Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:41, реферат
Надо сказать, что, нередко, сталкиваясь в повседневной жизни с явлениями, характерными чертами, устными и другими памятниками языческой культуры, мы, однако же, крайне редко сталкиваемся с понятием ЯЗЫЧЕСКИЙ/ЯЗЫЧЕСТВО, которые по причине негативных ассоциаций заменяют на слова ТРАДИЦИОННЫЙ, НАРОДНЫЙ, ДРЕВНИЙ. Даже в наше время, в которое, казалось бы, царит практически неограниченная свобода слова, к употреблению этого понятия относятся крайне осторожно, так же стараясь по возможности заменять его на более нейтральные слова с близким ему контекстуальным значением.
Андрей
Надо сказать, что, нередко, сталкиваясь в повседневной жизни с явлениями, характерными чертами, устными и другими памятниками языческой культуры, мы, однако же, крайне редко сталкиваемся с понятием ЯЗЫЧЕСКИЙ/ЯЗЫЧЕСТВО, которые по причине негативных ассоциаций заменяют на слова ТРАДИЦИОННЫЙ, НАРОДНЫЙ, ДРЕВНИЙ. Даже в наше время, в которое, казалось бы, царит практически неограниченная свобода слова, к употреблению этого понятия относятся крайне осторожно, так же стараясь по возможности заменять его на более нейтральные слова с близким ему контекстуальным значением.
Чтобы положить конец негативным ассоциациям, а порой и ненависти, связанной с этим понятием, для начала необходимо разобраться в этимологии, в его семантике. Отталкиваясь от самого обобщенного и простого определения язычества, выясняется, что язычество - "общее название древних религий, характерной особенностью которых является многобожие". То есть язычеством здесь названы все самые ранние и примитивные модификации религии, начиная с эпохи палеолита, как то тотемизм, анимизм, магия и т.д.
Уже в эпоху верхнего палеолита у сапиентного человека сложились идеи о существовании, наряду с реальной жизнью, иного мира - мира умерших и духов; идеи о наличии сверхъестественных связей между людьми и животными, растениями; вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предметов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестественного могущества. Таким образом, религиозные представления наших предков суть языческие представления.
Однако предки наши язычниками себя называть не могли, и самого понятия язычества не существовало, так как для них их вера была не ралигиозной системой, а живым, естественым порывом, движением, стремлением души, единственной правдой их жизни, блюдя которую они наилучшим образом обеспечивали свое существование, выживание, пропитание.
Слово "язычество" появилось нaмного позже.
Кем были люди, которые вразрез с интересами знати и высшей власти продолжали верить в свои идеалы? Это были простые крестьяне, сельчане, деревенские жители. И так, древнейшая вера наших предков получила как говориться "рабочее" название -paganism, от лат. paganus - сельский, языческий, которое в свою очередь от лат. pagus - село, округ, деревня. То есть изначально понятие языческий тождественно понятию народный. То жн мы наблюдаем и в русском языке язычество от древнерус. языки - народы.
Суть языческих культов — магическое воздействие на природу. Циклы постоянного возрождения природы, биологической и хозяйственной жизни коллектива (рода, общины) в представлении язычников были взаимосвязаны. Поэтому "календарные" праздники включали также "семейные" торжества — свадебные обряды, пиршества и т. п. Языческие (античные и др.) культы сменялись т. н. мировыми религиями (см. Христианство, Ислам, Буддизм).
Родоплеменные
культы не удовлетворяли
Язычество было вытеснено официальной религией в область народной культуры: соблюдение христианской обрядности (церковные службы, посты и т. п.) сочеталось с общинным отправлением аграрных культов, участием в пирах и игрищах, с которыми боролись средневековые церковники, объявлявшие также языческими и различные формы искусства и народного творчества.
С другой стороны,
церковь включила в число
Андрей
Славянские традиции
Свадебная традиция
Свадебные традиции славян – язычников в корне отличались от традиций православных славян. Согласно языческому обычаю жених, предварительно оговорившись с невестой, похищает ее во время гуляний. После чего отцу невесты жених отдавал за девушку вено – выкуп.
По традиции жених на свадебной церемонии должен быть в белом одеянии, а вот невеста в красном. На протяжении всего свадебного обряда, жених держит невесту за руку в знак привязанности к своей суженой.
Мать жениха готовила брачное ложе: сперва настилала снопы (ровно 21), поверх снопов стелила перину и одеяло, сверху бросала кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки). Возле ложа ставила кадки с мёдом, ячменём, пшеницей, рожью. После чего, будущая свекровь обходила ложе с рябиновой веткой в руке.
Место жениха на свадебном ложе занимал младший брат или подросток, у которого жениху необходимо было выкупить. После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажжённой свече, шли к капищу. Впереди них шли плясуньи, за ними несли каравай, на котором лежали сребреники. Сваха осыпала невесту и жениха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпала ещё и гостей.
Сам обряд венчания проводили после полудня. Обряд венчания проводил жрец. В конце обряда, жрец соединял руки молодых и приказывал им поцеловаться. В знак покровительства и защиты, жених покрывал полой своего плаща молодую жену. Затем жрец давал им чащу с медом, молодожены по очереди пили из нее трижды, а остатки жених выливал на жертвенник и произносил:
«Пусть так под ногами будут потоптаны те,
Кто будет сеять меж нами раздоры.»
Согласно поверью, главой в семье становился тот, кто первый наступит на пустую чашу из под меда. Можно провести аналогию с современным обычаем, когда молодожены разламывают свадебный каравай. Тот у кого в руках останется больший кусок, тот и будет главой в семье.
Свадебное застолье проводилось в доме жениха. По дороге домой молодые должны были идти, крепко прижавшись друг к другу, а гости дёргали их за рукава, пытаясь разлучить. После такого нехитрого испытания все усаживались за стол и начинали пировать. Молодым на стол подавали жареную курицу, однако есть они могли только после окончании свадебного застолья. В разгар свадебного пира молодожены уходили в сени, где заранее было подготовлено брачное ложе, взяв с собой курицу и каравай. Перед тем, как занять брачное ложе, невеста разувала своего молодого супруга и если в первом сапоге оказывалась монета, то их ожидала счастливая жизнь.
У дверей, с обнажённым мечом, ходил дружка жениха, охраняя покой молодых.
Через некоторое время гости посылали узнать о «здоровье». Если жених отвечал, что он в «добром здоровье», значит «доброе» свершилось. «Весёленько встав», молодые приступали к еде. Взяв курицу, новобрачный должен был отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо.
Когда молодые присоединялись к гостям дружка обращался к гостям и просил у них благословения для молодых. После подобных благословений пир разгорался с новой силой. Застолье заканчивалось игрищами.
Артем
Виды язычества
Идолослужение
Идолослужение (от греч. видение, призрак, видимость, грёза, идеал, кумир) - это поклонение идолам (в прямом или переносном смысле), то есть "похотям", целям, идеям, кумирам, унижающим человека, делающим его бездуховным (по слову апостола: "это люди... душевные, не имеющие духа". - Иуд. 19), часто аморальным.
но имеет различные
формы в религиозном и
Но не обязательно идолослужение связано с религиозным мировоззрением и культовыми жертвоприношениями. Идолослужение имеет и множество нерелигиозных форм, как социальных, так и индивидуальных. Идея всемирного господства, культ бизнеса и моральной вседозволенности, культ произвола под личиной свободы и подобные им социальные идолы служат объектами часто гигантских по своим масштабам жертвоприношений.
Артем
Значение имен у язычников
Сейчас мало кто придает особое значение имени, родителя стараются выбрать для ребенка имя, чтобы оно красиво звучало, подходило к фамилии и отчеству. Но в древности имя было частью личности человека и его старались сохранить в тайне. Считалось, что таким образом человек ограждает себя от порчи, недугов и проклятия колдунов.
Правда, этот обычай был больше распространен во времена язычников, и не только славян. Человек не должен был говорить свое настоящее имя незнакомому человеку. Считалось, что открыть свое имя можно было только тому, кому полностью можно доверять, и открывая свое настоящее имя – открываешь свою душу. Кроме того, язычник никогда не скажет: «Я Ярослав», принято было говорить: «Меня называют Ярославом».
В общении же чаще всего использовали прозвища, причем старались чтобы они имели непривлекательный характер, дабы не заинтересовать недуг. В некоторых случаях вместо прозвища незнакомым людям представлялись как: «Из рода». Есть интересный факт, описанный в одной скандинавской саге: Викинги попадают в плен к норвежскому правителю Эйрику. Их собираются казнить, пощады ждать не приходится. Однако внимание Эйрика привлекает один из пленников — очень красивый парень, к тому же проявивший невероятное мужество. Правитель спрашивает пленника, кто он такой, и викинг отвечает: «Они называют меня Сигурдом. И мне сказали, что я — сын Буи…»
Кстати, подобные ситуации часто встречаются в книгах о магии или в фэнтези на тему древности. Поэтому, можно смело утверждать, что это не плод богатого воображения авторов, а вполне доказанный исторический факт.
Даждьбог
Праздник Даждьбога отмечали весной, и он носил название Велик - день (это время совпадает с христианской Пасхой). В этот день хоронили или сжигали Кострому или Кострубоньку, пекли сладкие хлебы, а яйца красили луковой шелухой в солнечный красный цвет.
Кроме этого считалось, что праздниками в честь Даждьбога были летние и зимние русалии - праздники, приуроченные к дням летнего и зимнего солнцестояния.
В обрядовой календарной песне, относящейся к весеннему циклу, Даждьбог высылает соловушку "замыкать зиму и отмыкать лето".
Юный и прекрасный языческий бог, податель всевозможных благ, в сознании древних людей был как бы дополнением, "своим", русским вариантом образа Христа; на ритуальных диадемах древнерусских княгинь в центре изображался или Даждьбог, или Христос.
Артем
Концовка
Язычество, таким образом, есть такое направление жизни, которое характеризуется ложным отношением человека к Богу, к себе, к миру. Язычество не охватывается поэтому рамками какой-либо одной религии или определенной их совокупности (например, греко-римского политеизма, индуизма и т.д.). Оно значительно шире и включает в себя как различные религии мировоззрения, так и сам характер и дух жизни всех людей, в том числе и многих христиан, которые отвергают Евангельские нормы жизни.
Максим
Мистицизм
Мистицизм (от греч. таинственный, мистерийный) - понятие достаточно широкое. "Мистерии" - это "таинства", "тайные учения", "тайные культы", о которых не полагается рассказывать непосвященным. Мистической, следовательно, является такая религия, которая "замыкает уста", то есть молчит о своих сокровенных тайнах в присутствии профанов и, более того, - отвращается от внешнего мира, закрывает глаза и уши, дабы обрести спасение внутри самой себя.
Если исходить из такого понимания мистицизма (а оно выражает его существо), то становится очевидным, что мистицизм далеко отстоит от православия, во многом даже противостоит ему и, как следствие этого, в отличие от истинного богопознания, приводит человека к ложному пониманию всей духовной жизни. Поэтому то "легкое" употребление терминов "мистика" и "мистический опыт" в приложении к любому явлению "того" мира, любому опыту контакта с ним, безотносительно к их характеру, чревато очень серьезными последствиями.
Мистицизм имеет много разновидностей . Однако все их можно разделить на две основные категории: естественный и приобретенный.
Естественный мистицизм - тот, который обнаруживается у человека как его природная способность, например, предвидения, целительства, ясновидения, телепатии и др.
Характер же "лечения"
мистика состоит в воздействии
именно на душу больного (в отличие
от обычной терапии) и уже через
нее на тело. Таким образом, духовно
слепой, внедряясь своими неочищенными
"руками" в душу другого, заражает
ее, нарушает тонкий, сокровенный порядок
души и тем наносит часто
Тем более
необходимо всячески избегать
даже случайных воздействий (
Максим
Праздник
Праздник Вуду
Отмечают: 10 January
Ежегодно в Бенине, государстве
в Западной Африке, где более семидесяти
процентов жителей республики являются
приверженцами языческих