Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:07, контрольная работа
Актуальность культурологии обусловлена в первую очередь возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного знания безусловно велико. Оно многолико и многообразно. Гуманитарная культура - это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в разных сферах общественной жизни.
Введение 3-4
Глава 1. Взаимосвязь культуры и цивилизации 5-8
Глава 2. Культурно-исторические типы Данилевского 9-11
Глава 3. Переход культуры в цивилизацию по О. Шпенглеру 12-13
Глава 4. Цивилизация современного мира 14-19
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Содержание
Введение
Глава
1. Взаимосвязь культуры и цивилизации
Глава
2. Культурно-исторические типы Данилевского
Глава 3. Переход культуры в цивилизацию по О. Шпенглеру 12-13
Глава 4. Цивилизация
современного мира
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
В истории человечества существовало множество культур, не похожих одна на другую. На Земле одновременно соседствуют самые разные культуры. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга?
В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса. Какие-то культуры выглядят странными, патриархальными, потому что они действительно отражают древнее самосознание человечества, другие, напротив, уже существенно продвинулись в своем развитии, приобрели современный облик.
Тогда же возникла иная мысль: эти культуры на самом деле различны, самобытны, и даже вообще не имеют друг с другом ничего общего. Эти вопросы, мысли, рассуждения привели к тому, что родилась культурология - наука о множественности культур, об их уникальности, несхожести.
Сегодня она может помочь нам понять, что любое социальное изменение начинается именно как сдвиг внутри культуры, как результат появления новых ценностных ориентации, как итог действия разнообразных социокультурных закономерностей.
Размышляя об эмоциональных образах в живописи или о воздействии музыки на духовный мир человека, о тайных символах пирамид или загадках современной культуры, о глубинной взаимосвязи гармонии и хаоса в мифах или произведениях постмодернизма, о греческой скульптуре или лирике Возрождения, об эпосе или античной трагедии, о дионисийской и аполлонической культурах, мы пытаемся понять закономерности развития и функционирования культур - прошлых и современных, осмыслить их истоки, судьбы. Многие произведения искусства оказываются более прозрачными, когда их истолкование сопряжено с целостным размышлением о культуре.
Актуальность культурологии обусловлена в первую очередь возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного знания безусловно велико. Оно многолико и многообразно. Гуманитарная культура - это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в разных сферах общественной жизни.
Богатство
культуры, накопленное человечеством
за многие века, неисчерпаемо, оно ждет
еще своего осмысления. В гуманитарно-культурном
наследии древнего мира, социально-философской
мысли Индии, Китая, Греции и Рима можно
отыскать глубокие размышления о человеке,
о смысле жизни, о высших ценностях, роли
философии, морали, права, религии, искусства,
педагогики и риторики в жизни людей. Древний
мир оставил нам великолепные исторические
памятники, интересные философские и исторические
труды, произведения искусства, мифы и
легенды, скульптуры, архитектурные сооружения,
«семь чудес света» и пр.
Глава 1. Взаимосвязь культуры и цивилизации
Различие культуры и цивилизации наметил уже И. Кант, который в сочинении “О предполагаемом начале человеческой истории” в полемике с Ж.Ж. Руссо ставит вопрос: что такое цивилизация и вправе ли человек отказаться от нее? Кант считает, что цивилизация начинается с установления правил человеческой жизни и поведения. Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек — тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека . Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его свободы. Культура состоит в общественной ценности человека, а также в обретении им способности целеполагания. Высшая степень развития культуры связана с развитием способностей и моральным совершенством человека, которое проистекает единственно из уважения к нравственному закону, а не только из эмпирической склонности к его выполнению.
Для философии культуры XX века еще в большей степени характерно “разведение” понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а не редко и резко отрицательную.
Цивилизация как достаточно высокая ступень овладения силами природы, несомненно, содержит в себе мощный потенциал научно-технического прогресса и способствует повышению качества и уровня жизни людей, более комфортному их существованию. Едва ли нужно доказывать очевидные факты благотворного влияния результатов этого прогресса на все стороны общественного и повседневного бытия людей. Сегодняшняя жизнь немыслима без современных электронных средств связи и глобальных информационных систем, средств передвижения и поиска новых источников энергии и т.д.
В то же время эти достижения сами по себе еще не означают культурного, духовного расцвета, они не могут быть оценены как, безусловно, нравственные или же, безусловно, безнравственные: ценностно и этически они нейтральны. Технические достижения цивилизации приобретают культурную значимость в зависимости от целей и ценностей, которыми руководствуются при их использовании. Так, лазер способен не только лечить людей, но и разрушать. С помощью телевидения можно сеять “доброе, вечное”, но можно также возбуждать подозрительность, ненависть, вражду, низменные чувства. Достижения химии — это не только эффективные лекарства и предметы быта, но и оружие массового поражения, наркотики. Понятие цивилизации поэтому, чаще всего связывается с этим и, культурно-нейтральными по своей внутренней природе, результатами развития техники и экономики, которые можно использовать в самых разных целях, понятие же культуры сближается с понятием духовного прогресса. Цивилизация — созданный и преобразованный человеком мир, культура — внутреннее достояние самого человека, его духовная экзистенция, достигнутая степень внутренней свободы.
Отчетливо
сформулированное О. Шпенглером негативное
отношение к цивилизации как
“агонии культуры” находит
Цивилизация часто ассоциируется с урбанизацией, скученностью, тиранией техники и технологий, в том числе социальных, выступает как источник и причина дегуманизации мира. В самом деле, интеллект человека в состоянии постичь многие тайны мира, но глубины его собственного духовного мира остаются для него загадкой. Прогресс цивилизации и науки не идентичен культурному развитию, последний включает в себя также нравственные, эстетические, религиозные измерения и составляет самостоятельный и активный пласт в жизни социума.
Тем
не менее культура и цивилизация органично
связаны, их нельзя мыслить как два параллельных
рядоположенных процесса. Генетически
цивилизация произрастает из культуры,
она есть в некотором роде культура, но
не сама по себе, а с болью и трудами воплотившая
себя в эмпирических и подвижных, этносоциальных,
экономических и политических структурах.
То есть цивилизация выступает как отчужденная
в институциональных, общезначимых процессах
культура. Цивилизация есть совокупность
условий, избавляющая людей от затрат
невосполнимого времени индивидуальной
жизни на заурядное природное выживание.
Именно цивилизация вырабатывает средства,
постоянно сокращающие вмешательство
человека в мир природный — необходимый
признак культуры. Материальные ресурсы
современной цивилизации позволяют обеспечить
бытие индивида, неделимость человека,
благодаря чему дух получает куда больше
возможностей заняться тем, что соответствует
его сути — от воздействия на природу
в ее физическом виде обратится к человеку,
его нефизическому бытию. Поэтому цивилизация,
являясь результатом культуры, не противостоит
ей.
Глава 2. Культурно-исторические типы Данилевского.
Русский философ Н.Я.
По мнению Данилевского, лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации и стать "культурно-историческими типами". Философ насчитывает десять таких цивилизаций: египетская, ассирийско-вавилоно финикийско-халдейская или древнесемитская, китайская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская или аравийская, германороманская или европейская.
Две цивилизации - мексиканская и перуанская – погибли насильственной смертью на ранней стадии развития.
Как считал Данилевский, можно назвать некоторые основные закономерности или законы возникновения, роста и заката цивилизаций:
1.
Любое племя или народ,
2.
Для подлинного рождения и
развития культуры народ
3.
Основные принципы цивилизации
одного культурно-
По Данилевскому, большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация достигла непревзойденных высот в эстетической области, семитская - в религиозной, римская - в области права и политической организации.
Прогресс человечества, как считает Данилевский, не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях.
Отвечая
на вопрос о причинах враждебного
отношения Европы к России и славянству,
Данилевский видит их в том, что
Европа уже вступила в период упадка, в
то время как славянская цивилизация входит
в период расцвета своих творческих сил.
Если европейская цивилизация оказалась
двусоставной, т.е. творческой в двух областях:
политической и научной, то русско-славянская
цивилизация будет трех или даже четырех
составной (творческой) в четырех областях:
религиозной, научной, политико-экономической,
причем, главным образом, в области социально-экономической
путем создания нового и справедливого
социально-экономического порядка…