Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:13, реферат
Крупный исторический период, именуемый «Средними веками», не имеет общепринятых хронологических рамок. Во многом определяется различием взглядов на своеобразие и место данной эпохи в истории западноевропейских стран, культуру их народов. Так, до настоящего времени еще сохраняется взгляд на Средние века как период некого провала в культурном развитии между античностью и Новым временем.
ВВЕДЕНИЕ…………………….………………………………………………….3
1. Общая характеристика Раннего Средневековья……………………………..4
1.1. Укрепление и распространение христианства………………..……………4
1.2. Влияние религии на культурную жизнь…………………………………....8
1.2.1 Богословие.………………………………………………………………….9
1.2.2. Философия…………………………………………………………...……11
1.2.3. Институт монашества…………………………………………………….12
1.2.4. Литература……………………………………………………………...…13
1.2.5. Городская культура………………………………………………………14
1.2.6. Искусство………………………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….……………………………………22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...…………..23
Благодаря разнообразию объемов, сочетавшихся в одном здании наружный облик каролингского храма пластически обогащается, можно даже сказать, что с этого времени он начинает играть важную роль в эстетическом впечатлении, производимом архитектурой.
Хотя каролингская эпоха заложила основы будущего общественного и культурного развития Европы, после ее распада это развитие на целое столетие приостановилось. В X веке новая волна вторжений – норманнов с севера, арабов – с юга и венгров – с востока подвергла опустошению большую часть европейских стран. Культурные центры были разорены, строительная деятельность почти замерла.
Искусство оттоновской эпохи. В наиболее благоприятном положении оказалась в то время восточная часть Германии – Саксония, далекая от больших рек, по которым норманны пускались в свои разбойничьи набеги. Здесь с начала X века воцарилась саксонская династия королей, и уже в 962 году один из них – Оттон I получил в Риме императорскую корону.
Опираясь на авторитет Рима, Оттон I и его последователи не имели последовательной программы возрождения античных традиций. Саксонские земли были очень удалены от Рима, и никаких следов античной цивилизации там не существовало. С другой стороны, каролингская эпоха оставила в наследство искусству X века достаточное количество ценных художественных идей. Дальнейшее укрепление позиций церкви привело к расширению церковного строительства.
Лучшими саксонскими церквями являются: монастырская церковь св. Кириака в Гернроде и церковь св. Михаила в Гильдесгейме. Эти церкви с гладкими толстыми стенами и массивными башнями имеют суровый грозный вид. Сохраняя основные черты раннехристианской базилики, трехнефную структуру и деревянные покрытия, они в то же время унаследовали и развили то новое, что содержалось в каролингской архитектуре – четкость наружных, прямоугольных и цилиндрических объемов трансептов, апсид, башен и главное, сами башни у фасадов и над средокрестием.
Изобразительное искусство «оттоновской», как ее называют, эпохи было еще более новаторским, чем архитектура. В нем труднее заметить следы воздействия античных форм, зато можно видеть вполне определившимися многие специфические черты средневекового искусства. Они особенно заметны в бронзовых рельефах.
Стремлению сделать цикл легко читаемым подчинена и образная система этих рельефов. Фигурки, большеголовые, неуклюжие, с едва намеченными чертами лиц и мешковатыми телами казались бы примитивными, если бы не удивительная красноречивость их жестов. Жест, а также поза становятся в этих рельефах главными средствами выразительности.
В немецких миниатюрах X века появляются сцены, иллюстрирующие эпизоды Священного писания, причем фигуры в этих сценах обладают той же выразительностью жеста, что и в гильдесгеймских рельефах. Руки и пальцы персонажей даже чрезмерно удивляются, чтобы смысл жеста легче воспринимался зрителем.
Миниатюры «оттоновской» эпохи, выполняющиеся в монастырских скрипториях с двух- или трехвековой традицией переписывания и украшения книг, к тому же предназначавшиеся для глаз императора и высшего духовенства, отличает гораздо большая сложность художественного языка. Их образы ярко свидетельствуют о духовной силе церкви. Все эти миниатюры исполнены мрачного пафоса. Фигуры в них полностью утрачивают объемность, унаследованную каролингской эпохой от античности. Они рисуются на непроницаемой плоскости золотого фона. В этих миниатюрах почт нет ни зданий, ни растений, которые бы характеризовали место действия. В этом искусстве нет и намека на человечность, задушевность. Оно категорично и непреклонно утверждает догматы веры.
Романский стиль. Все черты «оттоновскогго» искусства – тяжесть масс и ясность объемов в архитектуре, выразительность жеста, систематическая последовательность повествования и пафос духовности в изобразительном искусстве – являются уже чертами романского стиля, особенно получившего развитие с конца X в. Сам же термин «романский» был введен в научный оборот в начале XIX в. французскими археологами, которые увидели сходство обнаруженных построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками и т.д. Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи – фрески, а снаружи – ярко раскрашенные рельефы. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь – основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Характерными образцами романской архитектуры являются собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орствале, Оксфорде, Винчестере и др.
Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.
Готический стиль.К концу XII в. романский стиль сменяется готическим (от итал. gotico – готский, по названию германского племени готов).
Расцвет его относится к XII-XV вв. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период Классического Средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются стройными колоннами, собранными как бы в пучки; огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами и непременной «розой» над входом в храм. В основе готического храма лежит форма латинского креста.
Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчеркивавшими наиболее характерную черту готики – устремленность ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция).
Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны большая протяженность и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Наиболее яркими образцами готического стиля Англии являются Вестминстерское аббатство в Лондоне, соборы в Солсбери и др.
Переход от романского стиля к готике в Германии был более медленным, чем во Франции и Англии. Этим объясняется наличие большого количества сооружений эклектического стиля. Недостаток строительного камня, особенно в северных районах Германии, вызвал к жизни кирпичную готику, распространившуюся достаточно быстро по всей Европе. Первым кирпичным готическим храмом была церковь в Любеке (XIII в.).
В XIV в. возникает новая техника – пламенеющая готика, для которой было характерно украшение здания каменным кружевом, т.е. тончайшей резьбой по камню. К шедеврам пламенеющей готики можно отнести соборы в городах Амбре, Амьене, Аласоне, Конше, Корби (Франция).
Готическая архитектура выдвинула новые требования к скульптуре и живописи. Появляется круглая скульптура, изображение становится более реалистичным, богаче палитра красок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эпоха Средневековья не может рассматриваться как период провала в развитии западноевропейской культуры от античности к Новому времени. Также едва ли можно смотреть на нее как период своеобразного застоя. При всей противоположности культурологического процесса более правомерно утверждение о том, что именно в это время сложились важнейшие черты западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства. Институт церкви, христианское вероучение занимали в рассмотренный период доминирующие позиции практически во всех сферах культурной жизни средневекового общества. Однако на излете эпохи классического средневековья отчетливо проявилась тенденция к секуляризации, прежде всего в духовной сфере на основе распространения гуманистических идей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Культурология. История мировой культуры. Под редакцией проф. А.Н.Марковой. М.:ЮНИТИ,2000.
2. Н. А. Дмитриева. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1985 г.
3. Очерки истории искусства под редакцией Н. Е. Григоровича и Г. Г. Поспелова. М.: Советский художник, 1987 г.
4. П. П. Гнедич. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1997 г.
3