Восточная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:58, реферат

Описание

В современной науке существует несколько точек зрения на термин "Возрождение". В широком понимании этот термин определяет этно-культурный взлёт, взрыв национального сознания, активизацию развития национальной культуры (например, "процесс національного відродження в Україні"). В узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в первую очередь европейской, культуры в период с конца XII века (Италия) до начала XVII века (в некоторых европейских странах, например, в Англии, Португалии, Польше, Украине - несколько позже) и преследует цель определить набор черт, позволяющих топологически отнести конкретную национальную культуру к типу ренессансных. Именно такое значение термина "Возрождение" ("Ренессанс") принято в настоящей работе.

Работа состоит из  1 файл

Культурология.docx

— 34.73 Кб (Скачать документ)

В современной науке существует несколько точек зрения на термин "Возрождение". В широком понимании  этот термин определяет этно-культурный взлёт, взрыв национального сознания, активизацию развития национальной культуры (например, "процесс національного відродження в Україні"). В узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в первую очередь европейской, культуры в период с конца XII века (Италия) до начала XVII века (в некоторых европейских странах, например, в Англии, Португалии, Польше, Украине - несколько позже) и преследует цель определить набор черт, позволяющих топологически отнести конкретную национальную культуру к типу ренессансных. Именно такое значение термина "Возрождение" ("Ренессанс") принято в настоящей работе.

 

 Следует обратить особое внимание на то, что культура Возрождения отнюдь не является необходимой стадией развития для любой национальной культуры (в отличие от мифологического - антично-первобытного или теоцентрического - средневекового этапов). Некоторые характерные черты Ренессанса были пережиты отдельными культурами на более поздних этапах развития. Вот почему среди историков и культурологов не утихают споры относительно не только роли и места, но и закономерности периода Ренессанса в культурном процессе. Эти точки зрения можно суммировать следующим образом:

 

- эпоха Возрождения является  целиком самостоятельным новым  этапом в истории европейской  культуры, наследующим Средневековье,  но при этом являющимся ментальной  противоположностью последнего  как культурологический феномен,  родственный греко-римской античности.

 

- Ренессанс представляет собой  последнюю стадию развития Средневековья,  квинтэссенцию всего выработанного  и осознанного культурой за  десять средневековых веков Европы (выдающийся голландский культуролог  Й.Хейзинга называет Ренессанс "осенью Средневековья");

 

- Ренессанс есть переходная  эпоха от Средневековья к Новому  времени со всеми присущими  такому "мосту" противоречиями, непоследовательностью, регрессиями  (например, феномены Реформации и  Контрреформации, секуляризации  и инквизиции, и т.п.).

 

 У каждой из выделенных  точек зрения есть весомые  аргументы, и наша задача в  данном случае состоит в том,  чтобы на их примере показать  несовпадение содержания термина  в различных культорологических подходах. Обратим внимание и на то, что при изучении не экономической или социальной истории, а именно культорологии, воспринимая культуру не дискретно, а как непрерывный процесс развития, мы не види противоречий между различными позициями в изучении этой культурной эпохи как особенной, но в то же время типической, в значительной мере переходной, а поэтому культурологически родственной и таким эпохам, как эллинизм, культура барокко, позже - девятнадцатый век, а возможно, и вторая половина двадцатого.

 

 Сам термин "возрождение"  для характеристики эпохи XIV-XVI века был введен ее современниками - итальянскими гуманистами. Генетически  связанный с религиозно-этическим  понятием "обновление", этот термин  приобретает в указанный период  принципиально иной смысл: обновление  культуры, подъем литературы, искусства,  науки после их длительного  упадка в средние века - кстати  сказать, и последний термин  тоже был творением ренессансных  гуманистов: "эпоха посредине" (между античностью и Ренессансом). Таким образом, уже в оценках  самих деятелей этой эпохи  Возрождение господства "средневекового  варварства" (что, как известно, было по меньшей мере несправедливо в отношении к собственным культурным истокам). Однако итальянский поэт Франческо Петрарка строит концепцию "мрачных веков", видя только глубокие отличия между культурой античности и следующей за ней эпохой Средневековья и, наоборот, тесную наследственную связь между античностью и современным периодом (эпохой Возрождения). Гуманисты следующих поколений не скрывали своего презрения к "невежеству и варварству" средних веков и энергично "возрождали античные традиции", полагая себя их прямыми продолжателями.

 

 Ясно, что в истории культуры  не было и быть не может  "более выдающихся", или "менее  выдающихся" эпох. Каждый этап  существования человечества решает  свои вопросы, не являвшиеся  проблемными либо вовсе не  стоявшие перед обществом иной  похи. Поэтому эпоху Возрождения не следует воспринимать в том именно ключе, в каком воспринимали ее люди этой, во многих отношениях новаторской, культурной эпохи. Что же касается их этических и особенно эстетических идеалов, то они, безусловно, более созвучны человеку двадцатого века, чем, скажем, идеалы Средневековья.

 

 Итак, под эпохой Возрождения мы понимаем период в истории европейской культуры, в первую очередь с XIV по XVI век включительно, характеризующийся переносом культурных интересов из сферы высшего (небесного) мира, из области сакрального к материальным проявлениям жизни, то есть в сферу профанного - вплоть до создания культуры антропоцентризма (от греческого "антропос" - человек). Эпоха Возрождения характеризуется всплеском художественного творчества, в первую очередь в области пластических искусств (живопись, скульптура), появлением национальных языков на основе церковной латыни и местных народных говоров, становлением национальных государств на основе феодальных владений, экономическим развитием, а на его основе развитием городов и связанной с ними цивилизации, духовной секуляризацией ("обмирщением") и ростом индивидуалистических тенденций в общественной жизни и быту.

 

 Разумеется, не каждая из  европейских стран осуществила  за этот период подобное развитие, так сказать, "в полном объеме". Однако духовное раскрепощение,  дух индивидуализма, секуляризация  духовных ценностей, обращение  к человеку как центральной  фигуре бытия являются необходимыми  и достаточными признаками возрожденческого типа для любой национальной культуры.

 

 Процесс "переживания"  Возрождения был неравномерен  в различных европейских странах.  Существует, строго говоря, три типа  ренессансных культур, отличающихся  полнотой переживания и реновации  культуры:

 

- Итальянское Возрождение. Его  характеризует последовательность  процесса духовного раскрепощения,  выхода из-под власти церкви (как  экономически, так и политически  - именно этот процесс получил  название секуляризации), художественный  взлет, появление новых жанров  в искусство (да и собственно  искусства в нашем понимании  этого слова). Италия считается  родиной культуры Возрождения.  Именно здесь эта культура  впервые заявляет о себе и  форме искусства фактом появления  книги стихов Данте Длигьери "Новая жизнь" ("Vita nuova"), этого первого в Европе литературного произведения на национальном языке.

 

 В своем развитии ренессансный  тип культуры прошел несколько  этапов, наиболее четко выделяющихся  в итальянской культуре, где они  распределяются таким образом:  Предвозрождение, или Проторенессанс (вторая половина XII - начало XIV века); раннее Возрождение (XIV - начало XV века); зрелое Возрождение (XV - первая четверть XVI века); Высокое Возрождение (первая четверть XVI - Середина XVI века); Позднее Возрождение (вторая половина XVI - начало XVII века).

 

 - Вторым типом ренессансной культуры считается Северное Возрождение (страны, расположенные к северу от Италии: Нидерланды, Германия, Франция). Оно характеризуется более сжатым и интенсивным, несколько "свернутым" протеканием, переносом ренессансной проблематики с внешних проявлений (в форме пластических искусств, зрелищности) на решение внутренних вопросов веры, государственности, права и т.д. Северное Возрождение начинается в середине XIV столетия и длится до конца XVIII ст.

 

- Третий тип ренессансных культур  представляют культуры, пережившие  лишь частичное Возрождение, "прожив" его в краткие периоды - за 40-70 лет и далеко не в "чистом" виде даже в сравнении с Северным Возрождением. К такому типу ренессансных культур относят культуру Англии, Португалии, ряда славянских стран: Чехии, Польши, Украины.

 

 Обратимся к более пристальному  рассмотрению ренессансной культуры  Италии. При изучении итальянского  Ренессанса встают два вопроса:  что "возрождало" Возрождение  и насколько широким в своем  распространении среди различных  слоев населения было это культурное  движение?

Важнейшими чертами ренессансной культуры являются: развитие индивидуализма, в результате чего "героем эпохи" становится сильная героическая  личность, светский характер мышления и поведения общества, эмансипация  личности. Все это придало Возрождению  характер переворота в сложившемся  в середине века жизненном укладе и феодально-католическом восприятии мира.

 

 Указанные процессы разворачиваются  в Италии на фоне весьма  развитой городской культуры, которая  к середине XIII века выходит из-под  власти церковников и светских  феодалов. Главенствовали в этом процессе гуманисты - университетские преподаватели так называемых "studia humanitais" - цикла "человековедческих" дисциплин: литературы, языка, философии, истории, риторики, логики, грамматики и т.п. Важнейшим достижением гуманистов становится их проповедь прав личности на широкое удовлетворение всех ее потребностей, на полное развитие способностей.

 

 Устремленность гуманизма к  раскрепощению, эмансипации личности  находила крайнюю опору в античной  культуре, которую гуманисты понимали  как свою духовную "прародину". Но величие человека виделось  гуманистам сквозь призму богосозданности человека как "венца божественного творения", властелина природы, завещанной человеку как врена и арсенал для его личностного творчества. Такие идеи пламенно утверждал в своем трактате "О достоинстве человека" гуманист Пикко де Ла Мирандола.

 

 Итак, итальянский Ренессанс  "возрождал" не столько собственно  античность, сколько свое представление  об античности, в центре духовных  поисков которого стоял человек-творец. С такого Господь много взыщет, ибо ему Господом более всего  и дано. Поэтому культура итальянского  Возрождения по своему ментальному  типу является антропоцентричной.

 

 Одним из наиболее ярких  признаков Итальянского Возрождения  стало новое понимание искусства  и науки, занятия которыми перестали  считаться недостойными благородного  человека, да и само представление  о человеке претерпело существенные  изменения (см. выше). Поэтому в раздробленной на множество карликовых государств, гвоорившей на разных диалектах Италии были так известны деятели исскуств - живописцы Мазаччо, Леонардо да Винчи, Микельанджело Буонаротти, Рафаэль Санти, скульпторы Донателло и многие другие, чьи имена не требовали даже фамилий, чтобы быть узнанными.

 

 Однако многие исследователи  обращают внимание и на тот  факт, что секуляризация мысли,  ее творческий характер совершили  переворот лишь во взглядах  образованного общества эпохи  Возрождения: сознания же широких  народных масс этот переворот  не коснулся. Вот почему в истории  культуры ренессансной Италии  есть такие страшные страницы, как появление многочисленных  ересей, получавших широкое распространение  среди низших слоев населения  городов-коммун (катары, "бедные ломбардцы", последователи Савонаролы). Сторонники  этих течений не только выступали  в защиту идей бедности и  всеобщего уравнительства. В поисках нового богочестия они видели в произведениях искусства и в их создателях источник искушений. Поэтому и уничтожали произведения, а иногда и самих творцов во время восстаний, вынуждая их ради спасения жизни навсегда покидать родные города. Такова трагическая судьба Данте Алигьери, даже после смерти не вернувшегося в родную Флоренцию.

 

 Рядом с невиданными взлетами человеческого и патриотического сознания в культуру итальянского Возрождения должны быть включены и разгул Священной Инквизиции, и создание внутренней церковной полиции - ордена братьев иезуитов (от латинского произношения "Иисус"), многочисленные процессы против еретиков и ведьм (трактат ""Молот ведьм" выпущен монахами Инститорисом и Шпренгером в середине XV века - в эпоху зрелого Ренессанса).

 

 Но все же эта эпоха  вошла в историю как вздох  освобождения, как рождение надежды.  Именно в трактатах деятелей  итальянского Возрождения впервые  осмыслена великая роль новаторства,  декларирована необходимость создания  чего-то нового как оправдания  человеческого существования. Именно  итальянские гуманисты сделали  первую попытку научного осмысления как предыдущей культуры, политики, государственности, так и своей (например, Маккнавелли в трактате "Государь"). Именно итальянские гуманисты оказались способны создать модель нового общества, основанного на идее демократии и веры в Бога (утопия Томазо Кампанеллы "Город солнца").

 

 В феодально-крестьянской Европе  еще большей была пропасть  между культурной элитой и  основной массой носителей культуры. Но именно здесь было достигнуто  равновесие между античными и  средневековыми источниками нового  духовного движения. В Северном  Возрождении важнее оказалась  не внешняя "перестройка"  поведения, быта, чувств, а глубокие  внутренние изменения взглядов  на мир, а через них - и  взаимоотношений между людьми, между  человеком и обществом, а позже  - между человеком и Богом, выразившиеся  в могучем религиозном движении  Реформации. И хотя не было недостатка в технических открытиях, среди которых и изобретения книгопечатания немцем И. Гуттенбергом, создание новых сталей, технологий обработки металла, стекла, ветряных мельниц и т.д. - едва ли не главным открытием Северного Возрождения стало открытие человеком "Бога в себе" и права на непосредственное общение с ним на родном языке верующих, а не на мало кому здесь понятной латыни. Реформация, возникшая в элитарных кругах (ее идеологами стали ученые Эразм Роттердамский, Эрих фон Гуттен), быстро овладевает умами самых широких масс. Борьба за внутреннее благочестие - пиетизм - приводит вначале к возникновению Братства Общего Духа, внецерковного объединения верующих на религиозных основах, затем к появлению переводов Священного Писания на национальные языки и, наконец, к мощному разрыву с католической церковью.

 

 Северное Возрождение отличается  предельной экзальтированностью  внутренних переживаний. Она проявлялась  и в речах популярных проповедников,  за которыми толпы слушателей  ходили из города в город  (например, мастер Иоганн Экхард, Антуан Фраден Францисканец, доминиканец св. Винцент Феррер или исповедник Жанны д'Арк юрат Ришар), и в произведениях мастеров искусства Северного Возрождения. Среди них особенно выделяются братья ван Эйки (которым легенда приписывает изобретение масляной живописи), семьи художников Кранахов, Гольбейнов, великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Нервно-напряженное мироощущение эпохи находит свое воплощение в скульптуре и архитектуре. В целом в искусстве Северного Возрождения происходит соединение средневековой символики и по-новому осмысленного мистицизма, порождающее и новые пласты в понимании искусства.

Информация о работе Восточная культура