее своеобразной «визитной карточкой» квартета, формулой взгляда на жизнь, было с радостью принято миллионами молодых людей не только в Англии, но и далеко за её пределами. Таким образом, из явления чисто музыкального «Битлз» стали явлением и социальным, наложив неизгладимый отпечаток на культуру всего ХХ века. И неудивительно, что по опросу читателей шведского журнала Aftonbladet, «Битлз» были названы группой столетия.
3. Битломания как субкультура
Что это такое Битломания? Почему битломания резко отличается от других «кумиропоклонничеств»? Что объединяет битломанов кроме Битлз? Вопросы очень сложные, над ними бьется не одно поколение социологов и психологов. Но не всегда сугубо научный взгляд может с известной точностью передать суть явления. Я попыталась взглянуть на битломанию изнутри. Что же такое битломания? – вопрос вовсе не праздный. Разумеется, даже человек со стороны может сказать, что «битломания» - это «мания по группе Beatles». Все верно, битлы являются краеугольным камнем этого явления. Однако, как показали многолетние наблюдения, битломания – это почти религия, которая включает в себя не только поклонение группе Битлз. Видимо, дело в том, что битломания одно из самых старых неформальных движений, включающее в себя людей разных возрастов. Все они привносят свои ценности и мировоззрения, часто радикально различающиеся, что только обогащает эту субкультуру, делает ее разнообразнее и колоритнее. А поскольку музыкой Битлз вдохновлялись последующие поколения музыкантов, то битловское наследие не знает границ. Итак, краеугольным камнем битломании являются сами Битлз, и все с ними связанное. Все остальное «здание» - это музыка, которая берет свое начало из творчества битлов, и всевозможные вещи, вопросы или явления, созданные под влиянием ливерпульской четверки – а это и кино, и мультипликационные фильмы, и литература, и многое другое. Можно увидеть, что даже мало-мальски заинтересованному Битлз человеку есть, из чего выбирать. Однако битломанами становятся не только из-за того, что музыканты каким-то образом имеют отношение к интересующему предмету. Почему так? – этот вопрос я оставляю вне рассмотрения, ибо на него нет ответа. Битломаны - это адепты нашей субкультуры. Все они люди разного возраста, разного социального положения, разного культурного развития. При первом взгляде на пеструю армию поклонников битлов кажется, что этих людей больше ничего не объединяет. Но при более внимательном рассмотрении становится понятно, что все как раз наоборот. Все битломаны люди с определенным складом личности. Многие битломаны говорят о начале своей битломании одинаково: «словно вату из ушей вынули», «это было очень необычно», «сознание как в гармошку сложилось». Обычно это происходит после прослушивания какой-либо одной песни группы, причем для каждого эта песня своя. И уже после этого новоиспеченный битломан начинает меняться. Изменяется в первую очередь характер – это главная отличительная черта битломании, она присуща, пожалуй, только ей. Это говорит о том, что битломанами становятся в первую очередь те люди, которые не нашли себя до этого – интеллигенты с широким кругозором, которым нравится многое, но что-то одно выбрать сложно, хохмачи, радующиеся жизни на каждом шагу, или же люди, желающие найти в жизни хотя бы одну константу. Когда захлестывает битломания, человек сразу же определяется, что ему действительно нравится, а что нет, находит еще один повод порадоваться жизни, или же ту платформу, на которую он будет опираться до конца своих дней. Последнее вызвано тем, что многие люди в современном обществе остаются атеистами. Однако всем нам нужна хоть какая-то вера – если верить в правительство в наши дни наивно, в себя не получается, а деловые отношения искореняют настоящую дружбу и любовь, то остается только одно - стать фанатом какой-либо группы. Зачастую битломаны такого типа даже не пытаются разобраться в том, что они полюбили – и живут придуманными ими образами, отстаивая их на каждом шагу. Или же наоборот, разбирают творчество любимой группы по косточкам, поскольку это позволяет «обустроить в сознании маленькое уютное гнездышко», в котором ничего кардинально не изменится, ибо факты вещь упрямая. Те, кто стал битломаном , так как группа «так и пышет жизнью», в большинстве своем не интересуются тонкостями взаимоотношений авторского дуэта Леннон-Маккартни, а наслаждаются тем, что этот дуэт сочинил. Именно они чаще всего пишут фанфики, обыгрывают по-своему творения Битлз, заставляя их играть по-новому. Те же, кто выбрал битлов точкой отсчета для построения своей модели мира, впоследствии могут охладеть к ним. Но зачастую такие битломаны остаются горячими поклонниками до конца своих дней, и именно они чаще всего смотрят наиболее трезво на Битлз, принимая их такими, какие они есть без оговорок. Войдя в ряды себе подобных, битломан оказывается в своего рода «клане». Это вполне закономерно и не обсуждаемо. Но этот «клан» неоднороден – его можно условно разделить на три группы. В первую можно отнести тех, кто подходит к творчеству Битлз как к интересному объекту изучения. Во вторую – оптимистов-хохмачей, и в третью – тех, кто просто слушает «хорошую» музыку. Если представители третьей группы живут тихо и мирно, то между первой и второй постоянно возникают стычки – из-за того, что «исследователи» не могут понять и принять игривое отношение к творчеству группы у «хохмачей». Их раздражают фанфики, каверы, анекдоты, и прочее субкультурное наследие, которым активно пользуются и пополняют «хохмачи». Разумеется, есть и исключения из правил, поэтому разделение на группы весьма условно. Однако всем этим трем группам присущи общие черты. Человека, интересующегося только Битлз, не поймут – как же так, ведь кроме битлов есть много чего интересного. А уж битломана, отказавшего другому битломану в материальной помощи в виде интересных материалов, фотографий и текстов песен просто замуруют заживо – настолько дико прозвучит отказ для них. Отсюда можно сделать вывод, что битломании присущи «клановые» черты – взаимовыручка и взаиморазвитие, и стремление к образованности. Это позволяет с уверенностью отнести субкультуру к таким движениям, как романтизм, авангард, экспрессионизм и иже с ними в искусстве. Однако то, что в основе битломании лежит один объект – группа Битлз – объединяет субкультуру с религией. Значит, битломания – это религиозаменяющие явление, носящее функции религии, но таковой не являющееся. А вот почему так происходит мало, кто знает. Ясно одно – пока в этом мире не установится порядок, Битлз будут отдушиной для людей, светлой сказкой, позволяющей выжить в жестокости, стрессах и насилии. Поэтому прав был тот человек, кто сказал что «Битлз – это Иисус Христос» не в прямом, а метафорическом значении этой фразы.
4. Субкультура битломанов наших дней
Что такое “Битлз” для сегодняшних подростков? Для определённого круга молодёжи творчество “Битлз” до сих пор актуально и интересно, другие кроме самого названия ничего об этой группе не слышали.
Исследователи полагают, что “битломания” – особое состояние части общества в 60-е, это – невероятное сумасшествие, охватившее планету на некоторое время, заставившее забывать всё, что угодно. В течение 3 лет безумие владело всем миром. Каждая страна становилась свидетелем массового психоза, который совсем недавно казался немыслимым и которому вряд ли суждено повториться. Сегодня никто уже в такое не верит, а между тем только вчера всё это было правдой. Пик битломании продлился совсем недолго, но некие её проявления сохранились и до наших дней, в конце концов, мы же до сих пор слушаем песни “Битлз” намеренно, потому что они нам нравятся, или случайно, потому что они нравятся радио-ди-джею. Термин «битломания» используется в смысле приверженности музыке этой группы, но не обязательно умопомрачительной, а в более или менее привычных рамках.
Если попасть в группу молодёжи, претендующей на интеллектуальность, то может сложиться впечатление, что не так много изменилось, потому что те, кто рассматривают “Битлз” как часть музыкальной культуры, как английской, так и мировой, в основном, относятся к их музыке благожелательно. Когда у многих сложилось именно такое впечатление, то все предположили, что это иллюзия и отправилась в ближайшую школу её развеивать, что с успехом и проделала, замучив вопросами примерно сотню старшеклассников. Больше двух третей их ответило, что как сами “Битлз”, так и их творчество им безразлично, в то время как явную симпатию к этой группе выразили всего 3 % ребят и ещё 20 % склонны сказать, что “битлы” им скорее нравятся, чем нет. И ещё, помимо тенденции равнодушия к “Битлз” заметна и естественно из неё следующая тенденция незнания конкретно этой группы и её песен.
Другая картина выстраивается в Интернете на сайте университета Кентукки, где среди более 2000 опрошенных, большинству которых нет 18 лет, чуть ли не все готовы признать себя “битломаньяками” и совершенно этого не скрывают от окружающих. Однако, проблема в том, что эта картина необъективна по многим причинам. Во-первых, доступ в Интернет есть далеко не у каждого, во-вторых, совсем не все, у кого он все же есть, интересуются “Битлз”, в-третьих, даже если и интересуются, только действительно “битломаньяки” станут тратить время на заполнение вопросника. Так что результат естественен.
Получаются две на первый взгляд совершенно неэквивалентные и практически несравнимые группы, но, если предположить, что они отражают лишь две части спектра отношений к “Битлз” – те, что по краям: маниакальную привязанность и индифферентность, то можно подумать, что действительная картинка где-то посередине. Мании, конечно, нет – её нечем подкрепить, но нет и полного безразличия, а посему обе группы опрошенных представляются показательными. Ведь мир калейдоскопичен, а о вкусах не спорят. Понятие “жизненного цикла” существует применительно практически к любому явлению, имеющему тенденцию к развитию, в том числе и к субкультуре. Она, как и всё в мире, рождается, живёт и умирает. Бывают стадии расцвета, зрелости, заката, агонии – можно придумать, наверно, ещё градации, но в данном случае это не так важно.
“Битломания” родилась под счастливой звездой и распространилась очень быстро, потом так же быстро начала затухать – только начала, потому что процесс этого затухания длится уже 30 лет и, вероятно, затянется надолго. Траур по этой субкультуре надевать ещё рано, колокол ещё пока не звонит, а легенда живёт. В частности, в любой молодежной тусовке считается, что если уж ты слушаешь рок, что само по себе хорошо, то “Битлз” надо слушать обязательно, это “бонтон”. Один из продавцов в музыкальном магазине “Castle-Rock” сказал: “Слушать “Битлз” – всё равно, что букварь читать!”. И даже если он имел в виду неактуальность и несвоевременность подобного увлечения в сознательном возрасте, когда буквы учить уже не надо, то зерно истины в его словах можно найти и в другой трактовке. Азбука – то, с чего начинается язык, поэтому читать Достоевского или Ницше, или Кьеркегора, или Маринину – что угодно – без тщательного изучения букваря ну никак нельзя. Музыкальная грамотность тоже должна с чего-то начинаться.
“Битлз”, и этого нельзя не признать, – яркое проявление очередного временного пласта культуры – культуры вторичной, культуры массовой – символа ХХ века. По опросу читателей шведского журнала Aftonbladet, The Beatles была названа группой столетия. Секрет их обаяния пока не найден, и вряд ли это случится потом, хотя высказываются разные точки зрения: от сколько-нибудь обоснованных: талант, своевременность, умелый менеджмент, до фантастических – мистика, благоприятное сочетание звёзд, экстрасенсорика и т.д. “Битломания” в настоящее время приобрела и ещё одну характеристику. В 60-е гг. она была почти повсеместной, и не служила водоразделом между слоями общества, т.к. по популярности “ливерпульская чётвёрка” действительно приближалась к Христу. Сейчас рейтинги “Битлз” существенно снизились, и наличие знаний о них становится неким критерием общественной градации, общественной дифференциации. На переломе веков модно вспоминать сенсации и кумиров, составлять хит-парады и выстраивать по ранжиру знаменитостей и исторические события. На сегодняшний день приверженность “битлам” – не эпатаж и даже не норма, это элемент консервативного восприятия жизни, реликт ушедшей эпохи. Дело, кажется настолько плохо, что некоторые битломаны, соскучившиеся по обществу себе подобных, готовы наброситься с дружеским объятиями на любого, кто показался им единомышленником.
Тинэйджеры зачастую подвержены подростковому нигилизму, когда не воспринимается ничего, связанного с поколением родителей. Желание доказать всем свою состоятельность как личности, процесс чего идет через стадию полного отрицания уже существующего опыта и попытки создания чего-то нового. Нередко по окончании периода бунтов и поры взросления консервативные настроения берут верх. Так случилось и с “новыми левыми”, идеология которых в определенной мере строилась и на творчестве “Битлз”. Для них “битломания” остается приятным воспоминанием юности, ностальгией. Подростки же ностальгировать не хотят, да и не по кому. Но, стремясь в будущее, в магический XXI век, было бы неправильным отрезать прошлое, тем более незавершенное. “Битлз” вплавлены в английскую и мировую культуру, выбиты на скрижалях столетия. Те, кому примерно 20 и больше, склонны согласиться с этим, а не заявлять: “Я “Битлз” не уважаю, хотя и не слушаю”. Чем старше человек, чем взрослее его мировосприятие и шире взгляд на историю и культуру, тем скорее он признает вклад “битлов” в развитие мирового сообщества. Значит, история продолжается? Существует распространенное мнение, что человек жив, пока жива память о нем. Мы можем прочитать про Адама, Софокла, Аристотеля, Нерона, а “Битлз” - увидеть на телеэкране, услышать, почти почувствовать, да и сами они еще живы. Человеческая память способна хранить многое, даже не значительное, а эта группа оказала действительно серьезное воздействие на умы и души человечества. Впрочем, сейчас можно увидеть вырождение восприятия “Битлз” – то стилем их музыки старшеклассники называют кантри, то страной, где они появились – Францию, если не Америку, но это, впрочем, ничего об этом прохожем не говорит – никто не обязан наперечёт знать все песни и альбомы «The Beatles», равно как «The Rolling Stones» или, например, «Sepultura». Это, слава Богу, дело вкуса
Информация о работе Влияние «Битлз» на современную молодежную культуру