Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 22:20, контрольная работа
Вопрос 1. Феномен культуры. Культура и цивилизация.
Вопрос 2. Культура, природа, история.
Вопрос 3. Культурология и философия культуры
Возникновение знаний о культуре.
Вопрос 1. Феномен культуры. Культура и цивилизация.
Вопрос 2. Культура, природа, история.
Вопрос 3. Культурология и философия культуры.
Теория – древнегреческое слово, один из переводов «любование, зрелище». Умение видеть предмет, объект как целостное образование, фиксировать границы изучаемого объекта, умение видеть предполагаемые пути развития, тенденции, линии эволюции.
Категории – ясное, отчетливое обобщение.
Понятие - совокупность наиболее существенных признаков изучаемого предмета или явления.
Культурология, философия культуры, история художественной культуры, культурная антропология, история и теория культуры ит.д.
Культурология – совокупность и описание культур. Это рефлексия культуры (философия культуры).
Рефлексия – общетеоретический метод исследования.
Рефлексия – «осознание, осмысление, самосознание, интерсубъективность мышления (направленность человека на содержание своих собственных мыслей)».
1 уровень мышления – мы думаем о предмете.
2 уровень мышления – рефлексия.
Концепция ноосферы (Вернадский) – когда сила мысли человека становится сравнимой с геологической силой. Дешарден представляет всю историю развития человечества – преджизнь, жизнь и мысль. Он говорит, что из многочисленных проявлений человеческого «Я» самое отличающее его от природы – рефлексия – «знать, что знаешь». Рефлексия – центральный феномен человеческого мышления. Биосфера – техносфера – социосфера – ноосфера.
Изучение культурологии предполагает обозначение предельно общих подходов к пониманию культуры. Мы ставим вопрос – «Что такое культура как мир человека?» Как человеку обрести свои собственные адекватные смыслы существования в пространстве разных культур и сохранить свою идентичность?
Вся структура знаний о культуре.
Тема на следующее занятие – 1.Проблема актуальности культурологического знания. Ценностный аспект культуры. Множественность культур и их универсальные эквиваленты (Джо Фрезер). Общечеловеческое и национальное в культуре. Космогонические(об образовании мира) мифы как предпосылки возникновения культуры. Социальная природа функций культуры – обеспечение социального единения людей.
2. Пространство культурного диалога в мировой деревне. Основание цивилизаций (Макс Вебер, Пятерим Сорокин). Взаимодействие церковного культа и культуры (Н.А. Бердяев)
3. История и
культура. Мировые исторические
школы. Французская школа –
аналог Блок, Лефер, Фернан Бродель,
Жак Легоф. История ментальности Жака
Легофа. Концепция социального времени
Фернана Броделя. Разработка истории масс
в противовес концепции звезд.
01.03.10
Особая позиция – позиция противостояния естественных и гуманитарных наук. Огюст Конт(позитивизм)1842 г предлагает рассматривать социум как объект, который живет по законам физики. Это попытка примирения естественно-научного и гуманитарного знания. В целом закономерности развития социума достаточно ясны и понятны. Эта часть размышлений получила название социальный физикализм, другое название в 20 веке- позитивизм. Своеобразная форма компромисса. Происходит от латинского слова – «знание положительное» или «данное знание». О любом предмете нужно судить так, как он нам дан. Не нужно его окутывать интерпретациями и суждениями, домысливать его. Также Берксон и др. Позитивизм переродится в 20 в. в эмпириокритицизм, потом в постпозитивизм и т.д. Эта традиция продолжалась и развивалась в Америке. Аналогом древнегреческой традиции является гносеология. Достоверное знание – эпистема – теория научного знания. В социуме все, что связано с постижением человека, его духа, всегда казалось менее важным, чем так называемые «точные» науки. Наука с 16 в. Заявлялась как абсолютный метод познания, даже для объяснения социальных явлений. Бахтин предложил формулу точности. Точность А=А. В истории гуманитарных наук есть другая точность. Эта точность нелинейна, связана с умением понять чужое, другое как свое, сделать то или иное слово и смысл частью своего собственного мышления. Эта формула есть установившаяся в человеческом мышлении. Факты археологии, этнографии, антропологии и других наук говорят о естественном происхождении духовной культуры. Все попытки креационистского толкования культуры (божественные творения) становятся неуместными и неактуальные. Мораль, религия, искусство 40-20 тыс. лет до н.э. приписывались кроманьонцам. Что касается духовности Карл Ясперс подчеркивает, (размышляя об осевой концепции развития) была доистория, осевое время и технический век. Осевое время – возникновение культурных центров. Доистория – не только время оттачивания ручного труда, навыков. Это ещё и время формирования первых духовных навыков, потребностей. История – время возникновения великих центров культуры – по возникновению письменности(5-4 тыс.до н.э.). 7-6 вв до н.э. размышления о культурной духовности человека. Это есть круг эзотерической культуры – тайной, открытой только посвященным, это знание было в целом о мире. Знание о происхождении мира – космогония – было тайным и магическим, обладавшие этим знанием имели власть среди людей. Культура гуманитарная – знания, к-е отражаются в философии, обществознании, человековедении, праве и в целом о социуме.
Темы на обсуждение
Образ Бога и человека в античной мифологии.
Теодицея – богооправдание, антроподицея – человекооправдание.
Авеста –
книга зороастризма.
Культура как социальный и антропологический феномен.
29.03.10
Практика
Темы: 1.Культура
Древнего Китая. 2.Изоляционизм китайской
цивилизации как благоприятный
фактор культурных процессов. 3. Культурное
единство древнекитайской цивилизации.
4.Космогонические мифы как объяснение
мира из хаоса (Инь и Ян). 5.Персонификация
в мифе. 6. Институт жредчества. 7. Полифоничность
религиозной жизни в Китае: буддизм, конфуцианство,
даосизм. 8. Социальная этика как основа
китайской культуры. 9. Религиозная структура
Китая. 10. Конфуцианство как философия
и государственная идеология. 11. Лао-Цзы
– человечность как мера социальности
и культуры. 12. Концепция человеколюбия
(Жень). 13. Китайский церемониал. 14. Ритуал
как матрица человеческой социальности.
15. Этический идеал человека, радующего
императора-Отца. 16. Лао-Цзы – поэма Дао
Де Цзень. 17. Развитие письменности. 18.
Китайская система управления как новый
миропорядок. 19. Элементы демократизма
в иерархии управления. 20. Приоритетный
характер технических изобретений. 21.
Почему в Китае не возникла наука в современном
(европейском) смысле слова. 22. Древнекитайская
литература. Сым Сям Жу. 23. Портретная живопись.
24. Прогресс математического знания –
ориентация на прикладные цели. 25. Успех
астрономии. 25. Традиционная китайская
медицина.
Древнеегипетская мифология
Осирис – сын бога Геба и богини Муд. Сначала он был человеком и просветителем. Он много путешествовал и оставлял свой трон, за что и поплатился. Он имел дар убеждения словом. Его брат Сет – бог пустыни(50 дней суховея). Сет однажды подарил Осирису гроб на праздник. Осирис лёг в гроб и Сет его заколотил. Жена Осириса – Исида. Нефтида – богиня красоты – нашла все части тела Осириса. Анубис- сын Осириса и Исиды. Осирис является к Гору, чтобы отомстить Сету. Гор побеждает. Гор отождествляется с божественной сущностью фараона. Популярность культа Осириса – это был реальный человек, его сделали бессмертным боги, каждый мог пройти его путь, каждый мог пройдя испытания стать бессмертным.
Книга мертвых была
написана Нутом и передавалась устно –
это была Библия для египтян. Главная сцена
книги – сцена суда. Общая мысль – только
сердце решит все. Зал суда – небесная
синь. Ответчик утверждает, что не совершал
грехов в подробностях. В принципе это
можно сравнить с 10 заповедями Христа,
концепциями Дао, буддизма. Влияние книги
мертвых на египтян было огромным. Осирис
стал впоследствии самым главным богом,
поглотив большое кол-во богов. Культ Осириса
существовал вплоть до прихода христианства.
Очень много в культе Осириса и повествовании
Христа общего.
19.04.10
Миф как основание культуры
Мифологическое мышление является коллективным, родовым, архетипом. Именно неофредизм фиксирует эту коллективную составляющую. Современный сказитель, психоаналитик Кларисия Эстес. (Бегущая с волками)- как древний архетип живет в любой экологической среде. Род не мыслится как множество людей, а как единое существо. Все идеологии вырастают из мифа, как первой модели человеческого познания. Религио – «связываю». Хаос – изначальная база для роста любой системы. Первобытное сознание несет фантазии, кот-е становятся реальными и господствующими над человеком. Все мифы основаны на породнении человека с миром. В мифе находим то, что может вырастать в целый космос (миропорядок, красота). Миф – своеобразный выход человеческой души в космос, мир. Космос имеет много толкований – в Греции – украшение конской сбруи. Для древних – это образ мироздания, где человек лишь его часть – космос живое существо. Макрокосмос и микрокосмос – принципы современной физики.
Магия и ритуал. Концепция Немировского – наука вырастает из магии и ритуала – это ветви из одного ствола и корней. Магия – способ воздействия на вещи, исходя не из объективных свойств, а некой магической составляющей. Все ритуалы основаны на приближении к божественному, высокому миру.
Культура – то, что высвободилось из природы(не без помощи человека), а миф был способом, союзником м/у человеком и природой.
Важнейшая идея мифологии – создание миропорядка, иерархии, создания порядка в хаосе.
Мифы – асетологические (с апокалипсисом), календарные, временные. Дж.Дж. Фрезер. Мифы рисуют у разных народов одни и те же события, к-е внешне очень похожи, только различаются в деталях. Причем явления описываются разными расами и людьми одинаково, очень схоже. Миф о Вавилонской башне, миф о потопе. Это объясняют заимствованиями?, и благодаря контактам между народами?, либо возникло у каждого народа самостоятельно и развилось. Мир, как древнее животное, а его части тела – географические части мира. Фрезер объясняет это всеобщей человеческой особенностью мышления – её общностью. Вавилонская версия потопа. Беррос(грек) – великий потоп во время царствования 10-го царя. Вариант Яхвист- древнееврейская версия потопа – Ной был в потопе 61 день., по поздней версии 12 месяцев и 10 дней. Причиной был ливень. В обоих мифах посылали птиц на поиски земли.
Миф о Вавилонской башне. Ничего говорит миф о возникновении речи у людей, причем говорить могли и животные, но в итоге потеряли способность. Бог смешал язык и рассеял народы по всей Земле. Есть 2 храма – один в Багдаде – Бабель, другой – в 8 км к югу – Бор-Сиппи. Считают, что один из храмов и есть Вавилонская башня. Однако в древнем Вавилоне было множество подобных храмов. Считают также, что возможная подобная башня была в древнем городе Ур на берегу Евфрата, в 150 милях к югу от Вавилона. Евреи тоже не объясняют происхождения языка единого у всех, хотя называют, что он был до строительства башни. Первым условием религии является – вера, вторым – догматика(божественные силы).