Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:20, курсовая работа
Карл Густав Юнг (26 июля 1875, Кесвиль - 6 июня 1961, Кюснахт) - швейцарский психолог, основоположник одного из направлений глубинной психологии - аналитической психологии. Один из самых значительных, самых сложных и самых спорных теоретиков психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений.
Введение 1
1. Воззрения К. Юнга на вопросы культуры в целом 3
2. К. Юнг об архетипах коллективного бессознательного 5
3. Архетип и культура 11
4. Архетип и творчество 16
Список использованной литературы 23
3. Архетип и культура.
«Коллективное бессознательное», является отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Этот опыт сохраняется в так называемых культурных архетипах - изначальных представлениях о мире, лежащих в основе общечеловеческой психики и находящих свое выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства и многих других областях духовной жизни человека. «Архетипическая матрица», формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, лежит у истоков повторяющихся мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и обычаев, вечных тем и образов мировой культуры.
Архетипы культурные - базисные элементы культуры, формирующие константные модели духовной жизни. Содержание архетипов культурных составляет типическое в культуре, и в этом отношении архетипы культурные объективны и трансперсональны. Формирование архетипов культурных происходит на уровне культуры всего человечества и культуры крупных исторических общностей в процессе систематизации и схематизации культурного опыта. В силу этого сопричастность к архетипам культурным отдельным индивидом отчетливо не осознается и воспроизведение архетипов культурных конкретной личностью выступает рационально непреднамеренным актом.
Архетипы культурные раскрывают свое содержание не через понятие и дискурс, но иконически, т.е. посредством изобразительной формы. Иконическая природа культурных архетипов обусловливает то, что они явлены в сознании как архетипические образы, изобразительные черты которых определяются культурной средой и способом метафорической репрезентации. Наиболее фундаментальны в составе культуры универсальные архетипы культурные и этнические архетипы культурные (этнокультурные архетипы).
Универсальные архетипы культурные - укрощенного огня, хаоса, творения, брачного союза мужского и женского начал, смены поколений, “золотого века” и др. суть смыслообразы, запечатлевшие общие базисные структуры человеческого существования. В культуре, понятой как “ненаследственная память коллектива” (Б.А. Успенский), архетипы культурные выступают в качестве спонтанно действующих устойчивых структур обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта.
Сохраняя и репродуцируя коллективный опыт культурогенеза, универсальные архетипы культурные обеспечивают преемственность и единство общекультурного развития. [1]
Этнические архетипы культурные (этнокультурные архетипы) представляют собой константы национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности. В каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа. В германской духовности Юнг выделяет архетипический образ Вотана - “данность первостепенной важности, наиболее истинное выражение и непревзойденное олицетворение того фундаментального качества, которое особенно присуще немцам” (Юнг, “Вотан”).
Как о русских этнокультурных архетипах можно говорить об ориентации на потаенную святость, выраженную в образах “града Китежа” или фольклорного Иисуса, а также о таких первичных образованиях русской духовности, как “отзывчивость” или “открытость”, как устойчивая модель претворения представлений о России в женский образ и др. В этнокультурных архетипах представлен коллективный опыт народа; собственно, они есть результат превращения этнической истории в базовые модели этнического культурного опыта. Актуализация этнокультурного архетипа включает этот опыт в новый исторический контекст. Согласно Юнгу, актуализация архетипа есть “шаг в прошлое”, возвращение к архаичным качествам духовности, однако усиление архетипического может быть и проекцией в будущее, ибо этнокультурные архетипы выражают не только опыт прошлого, но и чаяние будущего, мечту народа. Активное присутствие этнокультурных архетипов является важным условием сохранения самобытности и целостности национальной культуры.
Архетипы культурные оставаясь неизменными по существу, диахронически и синхронически проявляются в самых разнообразных формах: в мифологических образах и сюжетных элементах, в религиозных учениях и ритуалах, в национальных идеалах, в химерах массовых психозов и т.д.
Перенося принцип индивидуации, т. е. закономерности и механизмы психического развития индивида, происходящего через посредством усвоения сознанием содержания личного и коллективного бессознательного на анализ культуры, Юнг считал, что главным в её развитии является взаимодействие бессознaтeльнo-apxeтипичecкиx и coзнaтeльныx кoмпoнeнтoв пcиxики.
В cвязи c этим кyльтype yrpoжaют двe oпacнocти. C oднoй cтopoны, этo pacтвopeниe личнocтнoro нaчaлa в cтиxии "кoллeктивнoгo бeccoзнaтeльнoгo", чтo xapaктepнo для миcтичecкиx peлигиoзныx кyльтoв Bocтoкa. C дpyroй -- aбcoлютизaция чeлoвeчecкoгo "Я", пpи кoтopoй apxeтипичecки-бeccoзнaтeльнoe пoдaвляeтcя и иrнopиpyeтcя. Этa втopaя тeндeнция, xapaктepнaя для индивидyaлиcтичecкoй и тexнoкpaтичeскoй eвpoпeйcкoй кyльтypы, нaибoлee oпacнa, пocкoлькy пoдaвлeнныe apxeтипы вce paвнo выплывaют нa пoвepxнocть coзнaния, cвoим мaccoвым пoявлeниeм пepeкpывaя вce paциoнaльныe cтpyкгypы чeлoвeчecкoгo "Я". Инaчe гoвopя, иrнopиpoвaниe бeccoзнaтeльнoгo пpивoдит, coглacнo Юнгy, к пpямo пpoтивoпoлoжнoмy peзyльтaтy -- "нaвoднeнию" apxeтипoв. Этим oбъяcняeтcя и yвeличeниe чиcлa нeвpoзoв, и вoзpoждeниe мифoв в кaчecтвe cилы, oбъeдиняющeй лишeнныe кopнeй чeлoвeчecкиe мaccы.[8]
Пoдлиннoй
зaдaчeй кyльтypы, cчитaeт Юнг, являeтcя
индивидyaция, т. e. oпpeдeлeннoe ypaвнoвeшивaниe
coзнaтeльнoгo и бeccoзнaтeльнoгo нaчaл. Цeль
кyльтypы cocтoит нe в тoм, чтoбы пoлнocтью избaвитьcя
oт apxeтипoв, a в тoм, чтoбы ocyщecтвлять тoлкoвaниe
apxeтипичecкoй cимвoлики и тeм caмым oблeгчaть
пpoцecc индивидyaции. Taким oбpaзoм, иcтopия кyльтypы
paccмaтpивaeтcя в кaчecтвe иcтopии apxeтипoв. Юнг
пишeт: "В дeйcтвитeльнocти oт apxeтипичecкиx
пpeдпocылoк нeвoзмoжнo избaвитьcя зaкoнным
пyтeм, ecли вы нe жeлaeтe нaкликaть нeвpoз, в
тaкoй жe мepe кaк вы нe мoжeтe oтдeлaтьcя oт вaшeгo
тeлa и ero opraнoв, нe coвepшaя caмoyбийcтвa. Пocкoлькy
жe нeт вoзмoжнocти oбъявить apxeтипы нecyщecтвyющими
или eщe кaк-либo oбeзвpeдить иx, пocтoлькy кaждaя
зaнoвo зaвoeвaннaя cтyпeнь кyльтypнoгo ycлoжнeния
coзнaния oкaзывaeтcя пepeд зaдaчeй: oтыcкaть нoвoe
и oтвeчaющee cвoeмy ypoвню иcтoлкoвaниe apxeтипoв,
чтoбы cвязaть вce eщe пpиcyтcтвyющyю в нac жизнь
пpoшeдшeгo c coвpeмeннoй жизнью, кoтopaя yгpoжaeт
oтopвaтьcя oт пepвoй. Ecли этoro нe пpoиcxoдит, тo
вoзникaeт бecпoчвeннoe, бoльшe нe cooтнeceннoe
c пpoшлым coзнaниe, кoтopoe бecпoмoщнo пoддaeтcя
любым внyшeниям, т. e. пpaктичecки пoвepжeнo
пcиxичecким эпидeмиям". [1]
4. Архетип и творчество.
Архетипы проявляют себя и в художественном творчестве, важным источником которого являются символические фантазии. Во все века гении культурного созидания находили источник вдохновения в бессознательном, создавая захватывающие дух мощные и величественные образы, относящиеся к глубинам человеческого существа.
Бессознательное, накапливая живой материал жизни и опираясь на архетипические образы и мифы, уходящие корнями в его глубины, способно спонтанно рождать идеи, мотивации к воплощению в жизнь каких-то зримых или слышимых образов, способно также придавать им четкую форму в художественных творениях, произведениях искусства.
Эволюция наградила человека сознанием, которое подарило ему все блага цивилизации: возможность сознательной учебы, исследования, различные изобретения - от изобретения колеса до строительства огромных городов со всем их содержимым. Сюда же все ремесла, развитие наук, движение в глубь земли и в космос.
При
этом сознание, интеллект не может
ни понять, ни описать природу чувств,
природу эмоционального реагирования,
в котором нет участия
Случилось так, что между сознанием и бессознательным возник некий антагонизм, и бессознательное отгородилось от сознания каким-то барьером. Но и в этом случае сработал главный механизм бессознательного - самосохранение, так как сознание, в его младенческом бытии потерялось бы, утонуло в той громаде опыта, который содержит в себе бессознательное в виде мыслеформ. Хотя это и неточно, потому что мыслей в бессознательном нет. мыслеобразы (архетипы)- вот чем полно бессознательное, это его содержание, и оно безмерно.[5]
Рассмотрим связь творчества, творческого начала в человеке с бессознательным. Творческий порыв, экстаз, вдохновение - иррациональны. Это непознаваемые, нематериальные части человеческой психики - души. Творческое начало зреет в глубинах психики, выражаясь затем в творческом порыве, вдохновении, когда этот человек воплотит затем свою творческую идею в конкретном художественном образе.
При этом художественный образ несет в себе черты стиля и формы, которые присущи именно этому человеку. Творчество глубоко индивидуально, произведение же искусства всегда цельно и не распадается на элементарные составляющие именно потому, что творческая идея, замысел и его воплощение зародились в бессознательном, где нет делений и градаций.
Жизнь
творческих людей обычно отличается
большой эмоциональной
Жизнь и творчество великих мастеров довольно внятно показывает, что потребность в творчестве, является доминирующей во всей их жизни. Эта потребность, исходящая из бессознательного, сильно влияет на все их человеческие качества, делает всю их жизнь подчиненной работе и творчеству, и во многих случаях в ущерб здоровью и самой жизни. Творческая одержимость, исходящая из бессознательного, направляет и сам творческий процесс, придавая произведению стиль, форму, от которых автор не может сознательно отступить. Архетипы и символы очень сильны в бессознательном творческих людей, и они способны создавать независимые комплексы в их психике, которые направляют сознание, управляют им.
К.Г. Юнг значительное место в своих исследованиях уделяет именно творческим людям и творческому процессу, убедительно доказывая, что бессознательное располагает огромным количеством способов, которыми оно воздействует на сознание и, как считает Юнг, "не только влияет на него, но и полностью им управляет". Творчество, тем более художественное, удел наиболее ярких, одаренных представителей рода человеческого.
В общем русле концепции Юнга можно предполагать, что художник, способный к интуитивному контакту с архетипической структурой мира и обладающий достаточной психической энергией, в процессе реализации художественного замысла вызывает невольное рассогласование естественного порядка вещей. Этот бессознательный магизм, прикосновение к ткани мироздания, возможно, порождает ответную реакцию, призванную устранить возникшие возмущения и их источник.[2]
В
теоретическом плане такое
Искусство, в силу особой роли в нем интуиции, остро воспринимает потребность в восстановлении контакта бессознательного и обособившегося от него сознания, и в силу этого принимает на себя некоторые функции мифологии и религии. Именно в искусстве архетипические образы обретают зримый лик в качестве образов символических. Символический образ, "логотип" архетипа, нельзя придумать, изобрести. В этом смысле он - нерукотворный. Из-за огромной психической энергии, которую несет в себе архетип, непосредственное соприкосновение с ним опасно. Содержимое бессознательного, как предупреждал К.Г. Юнг, "будучи высвобожденным с помощью активного воображения ... может подавить осознающий разум и овладеть личностью".
Юнг предупреждает также об опасности упрощенной интерпретации подлинного содержимого бессознательного, когда сознание может "проявить к нему исключительно эстетический интерес и, в результате, остаться во всепоглощающей фантасмагории". Работы сюрреалистов могут иллюстрировать такую опасность.
В таких случаях творчество не дает ориентиров для поиска равновесия духа. Оно лишь будоражит воображение, оставаясь свидетельством кризиса, и редко - ранним предвестником гармонии.
Поистине, художнику нужно пройти по лезвию бритвы, чтобы, напрямую обратившись к глубинным источникам творческой энергии - архетипам, не подчиниться их мощи, не сойти с ума и не соблазниться внешне эффектным, но пустым нагромождением фантастических образов.
Между
тем, по Юнгу, смысл и значение фантазий,
связанных с архетипами, "проявляются
только в ходе их интеграции в личность
как целое". То есть, архетипическая
фантазия, чтобы стать эстетически выразительным
и глубоким символическим образом, должна
быть "укрощена" духом художника,
сплавлена в единое целое с его интуицией,
чувством, мыслью, жизненным опытом, художественным
мастерством. Только тогда изобразительное
воплощение символического образа сможет
быть убедительным на всех уровнях восприятия
- сознательном, эмоциональном, интуитивном.[9]
Заключение
Юнговские понятия «коллективного бессознательного» и «архетипов», представляются исключительно важными для понимания своеобразия и исторических судеб отдельных народов. Только ими можно объяснить, например, такой феномен, как «врожденная» религиозность русского народа, прошедшего через навязанное ему испытание длительным насильственным безбожием, однако в целом сохранившего архетип своих глубоко религиозных предков.