Возникновение, распространение и влияние буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 13:21, контрольная работа

Описание

Буддизм является в настоящее время одной из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по культурологии.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

Принадлежащая Хинаяне школа Дхармагупты откололась от Тхервады в начале Ив. до н.э. и достигла расцвета на территории современного Белуджистана на юго-востоке Пакистана и в Парфянском царстве, особенно на территории современного восточного Ирана и некоторых районов Туркмении. Анализ священных текстов показывает, что начиная со II в. н.э., в северном Китае главной школой Хинаяны была Сарвастивада, однако линия посвящения монахов и монахинь пришла в Китай именно из школы Дхармагупты, отсюда она распространилась на Корею, Японию и Вьетнам. Тексты Махаяны начали записывать на санскрите, а открыто они появились вскоре после окончания царствования короля Канишки во II в. н.э. Вначале это имело место в районе Андхра на юго-востоке Индии, а затем эти учения быстро распространились на северную Индию, Кашмир и, особенно, Хотан, Начиная с IV в. в северной части Индии были построены великие монастырские университеты, такие как Наланда и Викрамашила. Постепенно Махаяна попала также в Западный Туркестан, где буддизм, как уже упоминалось выше, исповедовался на территориях современной Туркмении, Таджикистана, Узбекистана и Киргизии вплоть до арабских нашествий в VIII в., в результате которых эти районы подверглись мусульманизации. Как уже говорилось ранее, ранняя индийская Махаяна попала также в Кампучию, а через нее в южный Вьетнам. 
 
 

3. Влияние буддизма на культуру

      Влияние буддизма на культуру  Индии и других стран чрезвычайно  широко и многообразно и поэтому заслуживает  отдельного  исследования.  Здесь  же  мы ограничимся общими замечаниями.

      Появление  и  распространение  буддизма  явилось  катализатором   всех творческих сил Дальнего Востока. Как пишет В.С.  Поликарпов:  «Весь  Дальний Восток  обязан Индии   буддизмом,   который   способствовал   формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии и Тибета».  Буддизм  способствовал обновлению традиционных религий стран Востока – ведической религии в  Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуциантсва  в  Китае,  вскоре составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в  Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.

      Прежде  всего,  буддизм   оказал   огромное   влияние   на   восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.

      С  распространением  буддизма  создавались  многочисленные  буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные  комплексы.  Строились буддийские пагоды  –  многоярусные  сооружения,  символизирующие  буддийские небеса. Буддийской  архитектура  придавала  национальной  архитектуре  стран Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.

      Под воздействием идей буддизма  расцвело  садовое  искусство.  Никакая другая религия не была так тесно связана с растительным  миром,  с  красотой природы, как буддизм. Буддийские монахи разводили  вокруг  своих  монастырей целые рощи. Для этого у них было достаточно досуга, и жили они  в  окружении мирной  природы,  столь  благоприятствующей  душевному  покою.  Вот   почему садовое искусство того времени тесно связано с  храмами  и  монастырями.  Из Индии буддийский храмовый сад перекочевал в другие страны, в  Китае,  Корее, Японии дал жизнь садам нового типа. (В Японии – знаменитый «сад камней»).

      Развитие скульптуры проявилось  прежде всего в создании  для   храмов  и монастырей  величественных  и  изящных  скульптур Будд  и Бодхисаттв.  Эти скульптуры также стали традиционными для Индии, Китая, Японии и др. стран.

      Буддийские монастыри веками  были одними из  главных   центров  культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое  время,  искали  вдохновения  и творили поколения поэтов,  художников,  ученых  и  философов.  В  архивах  и библиотеках монастырей накоплены бесценные  сокровища  письменной  культуры, регулярно  копировавшиеся   и   умножавшиеся   усилиями   многих   поколений трудолюбивых монахов – переводчиков, компиляторов, переписчиков.

      Вместе с буддизмом в Японию  пришла китайская «азбука».

      Китайские  буддийские  монахи  изобрели  искусство  ксилографии,  т.е. книгопечатания. Размножения текста с помощью матриц –  досок  с  вырезанными на них зеркальными иероглифами.

      Искусство чаепития  впервые   возникло  в  буддийских  монастырях,  как бодрящее средство для многочасовых медитаций.

      Буддизм оказал глубокое влияние  на становление принципов традиционного восточного искусства. Прежде  всего  следует  отметить  тесную  связь  между незавершенностью в восточном искусстве  и  философско-религиозным  сознанием Востока. Именно буддизм с его учением о вечно изменяющемся чувственном  мире дал художнику  важный  методологический  принцип,  позволивший  ему  создать неповторимый  мир  образов  восточного   искусства.   Суть   художественного творчества в дальневосточном  регионе  прекрасно  выражает  афоризм  Су  Ши: «Когда  рисуешь  дерево,  нужно  чувствовать,  как  оно  растет».  Благодаря буддизму   на   Востоке   незавершенность   есть   универсальный    принцип, пронизывающий  как  традиционное,  так  и  современное   искусство,   причем художники исходят из принципа «природа – мера красоты»  в  противоположность европейскому «человек – мера красоты».

      В буддизме особенно ярко проявляется   изначальное  значение  образного слова, которое придает его  философско-этическим  абстракциям  эмоциональную убедительность  и  «достоверность».  И  вообще   для   буддизма   характерно тяготение к притчам, к образной метафоре и сравнению. Доминирующее  значение образного слова в буддизме неизбежно требовало его  реализации  в  действии, поэтому он очень активно использует различные формы  национальных,  народных художественных традиций, в том  числе  театр.  Например,  в  Японии  буддизм почти  полностью  ассимилировал  древний  театр  «Но»,  наполнив  его  своим содержанием.

      Современные исследователи отмечают, что под влиянием древних   традиций и  буддизма  в  искусстве  Востока  очень сильны   декоративные   принципы. Декоративность особенно проявляется в изображении сцен из  жизни  куртизанок знаменитой  школы  Матхура  средневековой  индии,  в  бесконечных  вариациях знаменитого скульптора японского средневековья Энки, создавшего  пять  тысяч скульптурных  изображений  Будды,  в  движениях  и   одеждах   танцовщиц   и танцовщиков ритуальных танцев и т.д.

      Влияние же буддизма на западные  страны, до XIX века не  было  сколько-нибудь  заметным. С развитием науки и   техники,  в  странах  Западной  Европы усиливается брожение умов и развивается культурный кризис.

      Французский историк Жюль Мишле  писал в 1864  году:  «На   Западе  такая теснота! Греция с наперсток – дышать нечем. Иудея высохла, я  задыхаюсь.  О, дайте мне, дайте надышаться с азийских высот воздухом глубин Востока!»

      В начале XX века физика испытывает  кризис. Проникнув в  глубины   бытия физики столкнулись с явлениями микромира  не  поддающимися  обычной  логике. Возникли идеи об исчезновении материи. К тому же физические картины кажутся отвлеченными  и  далекими  от  реального  мира.  Поэтому  передовые  ученые: Эйнштейн, Бор, Шредингер и др. находят опору в древних  философских  учениях Востока, в частности в буддизме. Они  обнаруживают  множество  параллелей  в современной физике и в буддизме, которые не только укрепляют их  уверенность в правильности  своих  теорий,  но  и  одухотворяют  эти  теории,  позволяют приблизить их к повседневной жизни. Эйнштейн  называл  буддизм  единственной религией совместимой с современной наукой.

      Буддизм оказал влияние  и   на  становление  современного  психоанализа

(Фромм,  Фрейд, Юм).

      Главное же  влияние  Буддизма  на  культуру,  именно  в  сохранении  и развитии вечных идеалов человечества: Истины, Любви и Красоты,  без  которых невозможно само понятие «культура». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Итак, мы видим, что буддийские учения широко распространились во всех наиболее важных регионах Азии. В каждом из этих регионов буддизм адаптировался к местным  обычаям и традициям и, в свою очередь, каждая культура внесла в его развитие свои характерные черты. Все это находится в соответствии с основным буддийским методом обучения с помощью "искусных средств". Существует множество техник и методов, используя которые можно помочь людям преодолеть собственные проблемы и ограничения, реализовать возможности с тем, чтобы наиболее эффективно помогать другим. Таким образом, хотя существует много различных форм буддизма, все они, основываясь на учениях Будды, согласуются друг с другом.

    Во  многие годы своего существования Буддизм  распространился в азиатском  регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на общественную и политическую жизнь.  В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство церковью принадлежит главам государств.  В странах, где сильно влияние Буддизма, сохраняется множество монахов:  достаточно сказать, что в Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина.  Буддийские монастыри выступают в качестве крупных учебных заведений, которые являются центрами просвещения и искусства. 

В нашей  стране Буддизм представлен в  основном в качестве Ламаизма.  Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь. Деятельность ламаистского духовенства  возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г.  Председатель управления носит сан бандидо-хамболабы и   находиться в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан - Уде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Высшая школа, 1988.
  2. Поликарпов В.С. История религий.  –  М.:  «Гардарика»,  «Экспертное бюро», 1997.
  3. А. Н. Кочетов «Буддизм», Москва, «Наука» 1983 г.
  4. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.
  5. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М., 1990.
  6. Розанов В.В. Религия и культура. - М., 2001.
  7. Эррикер К. Буддизм. - М., 1999.

Информация о работе Возникновение, распространение и влияние буддизма