Западноевропейская культура эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:35, реферат

Описание

Рассматриваемый в этой главе период в истории западноевропейской цивилизации исключителен с точки зрения небывалого взлета и масштабов культурных явлений в жизни всех европейских стран. Наряду с подлинно культурным переворотом, а зачастую на основе достижений культуры Ренессанса, происходили глубокие социально-экономические процессы, определившие формы новых хозяйственных, общественных отношений в рамках формировавшейся рыночной системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Новое мировоззрение ……………………..............................................4
Глава 2. Итальянское возрождение…………………………………………….8
2.1. Проторенессанс………………………………………………………8
2.2. Ранний ренессанс……………………………………………………10
2.3. Высокий ренессанс………………………………………………….12
2.4.Искусство Венеции ………………………………………………….14
2.5. Поздний ренессанс………………………………………………….15
2.6. Окончание эпохи ренессанс………………………………………..16
Глава 3. Средневековое возрождение………………………………………..18
3.1. Реформационное движение…………………………………………18
3.2. Возрождение в Нидерландах………………………………………20
3.3. Французский ренессанс…………………………………………….22
3.4. Ренессанс в Англии…………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………................25
Список литературы…………………………………………..............26

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 59.62 Кб (Скачать документ)

Вслед за Германией реформационное движение быстро распространилось на другие страны Европы. Однако в различных  странах Реформация имела свои особенности. Среди стран, оказавших мощное влияние на процесс Реформации в Европе, была Швейцария, где зародилось цвинглианство и получил развитие кальвинизм. Реформационное учение Ульриха Цвингли (1484—1531) имело много общего с лютеранством, но более решительно требовало изменения обрядности. В отличие от лютеранской доктрины цвинглианство отстаивало республиканские принципы устройства церкви и общества, что обусловило разрыв между этими реформационными движениями, в известной степени определило узкие рамки его популярности в Европе. Первоначальный успех цвинглианства в Швейцарии, высшей точкой которого можно считать объединение части реформированных протестантских кантонов, сменился полным военным поражением центра цвинглианства Цюриха в войне с враждебными группировками и гибелью самого Цвингли.

Тем не менее на благодатной почве, подготовленной цвинглианством в Швейцарии, расцвел кальвинизм, вышедший далеко за рамки этой сравнительно небольшой страны. Жан Кальвин (1509—1564), глава крупного протестантского направления, родился во Франции, а в 1556 г. прибыл в Женеву, которая и стала новым центром реформационного движения. Учение Кальвина наиболее последовательно защищало интересы буржуазии, будучи направленным против как католицизма, так и течений народной Реформации. В значительной мере успех кальвинизма в Швейцарии, а также и других странах был определен республиканскими принципами организации реформированной церкви в сочетании с нетерпимостью к проявлениям инакомыслия.

3.2. Возрождение  в Нидерландах

Начиная с XV в. Нидерланды становятся крупным центром европейской культуры. Быстрое экономическое развитие страны, однако в рамках Бургундского государства, наложило отпечаток на характер нидерландской культуры. Развитие гуманистических идей происходило под влиянием достаточно тесных связей с Италией и рядом других европейских стран и, что представляется весьма важным, под воздействием борьбы за национальную независимость. Крупнейшим представителем культуры Возрождения Нидерланд ов был Эразм Роттердамский (1469—1536). Большую популярность гуманисту принесли сатирические произведения «Похвала глупости» (1509 г., 40 переизданий при жизни), «Домашние беседы» и др., в которых высмеивались суеверия, схоластическое мировоззрение, сословная кичливость и прочие пороки. Сатира гуманиста способствовала воспитанию свободомыслия, стремлению к знаниям, развитию предприимчивости. Произведения мыслителя вышли далеко за пределы Нидерландов, оказав сильнейшее воздействие на гуманистический процесс в Германии, Франции, Испании, Англии. При этом идеи Эразма Роттердамского не носили резкого радикального характера, мыслитель скорее искал компромиссные решения достаточно острых религиозно-философских, социальных и политических проблем.

В условиях революционных  десятилетий в Нидерландах гуманистическая  литература по вполне понятным причинам приобрела более радикальный  характер, о чем свидетельствует к примеру, произведение Филиппа Альдехонде (1539—1598) «Улей святой римской церкви»..

Однако в большей степени  традиции итальянского Возрождения  получили развитие в художественном творчестве Нидерландов. Эта небольшая  страна подарила мировой культуре живописцев Яна Ван Эйка (ок. 1390—1441), с которым связывают новую технику живописи маслом, Хиеронимуса (ок.1460— 1516); Литера Брейгеля (1525—1569), Франса Халса (между 1581 и 1585—1666).

Нидерланды стали родиной  двух самостоятельных жанров живописи — натюрморта и пейзажа, расцвет которых был вызван тем, что Реформация запретила художникам писать картины на религиозные темы, и им пришлось искать новые направления.

Наиболее замечательными художниками Европы XVII в. были нидерландцы Питер Пауэл Рубенс (1577—1640) и Харменс ван Рейн Рембрандт (1606—1669).



В творчестве Рубенса приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы от чувственной  красоты образов, точных наблюдений действительности. Рубенс писал картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие с креста», «Союз Земли и Воды» и др.), а также полные жизни и обаяния портреты {«Камеристка» и др.)

Творчество Рембрандта характеризуется  глубоким психологизмом и исключительным мастерством живописи, основанным на эффектах светотени. Рембрандт создал около 60 автопортретов, около 300 офортов и более 1000 рисунков. Писал портреты на религиозные («Святое семейство») и мифологические («Даная») сюжеты, а также групповые («Ночной дозор»).

В последний период жизни, когда судьба отвернулась от него, творчество художника приобретает  мрачные тона, в портретах появляются меланхолия и уныние {«Ян Сикс»).

Весьма любопытной формой распространения образования, популяризации  передовых идей, возникшей в Нидерландах, были риторические общества, которые создавались энтузиастами в городах и сельской местности. Добровольный и предельно демократический характер этих объединений делал весьма эффективной их деятельность.

3.3. Французский  ренессанс

Гуманистическое движение захватывает  Францию лишь в начале XVI в. В то время Франция была абсолютной монархией, что накладывало в целом отпечаток на ее куль-

туру. Не менее важной чертой гуманистического движения во Франции  был его ярко выраженный национальный характер.

Наиболее выдающимся представителем французского гуманизма был автор  сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (1494— 1553). В основу этого по существу глубоко народного произведения легли весьма распространенные в XVI в. народные книги о великанах. Автор беспощадно бичует католическую церковь за пороки ее служителей, высмеивает невежество, ханжество, раболепие и т.п. Большое просветительское значение имела литературная группа из семи поэтов — «Плеяды»1. Ее основатели — поэты Пьер де Ронсар (1524—1585) и Жоаке Дю Белле (1522— 1566), вдохновленные классическими моделями, работали над усовершенствованием французской поэзии и способствовали развитию общенационального современного языка.

Значительных высот достигают  общественная мысль, философия, этика. В эти годы творил выдающийся мыслитель-гуманист Франции Мишель де Монтень (1533—1592), родоначальник литературной формы — эссе. Крупное произведение Монтеня — эссе «Опыты», утверждавшее идеи рационализма, оказало воздействие на развитие западноевропейской мысли. Приведем один из афоризмов Монтеня:

 

Если потребуется объяснить, за что же все-таки я любил его, смогу только повторить. «Потому  что он таков, потому что я таков».

3.4. Ренессанс   в Англии

Развитие Ренессанса в  Англии носило длительный характер. При  этом весьма отчетливо видно первоначальное влияние идей итальянского Возрождения  на творчество гуманистов Англии. Центром  гуманистических идей был старейший  Оксфордский университет. Крупнейшим представителем Возрождения считается Томас Мор (1478—1535), автор социально-философского произведения «Утопия», положившего начало направлению утопического социализма. Гуманистическую поэзию Англии представляют Томас Уайет (1503—1542), он ввел в английскую поэзию жанр сонета, Филипп Сидней (1554—1586) и наиболее одаренный поэт Лестер Эдмунд Спенсер (ок. 1552—1599), которого называли «поэт поэтов».

Расцвет Ренессанса в Англии пришелся на конец XVI — начало XVII вв., достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564—1616). Перу титана английского Ренессанса принадлежит 37 пьес, среди которых не сходящие и поныне со сцен многих театров в мире «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Генрих IV», «Ричард III», a также многочисленные стихотворения, циклы, поэмы и непревзойденные сонеты. Благодаря творчеству Шекспира получает развитие театральное искусство Англии, которое играло значительную просветительскую роль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Возрождения для всех стран. Это прежде всего философия гуманизма как основополагающая доктрина эпохи, переоценка значения индивидуума в биосоциокультурном процессе. Основой же для распространения гуманистической доктрины Возрождения в Европе явились процессы становления рыночного хозяйства, субъекты которого остро нуждались в новом мировоззрении. Это мировоззрение рождалось в упорной борьбе с застывшей традиционной церковной схоластикой. Реформационное движение как неотъемлемая часть социокультурного процесса Возрождения также охватило большинство западноевропейских стран, подчас принимая крайние формы кровопролитных войн за новую церковь. Иными словами, феномен Возрождения нельзя рассматривать лишь в явно тесных для него рамках развития отдельных отраслей духовной культуры. Эпоха Возрождения заложила основы системы ценностей современной западноевропейской цивилизации, не оказав столь сильного влияния на народы восточной цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Алпатов М. В. и др. Искусство. Книга для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура. — М.: Просвещение, 1969.

2. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. — М.: Высшая школа, 1993.

3. Мамонтов С. Основы культурологии. — М., 1994.

4. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

5. Тяжелое В. Н, Искусство средних веков. — М.: Изобразительное искусство, 1993.

6. Удальцова Э. В. Византийская культура. — М.: АН СССР, 1988.

1 Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения//Искусство. Книга для чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура. — М.: Просвещение, 1969. — С. 82.

1 Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990. — С. 61—62.

1 Капелла — католическая часовня; небольшое отдельное сооружение или помещение в храме.

2 Франциск Ассизский (1181—1226) — итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, в 1228 г. канонизирован.

1 См., например: Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры//Избранное. М., 1996.

1 В христианской церкви совокупность священнослужителей и церковнослужителей; то же, что духовенство.

1 Маньеризм (от итал. manierismo, от maniera — манера, стиль) — программное стремление выражать субъективную, внутреннюю идею художественного образа, рождающегося в душе художника.

1 Лозинский С.Г. История папства. — М.: Политиздат, 1986. — С. 226—227.

1 Название группы произошло от одноименного созвездия, состоящего из семи звезд.


Информация о работе Западноевропейская культура эпохи Возрождения