Взаимодействие культур Запада и Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 12:03, реферат

Описание

Восток и Запад такое разделение, конечно, условно для культурологии. Это одни из главных культурных и духовных центров в мире. Многие так и разделяют культуру на Восточную и Западную. Последователей каждого из направлений достаточное количество, трудно сказать, что больше предпочитает человечество «Восточную» или «Западную» модели культуры. На Востоке и Западе свои тенденции развития, отличия, направления и есть даже сходства, хотя они и противостоят друг другу. В наше время стремительного роста модернизации и даже постмодернизации трудно сказать европеизируется ли Восток, а Запад наоборот, интересуется им, или они различны, и не понять им друг друга.

Содержание

1. Введение.
2. Оценка ученных и философов Запада и Востока.
3. Противоречия Восточной и Западной цивилизации.
4. Традиции Востока и Запада.
5. Сойдутся ли Запад и Восток
6. Особенности западной и восточной культур.Россия в диалоге культур.
7. Проблема деления культур на ”восточные ” и “западные”
8. Специфика России.
9. Заключение.
10. Используемая литература.

Работа состоит из  1 файл

реферат культорология.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

     Одной из важнейших характеристик русской  народной индивидальности,по мнению Бердяева,является её глубокая поляризованность и противоречивость.Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ.Россия есть целая часть света,огромный Востоко-Запад,она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролось два начала,восточное и западное.Этому миру принадлнжит и своя самобытная культура,”равно отличная от европейских и азиатских.”Вместе с тем, евразийцы подчеркивали крен русской культуры, включая в эту культуры туранские народности,связывая преемством Русь с империей Чингисхана и заявляя , что “русская революция прорубила окно в Европу.”В российской культуре, в национальной российской традиции есть серьезные основания для выроботки такого пути развития,. Основными ценностями которого явилось бы ориентация не на всевозростающее материальное производство и потребительство, а на аскетическую умеренность, основанную на приоритете духовных ценностей.Холодному расчету,калькулированности,рационализму должны противостоять теплота человеческих отношений и христианское самопожертвование, а индивидуализму-братская взаимопомощь и коллективизм.Наряду с этими глубокими “метафизическими” вопросами, стоят и более конкретные, связанные с социальной спецификой сегодняшней ситуации в бывшем СССР. Каковы пути,каковы судьбы той целостности, nq общности, которая раньше называлась Россией,собирется ли она вновь или процесс ее распада необратим ? Этот и другие вопросы предстоит решить как теоритически.так и практически не только нам, но ибудущим покоениям народов некогда великой Российской империи.

     7.Проблема  деления культур на ”восточные ” и “западные”

 

     «Запад  есть Запад, Восток есть Восток,

     не  встретиться им никогда.

     Лишь  у подножья Престола Божья

     в день страшного суда.»

     Редьярд Киплинг. 

     Когда резню устраивают азиаты – это  зверство; когда европейцы – политическая необходимость.

     Шри Ауробиндо.

     Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное  расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностной ориентации, основных мировоззренческих  установок, общественно-экономических и политических структур.

     В современной культурологии под  «Западом» подразумевается европейская  и американская культура, под «Востоком» – культуры стран Центральной, Юго-Восточной  Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Для средних веков это деление зависит от того, рассматривается этот вопрос с европоцентристской или общемировой точки зрения. В первом случае под Востоком подразумевают культуры Византии, Египта, Сирии и Палестины, под Западом – культуры развитых государств Европы – Франции, Италии, Испании, Германии, Англии. В рамках мировой культуры Восток – это в первую очередь, Китай, Индия, Япония, Персия; европейскую культуры и преемственную ей византийскую относят к западным культурам.

     Несмотря  на такие отличия в разделении стран на Запад и Восток, у этих двух «противоположных» типов культур можно выделить присущие им черты.

     Западная  культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование  культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур. Запад, будучи носителем начала творческого, потенции, постоянного поиска, бунта, дерзновения и, в это же время, являя стремление к постоянному аналитическому познанию Вселенной, чаще занимает сторону бытия земного, телесного, разрушая тем самым гармонию, постоянство и органичность собственной жизни.

     Дени  де Ружмон в книге «Вызов запада»  называет две выдающиеся идеи, характерные  для западной культуры: личность и  машину. Это важно, поскольку личность и машина противостоят друг другу, а потому Запад переживает огромное психологическое напряжение. «Личность предполагает индивидуальность, персональную ответственность, тогда как машина является продуктом интеллекта, абстракции, обобщения, тотализации, групповой жизни». (Д. Судзуки «Лекции о Дзен-буддизме»). Причем понятие личности в данном контексте следует понимать даже не как монаду (древних греков), но как принцип бесконечного, всеобъемлющего порыва, полета Духа за рамки всех условностей и границ. При всем этом, нельзя не отметить еще одну немаловажную черту западного менталитета - его склонность к научному исследованию мира. Наука Запада занята плетением сетей сложных методологических исследований и экспертиз, окутывая которыми объект своего изучения она пытается понять его и его природу. Д. Судзуки пишет: «Какими бы мелкими не были ячейки сети, пока есть сеть, имеется и то, что сквозь нее ускользает, а именно то, что не может быть каким-либо образом измерено. Числа уходят в бесконечность, и однажды науки признаются в собственной неспособности заманить реальность в свою сеть». Оказывается, что сама Жизнь - эта удивительная тайна, для познания которой и создавались науки - неминуемо бежит из-под линз микроскопов и датчиков других научных приборов.

     Восток  является воплощением некой иррациональности, трансцендентности, принимающего, женского принципа-начала, он никогда не отступал от заповедей существования в мире духовном (при этом, подчас, ущемляя существование плоти, но, все же, по природе своей, стремясь к равновесию и гармонии). На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него. Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Многие восточные мыслители были убеждены в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура пошла по пути создания техники, посредующей отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.

     Восток - это сжатость, глубина, тишина. В  данном отношении особенно показательным примером является японская поэзия хайку. Известный английский исследователь японской культуры Р.Х. Блейс писал по этому поводу: «Хайку - это самый короткий поэтический жанр, при котором стихотворение еще имеет форму и ритм. Сокращая поэтическое произведение до семнадцати слогов, мы приближаемся к невидимому, неописуемому поэтическому переживанию, пока каждая характеристика объекта не станет для него неотъемлемой, пока само стихотворение не станет прозрачным и как бы написанным без слов». Восток провозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним. Раствориться в окружающем, в Бытии, в мгновение оказаться Всем и одновременно мельчайшей частицей Всего. Ключевыми понятиями в постижении этого являются «Пустота» (шуньята (санскрит.)) или «Недеяние» (увей (кит.)). Эти термины отнюдь не означают отрицание мира или вообще отрицание чего- либо, скорее наоборот: они говорят о запредельности, сверхреальности и в то же время единственной Реальности, причем неразрывно слитой с реальностью обыденной, являющейся ее истоком и устьем. Сатпрем говорил об индуизме: «Так называемый индуизм - это выдумка запада; индусы говорят только о «вечном законе», санатана дхарма, который существует и для мусульман, негров, христиан и даже анабаптистов. То, что кажется человеку запада самой важной частью религии – а именно структура, которая «отличает» ее от всех других религий и устанавливает, что человек не является католиком или протестантом, если не считает себя тем или другим, и не соглашается с какими-то параграфами веры, - является для индуса самым несущественным аспектом, ибо он инстинктивно стремится отбросить все внешние различия, чтобы вновь обнаружить всех там, где все сходится в одной центральной точке».

     8.Специфика  России

 

     Как будут складыватьсяотношения между  европейской и исламской цивилизациями, имеет жизненно важное значение для России. С первых веков своего существования Русь непосредственно соприкасалась с мусульманским миром. Ростово-суздальское княжество граничило с Волжской Болгарией, с которой им были установлены дипломатические отношения. Начиная с ХП века русские купцы и паломники постоянно посещали Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, страны Магриба. По мере своего расширения Московское государство вобрало в себя территории, населенные мусульманами. Восточные мотивы оказали заметное влияние на творчество КАК БУДУТ СКЛАДЫВАТЬСЯ отношения между европейской и исламской цивилизациями, имеет жизненно важное значение для России. С первых веков своего существования Русь непосредственно соприкасалась с мусульманским миром. Ростово-суздальское княжество граничило с Волжской Болгарией, с которой им были установлены дипломатические отношения. Начиная с ХП века русские купцы и паломники постоянно посещали Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, страны Магриба. По мере своего расширения Московское государство вобрало в себя территории, населенные мусульманами. Восточные мотивы оказали заметное влияние на творчество лей "доктрины Эйзенхауэра" была провозглашена защита от советской угрозы Мекки и Иерусалима11 (последний, действительно, в 1962 году был оккупирован, но не СССР, а союзником Соединенных Штатов — Израилем). Многовековое проживание русских бок о бок с другими народами привело к возникновению на территории России уникальной цивилизации,основывающейся на взаимопонимании и взаимотворчестве различных культур и религий, в том числе христианства и ислама.

 

     9. Заключение

 

     Подводя итоги сравнения запада и востока как двух культурных ареалов и, обобщая все выше сказанное, нужно отметить, что запад и восток это две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа жизни. Они далеки друг от друга во многих отношениях, как культурной жизни, так и в отношении материальных ценностей.

     Бурно развивающийся запад с его  стремлением к новому, ломая и  разрушая старое как уже отработанный продукт своей жизнедеятельности  и неторопливый гармоничный восток, с его стремлением к созерцанию развития мира, с его отношением к природе и ко всему естественному как к святому и неприятием всякого вмешательства в сущность развития жизни.

     В процессе работы над этой темой, я  выявил отличия между западной и  восточной культурами, по которым  Запад и Восток противостоят друг другу. Их основные различия в пути развития каждой культуры, цивилизации, социально-экономических структур, политического уклада жизни, духовной культуры и т.д. Стоит отметить, что западный человек, европейский колонизатор, считал, что он одарил людей Востока, тем, что те не способны были создать сами (машины, техника и т.д.). Т.к. они «варвары». Хотя сейчас ситуация изменилась. Например, Япония стала одной из ведущих стран с устойчивой экономикой, политическим строем. Она удерживает первые позиции на звание самой прогрессивной страны в области науки, техники, электроники, даже если её культурное развитие не было основано на принципе заимствования из других культур. Основной разгадкой, по моему мнению, отличия Востока и Запада, есть принципиальная разница психологии, менталитета представителей двух цивилизаций. Философия европейца и человека востока различны. В этом можно убедиться в отношении к природе, окружающей среде. Как уже говорилось раньше для европейца природа: «не храм, а мастерская» для восточного жителя мира это единое целое вместе с ним самим.

     Но  для меня трудно выделить ту культуру и ту цивилизацию, которая была бы лучше другой, Я думаю если есть противостояния, соперничество между  Востоком и Западом, то сейчас в глобализации оно должно сгладиться и они будут развитыми органично. Потому что знаменитых, интересных, очень умных людей на плечах, которых держится вся культура, руками которых она творится достаточно на Востоке и на Западе.

     Цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.

     Эти культуры различны, но с другой стороны  они, дополняя друг друга, образуют общую  мировую культуру, в которой мирно  существуют различные ценности и  менталитеты и гармонично связаны  эти два культурных ареала – Восток и Запад.

 

     10. Используемая литература

 
  1. Аверинцев С. Морфология культуры О. Шпенглера // Вопросы литературы.1968.№1.
  2. Бердяев Н.А. и др. О. Шпенглер и закат Европы. - М., 1922.
  3. Маркарян Э.С. О концепции локальных цивилизаций. - Ереван, 1962.
  4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.
  5. Журнал ВПИ.Культурология 2006 г.
  6. Культурология.П.С.Гуревич.2000.г.
  7. Вопросы философии.Е.Н. Аникеева,А.В.Семушкин 1998
  8. Журнал” Международная жизнь.”А.Подцероб.1998.
  9. Журнал” Международная жизнь.”А.Подцероб.1998.
  10. История мировой культуры,Чернокозов А.И. 1997.

Информация о работе Взаимодействие культур Запада и Востока