Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 13:51, контрольная работа
В работе раскрываются ответы на 3 вопроса по дисциплине "Культурология"
1. Геополитические характеристики русской культуры.
2. Происхождение славян.
3. Славян - русское язычество.
Тема: Язычество
Древней Руси и его роль в русской
культуре.
Ответы на
вопросы:
Ответ на вопрос
№1.
Большое
влияние на формирование отечественной
культуры оказал геополитический фактор
- срединное положение России между
цивилизациями Запада и Востока,
служившее основой ее маргинализации,
то есть возникновения таких пограничных
культурных районов и слоев, которые, с
одной стороны, не примыкали ни к одной
из известных культур, а с другой - представляли
собой благоприятную среду для разнообразного
культурного развития.
Россия - это целый континент, занимающий
огромные пространства Восточной Европы
и Азии. Неся в себе черты сходства с культурой
Запада и культурами Востока, русская
культура вместе с тем отличается от них.
По выражению Н. Бердяева, Россия соединяет
в себе Запад и Восток как два потока мировой
истории и это соединение превращает ее
отнюдь не в некий интегральный вариант,
а в арену столкновения и противоборства
восточных и западных элементов.
Другой мыслитель Серебряного века - Г.
Плеханов - столкновение Востока и Запада
в русской культуре представлял по-иному.
В России, полагал он, идут "два процесса,
параллельных один другому, но направленных
в разные стороны", это:
Именно
поэтому, по его мнению, происходит
глубокий "разрыв между народом
и более или менее просвещенным
обществом". Таким образом, русский
Восток-Запад
Многогранные культурные связи Древней
Руси с зарубежными странами уже у истоков
ее государственности складывались по-разному
и различались по глубине и степени их
интенсивности. В возникновении древнерусской
культуры, несомненно, решающую роль сыграли
собственная языческая культура, Византия
и Скандинавия.
Ответ на вопрос №2
Предки славян принадлежали к древнему индоевропейскому единству. Постепенно среди индоевропейцев выделились родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре. Одним из них и стали славяне. Позднее в славянском массиве возникают западные (венеды) и восточные (анты) ветви.
Восточные славяне – это предки русских, украинцев и белорусов, которые расселились на Восточно-европейской равнине в VI–VII вв. Становление государства (полито генез) у них значительно затянулся, что было связано главным образом с тем, что восточные славяне были значительно удалены от тогдашних центров мировой цивилизации. Таким образом, они не могли заимствовать и развить их цивилизационный опыт. Данный самостоятельный путь развития цивилизации в исторической науке принято называть бессистемным.
В конце 5 в. расселение славян прекратилось: восточная ветвь пришла на Днепр, постепенно расселяясь до оз. Ильмень и верховьев р. Оки.
Территориально союзы племен восточных славян расселились следующим образом:
1) племена полян, древлян, дреговичей и
северян занимали территорию среднего
Приднепровья и Полесья;
2) волыняне и бужены, заселили западную
оконечность Русской равнины;
3) радимичи и вятичи проживали на востоке
равнины;
4) уличи и тиверцы поселились на юге;
5) союз племен кривичей осваивал нечерноземную
зону;
6) ильмените - славяне размещались в северо-западных
регионах.
Почти до самого конца IX столетия у восточных славян оставался в действии родоплеменной строй. Роды восточных славян объединялись в племена, а племена в более крупные образования – союзы племен. Возникновение таких более крупных групп на основе более мелких объясняют зачастую одной важной причиной – ростом населения и, таким образом, острой необходимостью осваивать все новые и новые территории.
У восточных славян действовала примитивная форма демократии:
1) все наиболее важные вопросы должны
были решаться на родовых или племенных
собраниях (вечах);
2) большой вес имело при принятии тех или
иных решений мнение пожилых сородичей
– старейшин. В этот же период появляется
должность военного вождя (князя), необходимыми
атрибутами которого считались особое
происхождение, физическая сила и военная
доблесть. Князь имел свою дружину воинов,
возглавлял племя во время войны. При этом
вождь оставался первым среди равных.
Часто форму демократии у восточных славян
называют «военной демократией».
Для родовых общин восточных славян было характерно отсутствие частной собственности, все имущество являлось коллективным.
Хозяйство
было еще слабо развито. В основе хозяйства
находилось земледелие, которое отличалось
примитивным характером, велось без соблюдения
севооборота. Восточные славяне использовали
несовершенный плуг («рало»). Вместе со
скотоводством у восточных славян в VII–IX
II вв. были развиты промыслы. В особенности
были развиты рыболовство и бортничество
(собирательство меда диких пчел). Внутренняя
торговля в этот период только зарождалась,
хотя уже получила развитие внешняя торговля.
Так, например, восточные славяне вели
активную торговлю с Византией, древними
скандинавами (варягами), народами Востока.
Продавали они меха, мед, воск, рабов, а
покупали оружие, вина, ткани. Самыми знаменитыми
были торговые пути, которые назывались
«из варяг в греки» (шел из Балтийского
моря в Черное по Днепру) и «из варяг в
арабы» (из Балтийского море в Каспийское
по Волге).
Ответ на вопрос №3.
а) Классификация и общие сведения
“Язычество” , как известно, — крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или до мусульманская религия татар.
Славяно-русскую
часть общечеловеческого
Главным, определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса; важен символический оррамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические материалы — сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории познания мира и природных явлений человечеством.
Сопоставляя фольклорные данные с надежными хронологическими ориентирами, имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия, начало литья металла, появление железа, время постройки первых укреплений и т.п.) , можно уловить динамику языческих представлений, выявить стадии и фазы их развития.
В самом начале 12 в. русский писатель, современник Владимира Мономаха предложил периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:
1. Культ "упырей (вампиров) и берегинь" - одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.
2.
Культ земледельческих
3.
Культ Перуна, являвшегося в древности
богом грозы, молний и грома,
а в дальнейшем ставшего
4. После принятия христианства в 988 г. язычество продолжало существовать, отодвинувшись на "Украины" государства.
Праславянское
общество 6 - 4 вв. до н.э., занимавшее восточную
половину общеславянской прародины, достигло
высшего уровня первобытности. С
этой эпохи, называемой скифской, начинается
полутора тысячелетний период, завершающийся
созданием феодального
Этот
ежегодный праздник устраивался
в честь таких священных
Информация о работе Язычество Древней Руси и его роль в русской культуре