Воззрения К. Юнга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание

Карл Густав Юнг (26 июля 1875, Кесвиль - 6 июня 1961, Кюснахт) - швейцарский психолог, основоположник одного из направлений глубинной психологии - аналитической психологии. Один из самых значительных, самых сложных и самых спорных теоретиков психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений.

Содержание

Введение 1
1. Воззрения К. Юнга на вопросы культуры в целом 3
2. К. Юнг об архетипах коллективного бессознательного 5
3. Архетип и культура 11
4. Архетип и творчество 16
Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по культурологии - готова.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

    3. Архетип и культура.

    «Коллективное бессознательное», является отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Этот опыт сохраняется  в так называемых культурных архетипах - изначальных представлениях о мире, лежащих в основе общечеловеческой психики и находящих свое выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства и многих других областях духовной жизни человека. «Архетипическая матрица», формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, лежит у истоков повторяющихся мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и обычаев, вечных тем и образов мировой культуры.

    Архетипы  культурные - базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни. Содержание архетипов культурных составляет типическое в культуре, и в этом отношении архетипы культурные объективны и трансперсональны. Формирование архетипов культурных происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта. В силу этого сопричастность к архетипам культурным отдельным индивидом отчетливо не осознается и воспроизведение архетипов культурных конкретной личностью выступает рационально непреднамеренным актом.

    Архетипы культурные раскрывают свое содержание не через понятие и дискурс, но иконически, т.е. посредством изобразительной формы. Иконическая природа культурных архетипов обусловливает то, что они явлены в сознании как архетипические образы, изобразительные черты которых определяются культурной средой и способом метафорической репрезентации. Наиболее фундаментальны в составе культуры универсальные архетипы культурные и этнические архетипы культурные (этнокультурные архетипы).

    Универсальные архетипы культурные - укрощенного огня, хаоса, творения, брачного союза мужского и женского начал, смены поколений, “золотого века” и др. суть смыслообразы, запечатлевшие общие базисные структуры человеческого существования. В культуре, понятой как “ненаследственная память коллектива” (Б.А. Успенский), архетипы культурные выступают в качестве спонтанно действующих устойчивых структур обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта.

    Сохраняя  и репродуцируя коллективный опыт культурогенеза, универсальные архетипы культурные обеспечивают преемственность и единство общекультурного развития. [1]

    Этнические  архетипы культурные (этнокультурные архетипы) представляют собой константы  национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности. В каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа. В германской духовности Юнг выделяет архетипический образ Вотана - “данность первостепенной важности, наиболее истинное выражение и непревзойденное олицетворение того фундаментального качества, которое особенно присуще немцам” (Юнг, “Вотан”).

    Как о русских этнокультурных архетипах  можно говорить об ориентации на потаенную святость, выраженную в образах “града Китежа” или фольклорного Иисуса, а также о таких первичных образованиях русской духовности, как “отзывчивость” или “открытость”, как устойчивая модель претворения представлений о России в женский образ и др. В этнокультурных архетипах представлен коллективный опыт народа; собственно, они есть результат превращения этнической истории в базовые модели этнического культурного опыта. Актуализация этнокультурного архетипа включает этот опыт в новый исторический контекст. Согласно Юнгу, актуализация архетипа есть “шаг в прошлое”, возвращение к архаичным качествам духовности, однако усиление архетипического может быть и проекцией в будущее, ибо этнокультурные архетипы выражают не только опыт прошлого, но и чаяние будущего, мечту народа. Активное присутствие этнокультурных архетипов является важным условием сохранения самобытности и целостности национальной культуры.

    Архетипы  культурные оставаясь неизменными  по существу, диахронически и синхронически проявляются в самых разнообразных формах: в мифологических образах и сюжетных элементах, в религиозных учениях и ритуалах, в национальных идеалах, в химерах массовых психозов и т.д.

    Перенося  принцип индивидуации, т. е. закономерности и механизмы психического развития индивида, происходящего через посредством усвоения сознанием содержания личного и коллективного бессознательного на анализ культуры, Юнг считал, что главным в её развитии является взаимодействие бессознaтeльнo-apxeтипичecкиx и coзнaтeльныx кoмпoнeнтoв пcиxики.

    В cвязи c этим кyльтype yrpoжaют двe oпacнocти. C oднoй cтopoны, этo pacтвopeниe личнocтнoro нaчaлa в cтиxии "кoллeктивнoгo бeccoзнaтeльнoгo", чтo xapaктepнo для миcтичecкиx peлигиoзныx кyльтoв Bocтoкa. C дpyroй -- aбcoлютизaция чeлoвeчecкoгo "Я", пpи кoтopoй apxeтипичecки-бeccoзнaтeльнoe пoдaвляeтcя и иrнopиpyeтcя. Этa втopaя тeндeнция, xapaктepнaя для индивидyaлиcтичecкoй и тexнoкpaтичeскoй eвpoпeйcкoй кyльтypы, нaибoлee oпacнa, пocкoлькy пoдaвлeнныe apxeтипы вce paвнo выплывaют нa пoвepxнocть coзнaния, cвoим мaccoвым пoявлeниeм пepeкpывaя вce paциoнaльныe cтpyкгypы чeлoвeчecкoгo "Я". Инaчe гoвopя, иrнopиpoвaниe бeccoзнaтeльнoгo пpивoдит, coглacнo Юнгy, к пpямo пpoтивoпoлoжнoмy peзyльтaтy -- "нaвoднeнию" apxeтипoв. Этим oбъяcняeтcя и yвeличeниe чиcлa нeвpoзoв, и вoзpoждeниe мифoв в кaчecтвe cилы, oбъeдиняющeй лишeнныe кopнeй чeлoвeчecкиe мaccы.[8]

    Пoдлиннoй  зaдaчeй кyльтypы, cчитaeт Юнг, являeтcя  индивидyaция, т. e. oпpeдeлeннoe ypaвнoвeшивaниe coзнaтeльнoгo и бeccoзнaтeльнoгo нaчaл. Цeль кyльтypы cocтoит нe в тoм, чтoбы пoлнocтью избaвитьcя oт apxeтипoв, a в тoм, чтoбы ocyщecтвлять тoлкoвaниe apxeтипичecкoй cимвoлики и тeм caмым oблeгчaть пpoцecc индивидyaции. Taким oбpaзoм, иcтopия кyльтypы paccмaтpивaeтcя в кaчecтвe иcтopии apxeтипoв. Юнг пишeт: "В дeйcтвитeльнocти oт apxeтипичecкиx пpeдпocылoк нeвoзмoжнo избaвитьcя зaкoнным пyтeм, ecли вы нe жeлaeтe нaкликaть нeвpoз, в тaкoй жe мepe кaк вы нe мoжeтe oтдeлaтьcя oт вaшeгo тeлa и ero opraнoв, нe coвepшaя caмoyбийcтвa. Пocкoлькy жe нeт вoзмoжнocти oбъявить apxeтипы нecyщecтвyющими или eщe кaк-либo oбeзвpeдить иx, пocтoлькy кaждaя зaнoвo зaвoeвaннaя cтyпeнь кyльтypнoгo ycлoжнeния coзнaния oкaзывaeтcя пepeд зaдaчeй: oтыcкaть нoвoe и oтвeчaющee cвoeмy ypoвню иcтoлкoвaниe apxeтипoв, чтoбы cвязaть вce eщe пpиcyтcтвyющyю в нac жизнь пpoшeдшeгo c coвpeмeннoй жизнью, кoтopaя yгpoжaeт oтopвaтьcя oт пepвoй. Ecли этoro нe пpoиcxoдит, тo вoзникaeт бecпoчвeннoe, бoльшe нe cooтнeceннoe c пpoшлым coзнaниe, кoтopoe бecпoмoщнo пoддaeтcя любым внyшeниям, т. e. пpaктичecки пoвepжeнo пcиxичecким эпидeмиям". [1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Архетип и творчество.

    Архетипы  проявляют себя и в художественном творчестве, важным источником которого являются символические фантазии. Во все века гении культурного созидания  находили источник вдохновения в бессознательном, создавая захватывающие дух мощные и величественные образы, относящиеся к глубинам человеческого существа.

    Бессознательное, накапливая живой материал жизни  и опираясь на архетипические образы и мифы, уходящие корнями в его глубины, способно спонтанно рождать идеи, мотивации к воплощению в жизнь каких-то зримых или слышимых образов, способно также придавать им четкую форму в художественных творениях, произведениях искусства.

    Эволюция  наградила человека сознанием, которое подарило ему все блага цивилизации: возможность сознательной учебы, исследования, различные изобретения - от изобретения колеса до строительства огромных городов со всем их содержимым. Сюда же все ремесла, развитие наук, движение в глубь земли и в космос.

    При этом сознание, интеллект не может  ни понять, ни описать природу чувств, природу эмоционального реагирования, в котором нет участия рассудка, т.е. сознанию недоступно бессознательное.

    Случилось так, что между сознанием и  бессознательным возник некий антагонизм, и бессознательное отгородилось от сознания каким-то барьером. Но и в этом случае сработал главный механизм бессознательного - самосохранение, так как сознание, в его младенческом бытии потерялось бы, утонуло в той громаде опыта, который содержит в себе бессознательное в виде мыслеформ. Хотя это и неточно, потому что мыслей в бессознательном нет. мыслеобразы (архетипы)- вот чем полно бессознательное, это его содержание, и оно безмерно.[5]

    Рассмотрим  связь творчества, творческого начала в человеке с бессознательным. Творческий порыв, экстаз, вдохновение - иррациональны. Это непознаваемые, нематериальные части человеческой психики - души. Творческое начало зреет в глубинах психики, выражаясь затем в творческом порыве, вдохновении, когда этот человек воплотит затем свою творческую идею в конкретном художественном образе.

    При этом художественный образ несет  в себе черты стиля и формы, которые присущи именно этому  человеку. Творчество глубоко индивидуально, произведение же искусства всегда цельно и не распадается на элементарные составляющие именно потому, что творческая идея, замысел и его воплощение зародились в бессознательном, где нет делений и градаций.

    Жизнь творческих людей обычно отличается большой эмоциональной открытостью, непосредственностью, слабой адаптированностью во внешнем мире. Часто даже детские черты присущи творческим людям (Моцарт, Пикассо...). Кроме того, творческие люди живут очень напряженной, насыщенной эмоциональной жизнью. Нередко такое напряжение настолько сильно, постоянно, что оно сжигает, испепеляет изнутри: Шопен, Моцарт, Шуберт, Лермонтов, Пушкин, Байрон, Чехов, Тулуз Лотрек, Чюрленис.Чем богаче, острее, тоньше и глубже воспринимает и чувствует человек окружающий мир, чем сильнее, ярче, разнообразнее, мощнее его эмоциональные реакции, тем тоньше эта перегородка между сознанием и бессознательным, тем чаще для этого человека бывает открыт доступ в его глубины.

    Жизнь и творчество великих мастеров довольно внятно показывает, что потребность  в творчестве, является доминирующей во всей их жизни. Эта потребность, исходящая из бессознательного, сильно влияет на все их человеческие качества, делает всю их жизнь подчиненной работе и творчеству, и во многих случаях в ущерб здоровью и самой жизни. Творческая одержимость, исходящая из бессознательного, направляет и сам творческий процесс, придавая произведению стиль, форму, от которых автор не может сознательно отступить. Архетипы и символы очень сильны в бессознательном творческих людей, и они способны создавать независимые комплексы в их психике, которые направляют сознание, управляют им.

    К.Г. Юнг значительное место в своих  исследованиях уделяет именно творческим людям и творческому процессу, убедительно доказывая, что бессознательное  располагает огромным количеством  способов, которыми оно воздействует на сознание и, как считает Юнг, "не только влияет на него, но и полностью им управляет". Творчество, тем более художественное, удел наиболее ярких, одаренных представителей рода человеческого.

    В общем русле концепции Юнга можно  предполагать, что художник, способный к интуитивному контакту с архетипической структурой мира и обладающий достаточной психической энергией, в процессе реализации художественного замысла вызывает невольное рассогласование естественного порядка вещей. Этот бессознательный магизм, прикосновение к ткани мироздания, возможно, порождает ответную реакцию, призванную устранить возникшие возмущения и их источник.[2]

    В теоретическом плане такое свидетельство  подтверждает гипотезу об архетипах  как общей основе художественного творчества и магии.

    Искусство, в силу особой роли в нем интуиции, остро воспринимает потребность  в восстановлении контакта бессознательного и обособившегося от него сознания, и в силу этого принимает на себя некоторые функции мифологии  и религии. Именно в искусстве архетипические образы обретают зримый лик в качестве образов символических. Символический образ, "логотип" архетипа, нельзя придумать, изобрести. В этом смысле он - нерукотворный. Из-за огромной психической энергии, которую несет в себе архетип, непосредственное соприкосновение с ним опасно. Содержимое бессознательного, как предупреждал К.Г. Юнг, "будучи высвобожденным с помощью активного воображения ... может подавить осознающий разум и овладеть личностью".

    Юнг предупреждает также об опасности  упрощенной интерпретации подлинного содержимого бессознательного, когда сознание может "проявить к нему исключительно эстетический интерес и, в результате, остаться во всепоглощающей фантасмагории". Работы сюрреалистов могут иллюстрировать такую опасность.

    В таких случаях творчество не дает ориентиров для поиска равновесия духа. Оно лишь будоражит воображение, оставаясь свидетельством кризиса, и редко - ранним предвестником гармонии.

    Поистине, художнику нужно пройти по лезвию бритвы, чтобы, напрямую обратившись к глубинным источникам творческой энергии - архетипам, не подчиниться их мощи, не сойти с ума и не соблазниться внешне эффектным, но пустым нагромождением фантастических образов.

    Между тем, по Юнгу, смысл и значение фантазий, связанных с архетипами, "проявляются только в ходе их интеграции в личность как целое". То есть, архетипическая фантазия, чтобы стать эстетически выразительным и глубоким символическим образом, должна быть "укрощена" духом художника, сплавлена в единое целое с его интуицией, чувством, мыслью, жизненным опытом, художественным мастерством. Только тогда изобразительное воплощение символического образа сможет быть убедительным на всех уровнях восприятия - сознательном, эмоциональном, интуитивном.[9] 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Юнговские понятия «коллективного бессознательного» и «архетипов», представляются исключительно важными для понимания своеобразия и исторических судеб отдельных народов. Только ими можно объяснить, например, такой феномен, как «врожденная» религиозность русского народа, прошедшего через навязанное ему испытание длительным насильственным безбожием, однако в целом сохранившего архетип своих глубоко религиозных предков.

Информация о работе Воззрения К. Юнга